Как меня уволили с СЦК

По распределению я шёл вторым на курсе. Первой была Саня Тинюкова, и она выбрала Подмосковье, город Щёкино. Я же, как Ульянов-Ленин пошёл другим путём и выбрал наибольший оклад из предложенного списка. 200 полновесных рублей в месяц! Он оказался на Новосибирском оловянном комбинате.

В сентябре 1977 года, я молодой выпускник МИСиС ехал в Усть-Каменогорск, повидаться с родителями и тут же выехать на новое место работы. Навсегда.  Летел из Москвы самолётом. Моим соседом оказался начальник ЦНИЛ Ульбинского металлургического завода Г.Ф. Пехов. Разговорились, и он предложил идти работать к нему в ЦНИЛ. Но оклад у него был всего 150, при этом я терял права молодого специалиста. А эти права в то славное время гарантировали квартиру в течение года. В аэропорту Г.Ф. встречала машина, и он подвёз меня до дома. С вещами в лифте поднимался вместе с А.К. Шестаковым, руководителем конструкторского бюро того же УМЗ. Разумеется, А.К. тут же предложил мне должность в своём СКБ. Но оклад предлагал только 160, и, конечно же, я терял права молодого специалиста, так что не будем повторяться.

А дома родители меня таки переагитировали и я согласился идти к Деменко в десятый цех на 170 опять же с потерей прав молодого специалиста. Оставалось малость: взять открепительный талон с места распределения, и я вылетел в Новосибирск ближайшим рейсом. Долго ехал на трамвае через весь город к месту моего распределения. Но на оловянном я пробыл от силы минут пятнадцать. В заводоуправлении я сказал секретарше, что приехал по распределению, но работать у них не хочу, и меня тут же проводили аш сразу к директору. Тот страшно обрадовался и распорядился немедленно выдать мне открепительный талон. Оказывается, что на моё место уже приняли молодого специалиста, которому не нужна квартира, поскольку он местный.

Талон я отправил в министерство, а пока решалась моя судьба, пошёл сдаваться на УМЗ. Но сразу к Деменко меня не пустили, и отправили на испытательный срок в подшефный совхоз УМЗ достраивать контору директору совхоза. В то время нужно было месяца полтора-два ждать допуска. За два месяца я проделал славный путь от подсобного рабочего до бригадира смены. Тем временем министерство цветной металлургии тоже даром времени не теряло и выдало ответ: коль мне так уж нужно жить в Уськамане, нате вам направление на Свинцово-цинковый комбинат, расположенный по соседству с УМЗ. И права молодого специалиста сохраняются и Уськаман опять же.

Делать нечего, пришлось снова ехать за открепительным теперь уже на СЦК. На душе тоскливо, письмо из министерства карман оттягивает. А тут цыганка у Дворца спорта кричит:
– Маладой, красивый давай погадаю! – и как ткнёт пальцев в пиджак – у тебя на кармане письмо нехорошее, хочешь – хочешь расскажу что с ним делать?
Вздрогнул я и в трамвай кинулся. 

Директор СЦК А.С. Куленов принял меня лично, а, узнав о моих успехах на стройке, стал сильно ругаться, обозвал прогульщиком и симулянтом и приказал с завтрашнего дня выходить на смену.

Но на смену в сернокислотный цех я так и не вышел, потому что на следующий день меня вызвал сам В.Рождественский, в то время – главный инженер УМЗ. Открывает моё дело и давай читать вслух:
– Наград нет, научных званий нет, научных работ нет. Не пойму, почему три начальника цеха и целый директор СЦК бьются друг с другом за право взять вчерашнего студента к ним на работу? Честно говоря, я тебя просто так вызвал, хотел посмотреть. Вроде бы ничего особенного, ни нимба над головой, ни крыльев за спиной. Ладно, иди, с Богом, работай, где работал, а с Куленовым мы уж сами как-нибудь.

А через три года я вновь встретился с Ахатом Салемхатовичем на дне рождении его сына Рахата, с которым мы работали в параллельных сменах и были весьма дружны. А.С. всё вспомнил, рассмеялся и сказал, что со свинцово-цинкового комбината он с сегодняшнего дня меня увольняет. Причина – три года прогулов. За что и выпили. Водки.


Рецензии