Воля, служба, ссылка, каторга

Самая интересная часть истории государства находится на её окраинах и границах, куда, как правило, сначала бегут вольнолюбивые люди, затем высылаются нетерпеливые, а потому лучшие умы, за ними следуют возмутители спокойствия, уголовные элементы. Значительная часть их оседает на окраинах.
Считает ли наука эти категории людей элементами брожения и закваски общества или они препятствую развитию страны? Почему Сергей Есенин признавался в том, что если бы он не был поэтом, то обязательно стал бы вором или разбойником? Непростой вопрос…

Русь расширяли Сибирью –
1) вольные ватаги,
2) государевы люди,
3) подневольные люди, за счёт которых происходило массовое заселение территории,
4) преступники, осужденные и отбывающие разные сроки наказания.

Воля, служба, ссылка, каторга – вот четыре явления, которые и определяют по нарастающей историю пришлого населения Сибири. Доля аборигенного населения по отношению к пришлому, которое на сегодня уже стало коренным, и в прошлом, и сегодня вряд ли достигает 10-15 процентов.
От потомков соратников Ермака и «меньшиковых в Берёзове», обнищавших русских дворян и ссыльных всех сословий, пленных шведов, французов, поляков, горцев, многочисленных монгольских племён, коренных жителей тайги, осевших и беглых каторжников – таков живописный состав населения современной Восточной Сибири.

Если о походе Ермака и первых русских рэкитерах, войне русских и бурят, известно из имеющейся литературы, то ссылка и каторга – это сухая канцелярия, сдобренная воспоминаниями, в которых зачастую преобладают личные наблюдения эмоциональной окраски. Но реальная консистенция следует за пеной, а литература, не в обиду авторам, - вторичный продукт, в котором невозможно определить первичный состав предлагаемого блюда. Лучший помощник в поисковой работе – документы, факты, статистика, карты, а также историческое чутьё.
Чем ближе к месту событий, тем острее нюх.

Особо надо отметить целую системы ссылки в Сибирь, каторга же находится внутри этой ссылки. Часть населения Сибири относится к потомкам ссыльных всех имеющихся категорий. А это:
1. Ссыльнокаторжные.
2. Ссыльнопоселенцы.
3. Сосланные на водворение.
4. Сосланные на житье.
5. Административно-ссыльные.
Основная масса каторжников отправлялась сначала в Забайкалье, поз-же – на Сахалин. В 1898 году из 309 265 ссыльных Сибири каторжников было всего 3,4 процента – 10 688 человек. Большинство из них отбывали наказание в Нерчинском горном округе. За XIX век в Сибирь сослано 900 тысяч человек, в том числе 121 осужденных в 1826 году на разные сроки декабристов, 85 из них – в Читу, где ко времени их прибытия было 49 домов.

Нерчинская и Карийская каторги и первое серебро России неотделимы друг от друга. Тут люди реально гибли за металл: сначала – серебро (Нерчинский Завод), позже – золото (Кара), а с ними и остальные драгоценные и полудрагоценные металлы и минералы.
Место каторги – Нерчинский горный округ, принадлежавший с 1780 года Кабинету Его Императорского Величества, ныне территория Забайкальского края и часть территории республики Бурятия. Всё население этого огромного округа, так или иначе, было связано с каторгой. Часть современного населения этой территории, особенно Забайкальского края, – потомки каторжников, охранников, обслуживающего персонала, включая казаков. В 1916 году в Забайкальском казачьем войске было 265 000 населения, служило же только 14,5 человек.

Попробуем вникнуть в историю нашей каторги. Причина простая: я родился и живу на этой каторге, которая мало изменилась с прошлых времён в нравах и стереотипах поведения человека: от бессмысленной бесчеловечности и нищеты до удивительного взлёта человеческого духа.

P. S. Заметки эти написаны в 2017 году, в самом начале моей работы в блокчейн «Голос» под впечатление децентрализации цифровой валюты. Согласитесь, что децентрализация денег вообще означает воплощение вековой мечты всех, кто так или иначе боролся за освобождение человека от зависимости чего бы и кого бы ни было.
Но мне надо бы увидеть реальных людей, боровшихся за подобную свободу в своём понимании, независимо от из взглядов, методов, ошибок или социального статуса…
Конечно, в моей работе могут быть ошибки. Но умные исправят их, даже не заметив. Остальных они же и простят.

Продолжение следует.

На снимке 2004 года: я у входа в штольню горы Крестовка, где было добыто первое серебро России каторжниками.

Все материалы в папке "Неволя и Сибирь". http://www.proza.ru/avtor/baldorzhiev&book=26#26


Рецензии
Уважаемый Виктор!
Только сегодня я обнаружила, что вы писали на темы, перекликающиеся с теми, о которых я писала на ПРОЗА.РУ в течение последних полугода, собрав до этого в течении нескольких лет, а усиленно в 2019 году, множество материалов по истории своего родного села Хотоши-Боржигантай и Бурят-Монгольского военного конезавода. Прочитала часть оглавлений ваших трудов, читать не стала.

Рада за вас и за читателей ваших произведений. За то, что они будут больше знать о нашем Приононье, Забайкалье благодаря Вам.

Решила вас уведомить, что я ничего у вас "не сперла", не переписала. Пока вы не обвинили меня еще в чем-нибудь, как ранее. Читала ваши статьи о Боржигантае и наших людях в СМИ, но, вероятно, не все. Т.к. с 18 лет не живу постоянно на родном Ононе. Пользуюсь, вероятно, теми же источниками из Интернета, библиотек, что и вы. Еще документальными материалами из разных федеральных архивов,АФ ГАЗК, ГАЗК,НА РБ, Ленинки, Президентской библиотеки и т.д. А также теми знаниями и навыками, что получила во времена работы в Иркутском облгосархиве- именно при мне был открыт для исследователей доступ к Фонду декабристов и я была знакома с большинством исследователей, историками; в Фонде Солженицына - координатором по оказанию помощи бывшим узникам ГУЛАГа, в т.ч. из Читинской области, Бурятии и т.д.
Базарсадаева Дарима.

Дарима Базарсадаева   10.04.2020 12:24     Заявить о нарушении