Вечер памяти Ромма
Встреча с искусством Михаила Ильича началась ещё в фойе, где была развёрнута выставка, рассказывающая о его жизненном и творческом пути. Кадры из фильмов, вошедших в золотой фонд советского киноискусства - дилогии "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году", "Пышка", "Тринадцать", "Мечта", "Девять дней одного года", "Обыкновенный фашизм", который мы спустя несколько лет будем полностью смотреть уже в киношколе при "Мосфильме"(тогда на сеансе этого по истине грандиозного, но тяжёлого фильма, нам пришлось просидеть семь часов!) На круглых столиках лежали отзывы прессы разных лет, фрагменты из статей и рукописи режиссёра, редкие архивные документы и фотографии, воскрешающие историю создания многих известных картин. Широко были представлены документы о Ромме-педагоге.
Нас часто привозили в ЦДК на творческие встречи с известными актёрами и мастерами кино, мы привыкли их видеть в будничной атмосфере, но этот вечер вспоминается, как-то по особому.
Открывал вечер лауреат Ленинской премии, народный артист СССР режиссёр Григорий Чухрай. Он сказал, что каждое событие, связанное с именем Ромма, для него истинное торжество и праздник. " О творческом наследии Михаила Ильича написано не мало и уверен, будет написано ещё. Сегодня уместно напомнить об удивительной его личности. Вокруг Михаила Ильича существовало особенное нравственное поле, попадая в которое все ощущали себя чуточку значительнее - умнее, честнее, даже талантливее. Однажды в Италии на неделе Советского кино корреспонденты спросили Ромма, чем объясняется его постоянная забота о молодёжи. Он ответил: "Режиссёры моего поколения закладывали основы советского кино. И нам не всё равно, кто придёт на наше место..." - потом Чухрай добавил: "Он жил и творил с мыслями о будущем киноискусства". Текст его речи на открытии мы потом списали у корреспондента Советского Экрана.
- Мне не довелось встретиться с Михаилом Ильичом лично, но я считаю его своим учителем, - сказал вьетнамский кинематографист Као Туй. - В нашей стране хорошо знают и любят фильмы Ромма. Готовится к выпуску сборник переводов его лекций во ВГИКе, на Высших сценарных курсах, а также монография о нём.
Участники этого вечера стали первыми зрителями полнометражного научно-популярного фильма "Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссёра", сценариста Семёна Фрейлиха, режиссёра Цинемана и оператора Згуриди.
В заключение вечера нас всех провели в зрительный зал, где был показан фильм "Девять дней одного года". Бархатные кресла и портьеры только подчёркивали характер этой торжественности и от вечера мы все ожидали чуда, встречи с необычным и оно произошло - это был кинопросмотр. Мы многие ребята тогда, впервые посмотрели этот фильм. Он поставлен совершенно без музыкального сопровождения, музыка появляется там лишь как фон во время свадьбы главных героев. Тишина в зрительном зале была гробовая, во время просмотра никто из зала не выходил, но не было этого дикого напряжения, когда смотришь детективный ширпотреб, это было скорее последовательное восприятие мудрого делания на экране. До сих пор помню с каким интересом и восторгом мы эту картину смотрели. Нас учили медленно смотреть, осторожно думать и объективно оценивать! Спасибо нашим педагогам, что привили нам, тогдашним, эти незаменимые и ценные качества. Вся беда современного искусства в том, что оно подчинено фантиковому, файловому восприятию, которое не может глазами и умом ни на чём остановиться. Вот от того, все воспоминания, связанные с прошлым, с настоящим искусством, представляются сейчас, как самое драгоценное, что было на этапе нашего взросления.
И пусть искусство возродиться и будет ярким светом в современном мире!
Свидетельство о публикации №219112601208
Татьяна Павловская 2 09.12.2019 10:16 Заявить о нарушении