О тайнах метрополитена. Охота на слова

Когда шесть лет назад в октябре 2013 года я работал над растолковкой «Фонтан и Лафонтен», я был уверен, что помимо заимствованных слов «фонтан», «Лафонтен» и «контейнер», в русском языке немало и других слов с  корнем tain, образованных  по сути путём переписывания русского корня «тайн», «таить»  на латиницу. Просто они мне ещё не встретились и не напомнили о себе.

А тут на моём любимом сайте «Крамола» встречаю довольно обширную публикацию «Энергетика прошлого. Замалчиваемая история метрополии», опубликованную  27 сентября 2019  года. А в ней подсказка: «Получается вполне понятная картина ещё одного приложения энергетики прошлого - подземных транспортных систем, которые называли в иностранном языке вполне ясно и прозрачно - metropoly-tain. Потом это слово слегка трансформировалось до уже привычного нам метро».

И как я не почувствовал в слове МЕТРОПОЛИТЕН русского корня «тайна»? Впрочем, официальная лингвистика этого не видит, она не признаёт, что русский язык до XVII века был общим языком практически для всех открытых к тому времени земель и их народов, поскольку они входили в состав Великой империи, а русский , как и в Советском Союзе, был языком межнационального общения.

Словари иностранных слов считают, что слово МЕТРОПОЛИТЕН происходит от французского m;tropolitain – городская подземная (в туннелях), надземная (на эстакадах) или проходящая по специально отведённым участкам улиц электрическая железная дорога для перевозок пассажиров.

В Википедии смотрим.
Метрополитен (от фр. M;tropolitain, сокр. от chemin de fer m;tropolitain — «столичная железная дорога»), метро;  (фр. m;tro, англ. subway или metro, а также брит. англ. underground) — городская внеуличная железная дорога, имеющая собственный габарит, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения и предназначенная для пассажирского движения. Может быть подземной (в тоннелях), наземной (на поверхности земли) и надземной (на эстакадах).
В общем случае метрополитен — любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами (например, городской монорельс).

Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении).

Для справки назовём крупнейшие метрополитены в мире:
• по количеству станций и маршрутов — Нью-Йоркский (472 станции, 36 маршрутов)
• по длине линий — Шанхайский (660 км) и Пекинский (608 км)
• по годовому пассажиропотоку — Пекинский и Токийский
• по суточному пассажиропотоку — Пекинский и Московский.

Что касается Пекинского метрополитена. Несколько дней, проведённых мною в Пекине, оставили от метро жуткое впечатление. Может быть, нам не повезло. Температура воздуха в городе + 31, воздух почти недвижим. А в вагонах метро продувало так, что у меня всегда болело горло. Как правило, все сидячие места заняты молодыми людьми со смартфонами, старикам место не уступают. И найти место, где не дует, невозможно. Попасть в метро можно только после покупки специальной карты. Проверка при входе настолько основательна, как в аэропортах. Маникюрные ножнички не пронесёшь. Я купил перочинный ножик, чтобы в отеле нарезать хлеб или мясо, но у меня его нашли и отняли при первой же проверке.

И ещё одна справка. Российские города, где действуют метрополитены:
Москва (с 1935), Санкт-Петербург (с 1955), Нижний Новгород (с 1985), Новосибирск (с 1986), Самара (с 1987), Екатеринбург (с 1991), Казань (с 2005).

В Челябинске, где я проработал в прессе 30 лет, сам факт строительства метро был встречен околонаучной общественностью в штыки. Время начала было упущено, потом не стало денег. Проложили всё же несколько километров подземки. От Дворца спорта «Юность» до Торгового центра под руслом реки Миасс я прошёл по тоннелю пешком в составе большой группы общественности. По первоначальному замыслу первую ветку метро должны были открыть к 1980 году, но всё законсервировано и перенесено  в неопределённое будущее.


Рецензии