Испанские лётчики в ВОВ часть 2

Антонио Ариас и его механик Хуан Дурам. Испания, 1938 год.

В последнем для летчика боевом задании участвовала вся эскадрилья (5 самолетов). Им пришлось вступить в неравный бой с тремя девятками Ju-87 под прикрытием Bf 109 (всего около 40 самолётов). Начало боя сложилось удачно - сразу удалось сбить несколько пикировщиков. Но вскоре запылал самолёт Башкирова, которому удалось спастись на парашюте. Прикрывая ведущего, Паскуаль атаковал пятёрку «мессеров». По воспоминаниям ветеранов эскадрильи, Хосе успел сбить троих, но и сам погиб. За этот подвиг (а Башкиров к тому же был комиссаром полка) испанского лётчика посмертно наградили орденом Ленина. Бонилья продолжал воевать в полку и закончил войну в Берлине, имея не менее 5 воздушных побед. Известны некоторые подробности биографий ещё трёх испанских летчиков из 1-й авиабригады. Хуан Ларио прошёл всю войну и в 1945 г., летая на «Спит-файре» Mk.IX, участвовал в боях над Польшей и Германией. Два его соотечественника попали в 130-ю ИАД: Ладислао Дуарте - в 740-й полк, а Антонио Ариас - в 964-й. Позже, в феврале 1943 г., в 964-й ИАП прибыли ещё три испанских лётчика: Мануэль Хисберт, Хосе Гомес и Хулиан Диас. На вооружении полка находились, в основном, самолёты западного производства - сначала Р-40 «Томагаук», затем «Харрикейны» и Р-39 «Аэрокобра». К моменту прибытия испанцев большинство летчиков этой части были неопытными недавними выпускниками училищ, и республиканским добровольцам пришлось выступать в качестве наставников. Поначалу полк прикрывал «Дорогу жизни», а впоследствии лётчики сражались над Белоруссией и Польшей.

Ариас закончил войну в Восточной Пруссии, имея на своем счету 25 побед. После войны остался жить и работать в Минске, после распада СССР уехал в Испанию, где и умер в 1996 г. Дуарте тоже благополучно прошел всю войну, закончив её под Кенигсбергом, где одержал последнюю свою победу, сбив Ju-88. Удалось найти сведения об испанских лётчиках, воевавших в других частях. Так, в Сталинградской битве отличился Антонио Гарсия Кано, который 12 октября 1942 г. в паре с В. Чуприковым сбил Не-111. Заметив место вынужденной посадки, лётчики вернулись на свой аэродром, взяли связной У-2 и пленили немецкий экипаж. Во время боёв под Курском прославился лётчик Кано Антонио Гарсия из 573-го ИАП 101-й ИАД, где служил и его земляк Луис Негра. Летали они на «Яках». Известно, что 6 июля 1943 г. они в составе четверки истребителей участвовали в отражении налёта группы Не-111 и Ju-88 на ж/д узел Валуйки. Советские лётчики заявили о 4-х сбитых самолётах, и вполне вероятно, что, по крайней мере, одну победу одержал Кано (ведомый мл. л-т Т. Шевченко). По итогам боёв Кано присвоили звание капитана и назначили зам. командира эскадрильи. Свою последнюю победу он одержал в 1945 г. (точная дата неизвестна), сбив над Польшей в паре со ст. л-том Авериным разведчик Ju-88. Войну закончил в Германии. Под Курском в 181-м ИАП сражались Антонио Урибе и Эухенио Прието. Они попали в СССР ещё детьми и в 1940-41 гг. учились летать в одном из подмосковных аэроклубов.

С началом ВОВ в группе своих соотечественников (ещё 7 чел.: Рубен Ибаррури, Игнасио Агиррегоикоа, Хосе Луис Ларраньяга, Луис Лавин, Рамон Сианка, Томас Суарес и Антонио Лукумберри) прошли ускоренные курсы в Борисоглебском училище лётчиков и в ноябре 1941 г. попали на фронт. Урибе погиб под Курском, прикрывая группу Ил-2, успев сбить два вражеских истребителя. Позднее, при форсировании Днепра в сентябре 1943 г., огнём ПВО был сбит и Прието. Совершив вынужденную посадку, он попал в плен. Однако через два месяца бежал и войну закончил в своем полку в Чехословакии. Был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды. В 1957 г. вернулся в Испанию, где умер в 1986 г. В боях под Курском отличился и Хосе Санчес Монтес. Летать он начал ещё под Москвой, правда, на транспортных самолётах, затем добился перевода в истребительную авиацию. В боях на Курской дуге сбил четыре самолёта. Так, 13 (или 12?) июля в составе четверки «Яков» в районе Прохоровки он вступил в бой с большой группой Ju-88 под прикрытием Bf 109 и сбил с ведомым по одному бомбардировщику. Вскоре испанец был ранен. Сведений о его дальнейшей судьбе нет. Надо отметить, что наибольшая концентрация испанских летчиков в частях ВВС РККА на одном участке фронта наблюдалась во время Курской битвы. Интересно, что с другой стороны фронта воевала франкистская «голубая дивизия», в составе которой находилась эскадрилья истребителей. Довелось ли землякам встретиться в бою, до сих пор остается неизвестным.

По имеющимся данным, большинство испанских лётчиков-истребителей советское командование направили в части ПВО. Наиболее примечательным был 439-й ИАП, в составе которого в 1944 г. числилось 9 испанцев: Хосе Руис Хименес, Фернандо Буэнаньо Агилера, Амадел Трильо Диас, Андреас Фьерро Марин, Хулиан Диас Исккьердо, Франциско Гомес Хуан, Антонио Ариас, Эстебе Хосе Сирухеда и Мануэль Хисберт. Примечательно, что 2-я эскадрилья этого полка имела неофициальное название «испанской», так как из 10 лётчиков - 5 были испанцами. Войну авиаполк провёл под Ярославлем, вооружённый Як-7 б, а ближе к концу был перевооружён на «Аэрокобры». В составе 142-й ИАД ПВО под Горьким летали на Ла-5 Хоакин Карильо, Хуан Эгигури и Блас Передес. В 101-й ИАД в 826-м ИАП под командованием майора Столяра в 1944-45 гг. служили Луис Лавин и Антонио Лукумберри. В начале 1942 г. в составе 481-го ИАП 8-го ИАК ПВО в районе Баку находились 6 испанских лётчиков: Браво Фернандес, Хоакин Диас Сантос, Хосе Карбонель, Пальярес, Исидоро Нехера и Мануэль Сараус. Не все испанцы 481-го ИАП ПВО дослужили до дня Победы. Кстати, среди десяти экипажей 481-го иап и 962-го иап 26.11.1943 г., выполнявших боевую задачу по прикрытию самолёта «Дуглас», на борту которого находился И.В. Сталин направлявшийся в Тегеран на конференцию глав правительств государств антигитлеровской коалиции были и испанцы. Как уже упоминалось, среди испанских лётчиков были не только истребители, но и бомбардировщики и довольно большое количество лётчиков транспортных самолётов.

Дело в том, что часть испанцев не смогла полностью закончить курс обучения и поэтому их в срочном порядке переводили на У-2. На этих тихоходных бипланах они поддерживали связь «большой земли» с многочисленными партизанскими отрядами. Часто испанцы были летчиками-связниками в действующей армии. По крайней мере, двое лётчиков, воевавших на У-2, погибли: Хоакин Карильо, Франсиско Бенито. Были среди них и пилоты, добившиеся значительных боевых успехов. Например, Карлос Гарсия Аюсо совершил за годы войны около ста полетов за линию фронта. Внесли свой вклад испанцы и в освобождение Европы. К концу войны многие испанские лётчики стали инструкторами в лётных училищах. Например, м-р Мануэль Ороско Ровира считался одним из лучших инструкторов по тактике ночного боя. Интересен и тот факт, что, сопровождать и обеспечивать прикрытие самолётов «Ли-2», следовавших на Тегеранскую конференцию в конце ноября 1943 г. через аэродром г. Баку, было поручено двум эскадрильям истребителей «И-16». Одной из них командовал капитан Хосе-Мария Браво Фернандес (1917-2009 гг., бывший комэск «И-16» у себя на родине), причём 3 из пяти пилотов были испанцами. Операция носила сверхсекретный характер и только через 10 дней из приказа стало известно, что в одном из охраняемых самолётов летел глава государства И.В. Сталин. Все лётчики, участвовавшие в сопровождении «Ли-2» были награждены орденом Отечественной войны II ст. В Испании полковник Хосе Мария Браво считался легендой авиации, ведь на его счету 12 подтверждённых сбитых самолётов противника и 11 вероятных.

1. АГИНАГА ИГНАСИО ХОСЕ

Родился в местечке Рентерия. Лётчик-истребитель в годы гражданской войны в Испании. Эвакуирован в СССР в 1939 г. С конца июля 1941 г. находился в составе специального разведподразделения, вооружённого трофейными самолётами, где летал штурманом на Ju-88. В конце октября 1941 г. во время проверки подготовки экипажа Ju 88 в составе штурмана Агинага и летчика Леона на взлёте возник пожар двигателя. Опадчему и Леону удалось остановить самолёт и благополучно выбраться из кабины, а вот Агинага сильно пострадал, сломав ногу, он не смог вовремя покинуть горящий самолёт. В госпитале ему частично ампутировали обе ноги. Награждён орденом Отечественной войны.

2. АГИРРЕГОИКОА ИГНАСИО - ПОГИБ.

Родился в местечке Пласенсия. Подростком был эвакуирован в Советский Союз в 1937 г. Лётную профессию получил в Борисоглебской школе. На фронте с ноября 1941 г. В звании лейтенанта служил в составе 964-го ИАП. В конце 1942 г. был подбит в одном из воздушных боёв на Ленинградском фронте. Его самолёт был найден много позже в лесу недалеко от Ладожского озера. По всей видимости был ранен, не смог покинуть самолёт и замёрз.

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2019/11/27/439


Рецензии