Старая сказка о главном
...никто не свободен от отчаяния; нет никого, в ком глубоко внутри не пребывало бы беспокойство, тревога, дисгармония, страх перед чем-то неизведанным или перед чем-то, о чем он даже не осмеливается узнать, - страх перед чем-то внутренним или же страх перед самим собой...
Сёрен Кьеркегор(датский философ)
Воспоминания детства всегда самые яркие и волнующие для нас, тем более если эти воспоминания заполняют высокохудожественные произведения, смысл которых открывается потом зрителю всю его жизнь, и время от времени в памяти всплывают ситуации и персонажи запомнившихся квазисказочных произведений, вошедших в плоть и кровь отечественной и мировой культуры.
Таким произведением является один из шедевров отечественной мультипликации «Ёжик в тумане», который стал нарицательным для обозначения состояния потерянности в действительности и одновременно некоего надмирного успокоения, открытия новой вселенной, торжества некоего всеединства. Кстати, этот фильм получил 35 различных всесоюзных(фильм снят в 1975 году. В 2003 году «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран. ) и международных премий
Сюжет его необычен, как необычны сами герои и события, происходящие в некоем квазисказочном пространстве.
Это не привычная нам жанрово - воспитательная, моралистическая сказка, а выдержанная в духе символизма философская миниатюра всего двадцатого века, здесь речь идет об обманчивости окружающего мира и попытке определить себя в нем, о скрытой сути привычных вещей в необычных обстоятельствах, о невидимых и неожиданных опасностях, подстерегающих внезапно и следующих за тобой и о добрых силах, помогающих спастись, о некой смене масок добра и зла, в которых трудно разобраться,- ведь там, где ёжик видит опасность-ему помогает собака со страшными клыками выйти из тумана и найти варенье. А ведь она кажется ему невыразимо сильно и гигантской, ужасающей своей внезапной громадностью.
В один из моментов своих блужданий Ёжик падает в реку и решает отдаться на милость судьбы, готовый погибнуть, но тут невидимая сила(сила жизни?) выносит его на берег.
Одним из главных и мистических персонажей является лошадь, прекрасный образ неведомого и манящего инобытия.
В лошади в тумане он открывает красоту простых вещей, которых привычно в повседневности не замечает, а дружба, которая вдруг из индивидуального события его жизни превращается в идею солидарности, помогает ему новым взглядом посмотреть на звездное небо, которое объединяет его с другом перед большим и неизвестным миром, и с миром в том числе.
Художественное оформление увлекает своей таинственностью, за которой открывается мысль: в мире существует некое равновесие добра и зла, - река, неопределенность пейзажа, сочетание натурализма и расплывчатых форм, условно устрашающе гротескных фигур птиц и животных символизирует зыбкость бытия и некое детское восприятие мира, вдруг сталкивающееся со взрослой реальностью, все это придает циклу событий некий даже надмирный характер, некая вечность в миниатюре.
К таким произведениям надо относиться как к неким текстам в образах,эквивалентах текста, внимательно всматриваться и вслушиваться в этот текст, это не привычный нам реализм в форме копирования действительности, здесь нужна интуитивно -интеллектуальная работа для раскрытия смыслов.
Назовем этот жанр сказочно-философской притчей(квазисказкой).
Пережитый страх, смятение, потрясение(как говорил Ницше - «...если долго смотреть в бездну, бездна начинает смотреть на тебя») и спасение помогает ёжику постичь ценность дружбы, солидарности и красоты, он заново смотрит на небо, он уже не делит его на две части, а при этом его друг пока находится в прежней реальности, тогда как их уже не одна, а две, и при этом третья-общая, новая.
Ежик альтруистичен, он романтик, он спускается в туман, чтобы проверить-не захлебнулась ли лошадь туманом, не думая при этом, что захлебнуться может и он-здесь аллегория, указывающая на фантомные, призрачные альтруистичные цели которые ставят перед собой живущие(а бездна так заманчива!).
Ёжик и медвежонок — два типа личности, два края бытия и вечности, ёжик романтик, ему нужен вечный поиск, а медвежонок реалист.
Как результат ежик оказывается один на один с многими опасностями, он испытывает в том числе одиночество, одиночество приводит его к мысли о бесполезности сопротивления событиям и только новое обретение друга возвращает его к жизни и раскрывает ему ее смысл.
Но мысли о лошади не оставляют его, т.е.он живет и в мире фантазий, иллюзий и в реальном мире и между этими мирами существу конфликт.
И белый цвет лошади — это тоже текст, белый цвет выступает как символ жизни, символ красоты, символ спасения.
Это квазисказка, отражающая основные позиции философии экзистенциализма, когда индивид ставится в условия, угрожающие ему гибелью и ему заново открывается его жизнь, он начинает видеть все в другом свете.
А какой он, этот другой свет?
«Априори жизнь не имеет никакого смысла… Придать ей смысл – ваша задача, и ценность жизни есть не что иное, как смысл, который вы для нее избрали».
Жан-Поль Сартр(французский философ).
Пролей свой свет на смысл жизни...
Свидетельство о публикации №219112601689
Чрезмерное совершенство портит прозу, по мнению Аксёнова.
Анна Юнгер 01.01.2020 10:50 Заявить о нарушении
Вадим Карлов 01.01.2020 11:18 Заявить о нарушении