Удав и Кролик части 5-7

Часть 5.

Года два или три назад я случайно оказалась в его доме.  Была такая подработка у меня, что надо было ходить по домам и переписывать-проверять данные. Ходили мы по парам, чтоб не страшно было и мой напарник весьма этому соответствовал - спортивного телосложения был мужчина. Помню, подошли к очередному дому - высокий забор, за ним грозно собака лает. Постучали, покричали. Спустя время, через забор выглядывает голова хозяина. Объясняем, зачем пришли. Убрал собаку. Открыл калитку. Провел через двор.  Вошли в дом. Пока я переписывала и сверяла данные, мужчины нашли о чем поспорить. Хозяин чем-то недоволен, видать, не нашли общего языка и очень эмоционально что-то доказывает. Типичный случай. Я закончила свою работу, а они никак не могли договориться. Я в спор не вступаю, но чтобы не слушать, отошла в сторону. В коридоре на стенах висят картины. Они-то и привлекли мое внимание: ломаные фигурки людей, вокруг какие-то значки, символы... Разглядываю не без интереса. Спор не затихает, далеко зашли от темы. Истина никак не рождается. Я резко спрашиваю:
- А кто пишет картины?
Он тут же мгновенно переключается. Интерес к прежней теме потерян окончательно.
- Вам нравится?
- Трудно сказать так: нравится — не нравится...
Я не закончила фразу, так как он уже переспрашивал:
- Что Вы видите? Вы в этом что-то понимаете?
- Вижу много философии, самовыражения. Есть о чем подумать. Привлекает необычностью какой-то... Многогранно, содержательно, интересно.
- Это мои картины. Я жил на Востоке. Это оттуда. А Вы тоже рисуете?
- Нет.
- А я чувствую, что Вы можете рисовать! Нарисуйте что-нибудь, встретимся, обсудим.
- Что вы! У меня и красок-то нет. Да и времени тоже... Извините, нам пора! - я поспешила к выходу.
- Ну вот, только встретишь родственную душу и тут же от меня уходят! - он был как ребенок искренен в своей прямоте. Мой напарник сказал: 
- А вы скажите, где у вас выставка и мы придем!
- Да какие выставки! Никто меня не понимает, бьюсь как рыба об лед! - ответил он с отчаянием. Я ему в утешение добавила :
- Не огорчайтесь. Наберитесь терпения. Уже очень скоро к Вам придет удача и все у Вас будет хорошо!
Мне захотелось хоть как-то его поддержать, хоть  добрыми словами. Такой увлеченный, целеустремленный и талантливый молодой человек вполне этого заслуживал. Да и потом, я часто угадываю события в жизни других людей. Вот сказала же ему об этом тогда, а могла бы и промолчать. Вечно мне хочется всем помочь, но я не умею иначе.
- Я передам Вам краски с мамой, она знакомая вашей знакомой, я видел вас с ней вместе!- кричал он нам уже вдогонку...
Ощущение, что я столкнулась с чем-то интересным — было однозначно. Вокруг была скука непроглядная. Дом - работа, работа — дом. Одни прозаичные будни. Конечно, хотелось общения с творческими людьми, но вряд ли меня поняли бы дома...
Вскоре я и забыла об этой встрече. Спустя же пару месяцев мне моя начальница передала пакет :
- Тут у меня в гостях была моя знакомая Марьиванна, так ее сын попросил передать тебе краски и сказал, что ждет твоего звонка! - она явно ждала от меня каких-то интригующих подробностей, но мне нечем было ее поразвлечь. Сказала сухо, что просто случайно увидела его картины, похвалила, а он попросил меня что-нибудь тоже нарисовать, вот и передал краски.
Начальница иронически захихикала:
- Представляю себе, как к этому отнесутся у тебя дома! Интересно, и где это и как это вы будете рисовать?
Я не стала поддерживать тему, дабы не породить совсем ненужных и необъективных слухов. У нас это любили и умели делать. Скука, как я уже говорила, была вокруг. Скука. Краски долго еще лежали на работе, прежде чем я их взяла домой. А перед этим Новым годом я почему-то даже кисточки купила... Я вдруг вспомнила, что в детстве рисовала, а в школе даже была в редколлегии и рисовала школьные стенгазеты... Давно это было, что даже успела забыть.
Вскоре я и все это забыла почти. Новая работа закрутила-завертела, да и дома хватало забот-хлопот. Но нет-нет и эта история снова о себе напоминала, как что-то незавершенное или не законченное, как некое обязательство, взятое и не исполненное. Я очень хотела уже просто избавиться от этих воспоминаний, выкинуть все эти впечатления, забыть и все. У каждого своя жизнь, всем всего не объяснишь. Да может, и не встретимся никогда.
Но мы встретились.

Часть 6.

Мы встретились все там же, все в том же месте — на моей работе. К тому времени я отработала в новой должности уже более полугода, даже благодарность какую-то к празднику заслужила. Лучше, конечно, премию бы дали! Ну, что это я? Раз причисляю себя немножко к людям творческим, значит, нечего о материальных благах мечтать. Запись в трудовой - самое то! Если, конечно, не забудут записать. Мы как раз по этому поводу сидели, себя утешали с начальницей и думали, что не слабо нам и самим скинуться по такому случаю... Радость пришла вместе с начальником — велел, про между прочим, получить материальную помощь. Конечно, мы с радостью! Настроение явно улучшилось. Сначала сходила начальница. Вернулась осчастливленная. И вот моя очередь идти в бухгалтерию и я пошла за своей порцией счастья. Мелочь, а как приятно!
Я перебежала по улице в другое помещение, поднялась на второй этаж и вошла в бухгалтерию. Главбух лично выдавала. Я не сразу и поняла,  кто это сидит в углу и опять не узнала совсем. Куртка черная, вся в мазках от краски. Радостно привстал :
- Здравствуйте!!!
Я ответила, но была в своих мыслях и взглянула-то так, мимолетом. Кто это? Где я его видела? Но тут же снова на своей волне. Мало ли кто у нее может быть в кабинете! Я уточнила:
- Можно? Вы не заняты?
- Да, да, заходите!
Я зашла, подошла к столу и стала ждать, пока она делала свое дело. Снова голос этого мужчины, явно меня спрашивает:
- Как Ваши дела? Я передавал Вам краски! Вы получили мои краски? - и так радостно улыбается, как будто у нас есть с ним что-то общее, только нам одним известное.
- Когда же и Вы мне покажете Ваше творчество?
Он сидел, вальяжно развалившись на стуле и разговаривал со мной так по-свойски, по-приятельски. Я удивленно посмотрела на него. Да, тот самый маленький удавчик! Маленькая головка на длинной шее и большие наивные глаза. Бухгалтерша не скрывала удивления, ее глаза тоже заметно округлились. Мне захотелось поскорее уйти. Не люблю панибратства, да и сама его поза не вызывала уважительного отношения.
- Собственно, нечего показывать. Спасибо за краски. Не рисовала. Некогда было пока. - сказала я очень сухо.
- Ну, не обязательно же рисовать! Творчество — это и стихи, и проза. Вы же пишите, я знаю! -утверждал он, совершенно не замечая моего тона.
Я молчала. Уклончиво отвела глаза в сторону, давая ему понять, что не здесь об этом! При ней, нашем главном бухгалтере, я не хотела бы открывать какие-то грани своей личной жизни. Но он не обращал внимания на мои знаки, мою скованность и простое нежелание говорить и продолжал с явным напором:
- Нельзя прятать свои способности. Надо выставлять свои работы в интернет. Сейчас ведь такие возможности. Что Вы сейчас пишите — стихи? Прозу? - напирал он тоном, не терпящим возражения и представляя себя нам, как человека проницательного и владеющего темой заданного им разговора.  Я совсем рассердилась и просто огрызнулась:
- Знаете, я басни люблю! На басни перешла!
Но он не заметил сарказма в моем тоне.
- Да это же здорово! Дадите почитать? А где Вы печатаетесь? Есть свои слушатели? Сейчас это очень надо — иметь свою аудиторию! Надо самовыражаться и само реализовываться! - он был очень убедителен в своей речи. Бухгалтерша открыла рот от удивления и язвительно произнесла:
- Вот у нас , оказывается, какие таланты работают! А я и не знала!
- Как! -воскликнул он, - да перед Вами одаренный человек, а Вы и не знали!
Он явно был в гневе. Я подумала, что весь этот спектакль мне изрядно надоел. Они стоят друг друга, пусть без меня общаются. А он снова мне:
- А что Вы стесняетесь? Здесь все свои люди! Надо наоборот, о себе заявлять, себя преподносить! Нести в массы свое творчество!
И он снова про редакции, интернет. По кругу сначала. Я показала знаком бухгалтерше, что готова получить и расписаться, а он все наставлял и разглагольствовал. Мол, не надо сидеть взаперти! Я их успокоила:
- Спасибо. Не переживайте. Я не сижу. Есть слушатели, есть аудитория, пойду в редакции, все попробую, результаты сообщу.
Он довольно закивал головой, она прямо умилилась и загордилась, что меня знает, сокрушаясь о том, что я скрывала себя. А что я им могла еще сказать? Только то, что они хотели услышать. И зачем я им сказала это? Да ладно! Я поторопилась скорее уйти, даже не пересчитывая полученную сумму. Я точно знала, что ее не хватит даже на издание плаката!
- Я Вас сейчас найду! Не уходите!- кричал он мне вслед. И нашел снова. И снова мы стояли с ним напротив друг друга и он смотрел на меня, как удав на кролика. Он теперь успешен, он почти знаменит! И он помнит, что это я ему предсказала удачу! И что?..  Говорит, что ему нужны слоганы для плакатов... Зовет в гости, на выставки… Просит дать почитать, что у меня есть… Когда я ему позвоню конкретно?
А я слушала и чувствовала, как то самое впечатление все снижается и снижается… Кролики - отдельно, удавы — отдельно!
Вряд ли я ему теперь позвоню. Если только очень не скоро...А ведь были такие мысли, были. Но вот сегодня он все, что еще могло состояться, просто испортил. Я так же отчетливо понимала еще и то, что за всем этим не последует никакой реальной поддержки или помощи, что он давно стал простым ремесленником и им движет чистое потребительство. Вдруг вспомнилось из рассказов начальницы, что раньше он вел уроки труда в школе у мальчиков, а после заграницы ведет какой-то курс не то психологии, не то психоанализа. В общем, наворочено всего. А я так не умею, как люди умеют. Или просто еще не понимаю каких-то вещей, не принимаю того, что не приемлю. Плохо это или хорошо? Может, мне надо все-таки с ним пообщаться и именно сейчас? Ведь зачем-то это встречи случаются? И вот какие эмоции порождают. А главное — такие люди умеют производить впечатление. Производить то, что остается. Кажется, чтобы поскорее расстаться, я ему все-таки пообещала встретиться.
Что же! Поживем — увидим! Может, и суть уловим. То, что сидит в основе того, что остается с нами, в нас, независимо ни от чего. Тем более, от нас.

Часть 7

Прошло несколько лет. Так случилось, что живу одна уже более трех лет и два года, как уволилась с работы. Стала я человеком не то, чтобы одиноким, но свободным — во всех своих действиях, желаниях и возможностях. Сама себе хозяйка и в этом я нашла для себя особую радость.
В прежней жизни у меня и компьютера своего не было, и ни про какие литературные сайты я не знала. Все пришло. Видимо, мое время для всего этого, наконец-то, наступило  и  жизнь приобрела новые краски. Нет, я не стала знаменитой и редакторы не выстроились ко мне в очередь. Как я шучу, говоря, что пока не выстроились — ну, надо же в себя верить и стремиться к достижению цели, а юмор — очень хороший спутник на этом тернистом пути. Зато я получила новую среду обитания и новых друзей, пусть и виртуальных, но вполне реальных. Мои стихи и прозу стали читать, писать отзывы и у меня даже появились свои маленькие достижения - первые публикации.
Так это я к чему рассказала? А к тому, что история Удава и Кролика продолжала все это время жить какой-то своей жизнью и вдруг снова напомнила о себе.
Не так давно встретила случайно старую знакомую, пошли ко мне на чашку чая. Года три не виделись. Поговорили о личной жизни — она тоже осталась одна. Спрашивает, как я справилась со всеми своими трудностями, депрессиями? Что ответить? Не приучена я к депрессиям, не по карману мне этим страдать, а трудности были всегда, как и выход из них.
- Пишу, - говорю я ей. - С головой в творчество ушла. Занялась тем, о чем мечтала, но не могла позволить. Вот моя первая публикация — порадуйся за меня!
И показываю ей книгу. Знакомая как-то странно отреагировала — резко отодвинула книгу в сторону, даже не взглянув толком и сразу засобиралась домой, хотя куда ей торопиться? У двери опять резкое движение — повернулась и говорит с явной обидой в голосе:
- А я тоже, между прочим, сказки сочиняю! Только я сама себе пишу и чужим не показываю, а близкие друзья говорят, что это очень хорошие сказки!
Но я то в чем виновата перед ней? Что у нее за реакция? Я сначала опешила, а потом вдруг, сама от себя не ожидая, сказала ей, да еще и с таким пылом и жаром, желая поддержать, утешить и ободрить, следующие слова:
- Так это же здорово! Нельзя только для себя писать, нельзя «в стол»! Надо идти на литературные сайты, надо публиковаться, ведь сейчас такие возможности для самореализации! А вдруг у тебя талант? Тебя тогда сразу заметят. Надо себя позиционировать, продвигать свое творчество, искать своего читателя и издателя! Круг друзей-единомышленников, в конце концов, чтобы не замыкаться в себе, не оставаться  совсем одинокой!..
И по мере того, как я говорила все это с таким воодушевлением и желанием помочь, поделиться тем, через что уже прошла сама — она всё ниже и ниже опускала голову, вжимая ее в поникшие плечи. Видно было, что она совсем не разделяет моего порыва, моего мнения и более того — лично ей это все совсем не подходит,  она все это отвергает, категорично качая головой.
В это же самое время я заново пережила и переосмыслила тот самый день, когда шла на совещание и меня остановил мой случайный знакомый художник, тот самый «Удав». Некое дежавю. Разница в том, что тогда я чувствовала себя маленьким беззащитным кроликом перед Большим и Мудрым Удавом. Не знаю, чувствовала ли себя моя знакомая кем-то, а вот как и кем себя почувствовала я — это для меня было необычно и тем интересно. Себя я ощутила даже не Большим и Мудрым Кроликом, а Большой и Мудрой Кошкой, а её, судя по ее неготовности и испуганной реакции  — маленькой мышкой...
Маленькая  мышка давно уехала в свою норку, а я еще долго сидела в саду на лавочке под впечатлением от самой себя и своего поступка. Вспоминала, осмысливала все те встречи и вот эту, опять такую случайную и совсем не случайную — ведь для чего-то и она произошла? Значит, какой-то период прошел и снова я должна что-то понять и сделать? Но что? То, что я сделала сегодня — это что?  Да, дела...
Только вот мне вовсе не хотелось быть ни Кроликом, ни Кошкой. Эти ассоциации возникли у меня лишь после той случайной встречи много лет назад и вот сейчас.
Я подумала о том, что все же хорошо, что тот художник встретился мне в жизни, что сказал все то, что сказал, что произвел то неизгладимое впечатление, которое, пусть и подсознательно, пусть и с некоторым раздражением, но заставило меня начать разбираться в самой себе. Тогда я его не понимала так, как понимаю сейчас. Верно говорят, что нельзя недооценивать других и переоценивать себя. Теперь все его советы, его искреннее желание помочь мне, пусть и не бескорыстно — все предстало в ином свете, ином ракурсе. Моя прежняя закомплексованность, неуверенность в себе не позволяла мне увидеть саму себя со стороны, а тем более — оценить свое творчество, как таковое. Пусть оно скромное, ничем не выдающееся, но оно есть. А если Бог дал человеку хоть какие-то способности, то так тому и быть. Все должно быть для людей. Это всегда кому-то нужно — то, что ты делаешь.
Но ведь были же еще и краски, которые он мне подарил и ждал моих рисунков! Эти краски не пропали, не засохли, хотя я ими так и не рисовала — они оказались нужными и полезными для моей дочери в непростой период ее жизни. И ведь нашла же, хотя они лежали где-то далеко в закромах.
- А что это за краски такие у тебя лежат? Ты начала рисовать? - удивленно спрашивает дочь. И меня как осенило:
- Они ждали тебя! Рисуй. Как встанешь утром, так и рисуй. Что угодно, как угодно, но рисуй! Их дал мне один умный человек, желая мне помочь, но я не готова была принять его заботу и участие. Видимо, эти краски волшебные — в них заложена человеческая доброта и искренность. Они помогут и тебе разобраться в себе.
Когда дочь показала свои рисунки, то моему удивлению не было предела. Темы, что она отобразила в своих рисунках, стиль — все было весьма неординарным. Так открылся еще один человек со своими способностями, которые непременно надо развивать, совершенствовать и осмысливать.
Кстати, дочь нарисовала мне иллюстрацию к рассказу. Точнее — задала тему, так как она все же не профессиональный художник, но как точно она прочувствовала все. Смотрю, спрашиваю:
- А почему кролик такой большой и с розовым хвостиком?
- Да потому, что это не кролик, а Крольчиха. Героиня же женского рода!
А ведь и верно. И как я сама не додумалась? И было это задолго до встречи с моей знакомой, той самой Сказочницей-Мышкой, которая родила в моей голове новые образы и я почувствовала себя Большой и Мудрой Кошкой. Да, моя дочь предугадала в своем рисунке очень многое.
Пожалуй, теперь мне есть, что показать и есть, о чем поговорить предметно. Ведь для себя я поняла самое главное, что надо мне на этом пути — не стать ремесленником, не загубить свои способности и индивидуальность, а все развить и приумножить. Пусть глубоко внутри все остается неизменным, но внешне приходится меняться и соответствовать требованиям времени. Конечно, в определенных рамках и в соответствии с совестью, честью и внутренней культурой. Но наши труды не должны пропасть даром - они должны жить долго, принося пользу людям и вознаграждение нам. Время неуверенности и излишней скромности прошло, пришло время действий.
Стоит, наверное, позвонить своему старому знакомому художнику - Большому и Мудрому Удаву. Вдруг вспомнит и он наши такие случайные, но далеко не случайные впечатления? Как говорится, всему свое время. До всего надо дорасти. И — лучше поздно, чем никогда.

Сентябрь, 2014 год.
(Все герои вымышлены, все совпадения случайны)


Рецензии
Ну, вот, пазл сложился!
Как я и предполагал в первых частях.
Психотип - величина не постоянная, а склонная к самопоглащению и росту. Росту не только творческому, но и пониманию себя как личности.
Добра Вам, Лидочка!
Всё тот же
В.Б.

Виктор Бычков   28.11.2019 08:01     Заявить о нарушении
Именно так. Все течет, все меняется. И только "Удавы" остаются удавами, а "Кролики" - кроликами... И никакое случайное впечатление это не изменит.
В данном случае - точно.
Вот Кошки-Мышки - там уже другие впечатления, и далеко не случайные...
Как-то еще и такие есть "пазлы" в этих личностных играх...
Взаимно, Виктор Николаевич! Л.Ш.

Лидия Шатилова   28.11.2019 09:27   Заявить о нарушении