Прерванный полет

Эдуард Стрельцов – великий советский футболист 1950-1960-х годов, нападающий столичного «Торпедо» и национальной сборной страны. Мощный игрок атакующего плана стал четвертым в списке бомбардиров сборной СССР. Являясь частью команды, участницы Олимпиады 1956 года, Эдуард впервые в истории Советского Союза выиграл золото турнира.

На пике славы карьера футболиста прервалась из-за сомнительных обвинений в уголовном преступлении, но, отбыв наказание, Стрельцов нашел в себе силы вернуться на поле, завоевать национальный кубок и дважды получить титул лучшего игрока года.

Эдуард Анатольевич Стрельцов родился в подмосковном городе Перово 21 июля 1937 года. Родители будущего футболиста жили небогато: отец Анатолий работал на заводе, а мать Софья была воспитательницей детского сада.

Семья Эдуарда распалась после Великой Отечественной войны, старший Стрельцов, демобилизовавшись из армии, ушел к другой женщине и поселился в Киеве. Семья лишилась кормильца, и Софья, получившая инвалидность после инфаркта, пошла работать на завод «Фрезер», чтобы в одиночку воспитать и прокормить сына.

В 1944 году мальчика отдали в школу, где он не проявил таланта к учебе, но полюбил уроки физкультуры. В свободное время Эдик с соседскими детьми играл в футбол и болел за «Спартак».

В 13-летнем возрасте Стрельцов стал частью команды завода, где трудилась мать, и получил место центрального нападающего, ставшее его амплуа на всю жизнь. Во время товарищеского матча с молодежным составом московского «Торпедо» юноша впечатлил тренера прославленного клуба и вскоре попал в число футболистов, занимавшихся под началом опытного наставника.

В 1954 году Стрельцов в составе московской команды «Торпедо» дебютировал в профессиональной футбольной лиге. В матче против клуба «Динамо» из Тбилиси молодой нападающий забил первый гол в спортивной карьере и закрепился в основном составе клуба на весь сезон.

В следующем году Эдуард стал самым результативным игроком чемпионата под номером 9, с 15 мячами в 22 матчах, и обеспечил себе место в составе сборной СССР, где в первых двух играх против Швеции и Индии сделал по хет-трику.

В олимпийском сезоне 1956 года Стрельцов помог команде стать золотыми призерами турнира в Мельбурне, но пропустил финал против Югославии по тактическим соображениям тренера. Спортивная политика того времени состояла в том, что награды получали только члены сборной, участвовавшие в финальном матче. Поскольку Стрельцов отсутствовал на поле, медаль он не получил.

Никита Симонян, заменивший талантливого бомбардира, после победы предложил Эдуарду собственную медаль, но тот отказался, заявив, что планирует выиграть множество собственных трофеев. Однако награды пришли не так быстро, как хотелось. К несчастью, футболисту не суждено было участвовать в главном футбольном состязании четырехлетия из-за уголовного обвинения и последующего ареста.

В чемпионате СССР 1957 года Стрельцов забил 12 голов в 15 матчах, что принесло торпедовцам серебряные медали чемпионата СССР. В том же году усилия Стрельцова помогли сборной СССР пройти на чемпионат мира 1958 года: за путёвку от европейской зоны отборочного турнира сражались сборные Польши и СССР. 20 октября 1957 года сборная Польши в Хожуве обыграла советскую сборную 2:1 и сравнялась с ней по очкам. Решающая встреча за попадание на чемпионат мира должна была пройти в Лейпциге 24 ноября. На ту игру Стрельцов добирался на машине, поскольку опоздал на поезд, и министр путей сообщения СССР приказал остановить поезд в Можайске, чтобы тот подобрал Стрельцова. По ходу игры в Лейпциге Эдуард получил серьёзную травму ноги и был унесён с поля на руках, но умолял врачей хоть как-нибудь ему помочь. В итоге Стрельцов сумел вернуться на поле и с травмированной ногой суметь забить гол, а сборная СССР выиграла 2:0 и квалифицировалась на чемпионат мира.

Тренер сборной СССР Гавриил Качалин сказал журналистам после игры, что до этого случая не видел никогда футболиста, который мог бы с одной здоровой ногой играть лучше, чем любой игрок с обеими здоровыми ногами. В том же году Стрельцов снова был номинирован на «Золотой мяч» и занял 7-е место, но набрал уже 12 голосов. Перед стартом чемпионата мира 1958 года Стрельцов за 20 игр в сборной отличился 18 раз, а в начале чемпионата СССР в 8 играх забил 5 голов. 18 мая 1958 года он сыграл в Москве в товарищеском матче против Англии (1:1).

В середине 1950-х годов Стрельцов привлекал интерес французских и шведских клубов, чем вызывал недовольство Коммунистической партии, считавшей футболиста неблагонадежным «злом западного империализма».

Стрельцов, который внешне выделялся своей причёской в стиле тедди-бой, злоупотреблял алкоголем и встречался со многими женщинами. Вследствие подобных привычек руководство советского футбола и КПСС было обеспокоено поведением Стрельцова, которое напоминало «звёздную болезнь». Со Стрельцовым в своё время собиралась встречаться Светлана Фурцева (1942—2005), дочь будущего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Со Светланой Эдуард познакомился 9 января 1957 года на торжественном вечере в Кремле, посвящённом победе советских олимпийцев в Мельбурне. В ответ на прозрачные намёки Екатерины Алексеевны на то, что Эдуард и Светлана могли бы стать парой, футболист возразил, что у него уже есть невеста — Алла Деменко, на которой Эдуард женился 25 февраля 1957 года в самый разгар подготовки к сезону, за что Секция футбола СССР сделала выговор и Стрельцову, и его клубу. Вскоре после свадьбы Алла забеременела, и свекровь потребовала, чтобы Алла сделала аборт, однако она отказалась. Вскоре у Эдуарда родилась дочь Мила.

25 мая 1958 года, незадолго до начала чемпионата мира в Швеции и через неделю после игры с англичанами, Стрельцов был приглашён лётчиком Эдуардом Карахановым на подмосковную дачу. Вся сборная СССР проводила тренировочный сбор в Тарасовке, однако в тот день игрокам дали однодневный отпуск. В 16:30 игроки должны были собраться на стадионе «Динамо», однако Стрельцов и его два друга — спартаковцы Борис Татушин, другом детства которого был Караханов, и Михаил Огоньков — остались на даче. На даче находились также 20-летняя Марина Лебедева, которая ранее со Стрельцовым не встречалась, её подруга Ирина Попова, знакомая с Карахановым, и ещё одна девушка по имени Тамара Тимашук. В тот вечер все находившиеся на даче неоднократно употребляли коньяк, водку, пиво и кагор.

Утром следующего дня Стрельцова, Огонькова и Татушина арестовала милиция по обвинению в изнасиловании всех троих девушек. Историки и журналисты теряются в догадках, что произошло на даче и почему было выстроено обвинение. Марина Лебедева в своих показаниях утверждала, что Эдуард позвал её спать вместе с ним, а когда она стала упираться, то потащил её силой. Чтобы её крики никто не слышал, Эдуард попытался закрыть ей рот ладонью, но она укусила его за палец, а в ответ он случайно ударил Марину. Похожее случилось и со стороны Огонькова в отношении Тамары. Под давлением родителей Марина написала заявление в милицию об изнасиловании, то же самое сделала и Тамара. Однако журналист Кевин О'Флинн писал, что показания Лебедевой были противоречивы: позже Марина изменила свои показания, заявив, что была пьяна и ничего не помнила, а Ирина Попова сказала, что в связь с Эдуардом Марина вступила по обоюдному согласию. К Лебедевым приехала Софья Фроловна, которая пообещала, что Эдуард женится на Марине, и вскоре Тамара неожиданно забрала заявление, опровергнув свои прежние слова об изнасиловании. То же самое сделала Марина, но в отношении Стрельцова уголовное дело не прекратили, поскольку за примирением сторон прекращение дела не подлежало. Огоньков обвинялся в изнасиловании Ирины Поповой, но та, как и Тамара, также отказалась от своего заявления.

Существует предположение, что настоящим насильником был хозяин дачи Караханов, который избил Попову, также находившуюся на даче: группы крови и спермы у Караханова и Стрельцова совпадали. После публикации статьи в военной газете об обвинениях в адрес Караханова того уволили из армии, но дело не возбудили. Сам же Караханов отрицал все обвинения как в свой адрес, так и в адрес Стрельцова, полагая, что Лебедева при поддержке матери и отчима хотела просто отсудить у Стрельцова некую денежную сумму. Медицинская экспертиза была проведена весьма поверхностно, всё обвинение строилось только на экспертизе царапины на руке Стрельцова и показаниях Лебедевой. В 2006 году Никита Симонян упомянул о том, что Стрельцов писал матери письмо, в котором «взял чужую вину на себя», что подтверждало версию об изнасиловании Лебедевой Карахановым

Стрельцов вынужден был подписать чистосердечное признание в том, что изнасиловал Марину, будучи в состоянии алкогольного опьянения. В обмен ему пообещали, что его оставят в заявке сборной перед чемпионатом мира, однако это обещание не было выполнено ни следователями, ни судом. Предполагается, что следователь сам составил текст чистосердечного признания, который подписал Стрельцов. Согласно протоколу от 23 июля 1958 года, Стрельцов признал вину в изнасиловании, но не в хулиганстве.

24 июля 1958 года судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда под председательством А. Гусева в закрытом судебном заседании рассмотрела дело Стрельцова, признала его виновным и приговорила к 12 годам лишения свободы с запретом заниматься футбольной деятельностью (максимально Стрельцову по данной статье грозило до 15 лет тюрьмы). Суд не учёл, что у Эдуарда — мать-инвалид и двухмесячная дочь Мила. Все кассационные жалобы Верховный суд РСФСР отклонил. Рабочие московского автомобильного завода имени Лихачёва, которому принадлежала команда «Торпедо», запланировали марш с участием 100 тысяч человек в поддержку Стрельцова, однако он не состоялся, поскольку приговор вынесли ещё задолго до определения даты марша. Огоньков и Татушин были отстранены от клубных выступлений на три года, а от игр за сборную — пожизненно.

Находясь в тюрьме, Стрельцов подвергся жестокому нападению и 4 месяца пролежал в больнице. Оправившись, он отправился валить лес в район реки Вятка, а затем получил работу библиотекаря в исправительном учреждении Тульской области. Надзиратели привлекали именитого уголовника к участию в футбольных соревнованиях среди заключенных, что облегчало жизнь в неволе и помогало поддерживать физическую форму. В 1963 году власти досрочно освободили Стрельцова из-под стражи, и футболист вернулся в Москву.

Возвращение в спорт далось Стрельцову нелегко. В профессиональные клубы нападающего не брали по причине судимости, и он снова начал выступать за заводскую команду «ЗИЛа» в 1963 году. Матчи с участием Эдуарда привлекали толпы поклонников, и бомбардир оправдал ожидания фанатов, приведя клуб к победе в любительском чемпионате.

В 1964 году, когда первым секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев, общественность убедила власти разрешить Стрельцову участвовать в играх профессионалов. Эдуард вернулся в родное «Торпедо» и, к восторгу болельщиков, стал чемпионом СССР 1965 года. Футболиста снова пригласили в сборную, где он выходил на поле в течение следующих 3 лет.

В 1968 году Стрельцов установил рекорд результативности, забив 21 мяч в 33 играх национального первенства страны. На следующий год в футбольной биографии нападающего наступил кризис, он не реализовал ни одного голевого момента и из-за травмы ахиллова сухожилия ушел из профессиональной лиги.

Прекратив играть, Эдуард Анатольевич окончил Институт физической культуры и вернулся в родной клуб в качестве тренера молодежного состава «Торпедо».

После смерти великого советского футболиста клубный стадион, на котором играл Стрельцов, назвали его именем, а у центрального входа поставили памятник работы Александра Тарасенко.

Судя по фото, Стрельцов был обаятельным и экстравагантным молодым человеком. Ходили слухи, что футболист был женоненавистником, но подруги, возлюбленные и супруги в его жизни были.

Первой женой Эдуарда стала Алла Деменко, с которой он тайно вступил в брак перед отъездом на Олимпиаду в Мельбурне. Союз распался через год после предъявления обвинения в изнасиловании, к этому времени футболист стал отцом первого ребенка, девочки по имени Людмила.

Вернувшись из тюрьмы, Эдуард, любивший выпить в компании друзей, совсем потерял голову. После случайной встречи с бывшей женой он попытался восстановить отношения, но вредная привычка помешала семье воссоединиться.

Не сумев уладить разногласия с Аллой, он женился на девушке по имени Раиса в сентябре 1963 года. Новая супруга стала светлым пятном в личной жизни Стрельцова. Мужчина остепенился, а после рождения сына Игоря и вовсе стал образцовым семьянином. С Раисой Эдуард был счастлив, этот брак продолжался в течение 27 лет, до смерти футболиста.

В последние годы жизни Стрельцов жаловался на боли в легких и неоднократно попадал в больницу с диагнозом пневмония. В 1990 году исследования показали, что у футболиста появились злокачественные образования.

Эдуарда Анатольевича поместили в онкологическую больницу, но госпитализация лишь отсрочила неизбежное. В середине июля Стрельцову стало хуже, и он впал в состояние комы. Врачи реанимировали пациента, но приступ повторился. 22 июля 1990 года великий советский футболист скончался от рака легких.

За свою не очень продолжительную спортивную карьеру Эдуард Стерлцов имел немало индивидуальных призов и правительственную награду.
- 1955год – Лучший бомбардир чемпионата СССР
- 1956 год  – Олимпийский чемпион
- 1957 год – Орден «Знак почета»
- 1965 год  – Чемпион СССР
- 1967, 1968  годы – Лучший футболист СССР
- 1967 – Заслуженный мастер спорта СССР
- 1968 – Обладатель кубка СССР

Именем Эдуарда Стрельцова назван стадион «Торпедо» в Москве, который получил это имя в 1996 году. У главного входа на стадион «Торпедо» Стрельцову в 1999 году был открыт памятник, выполненный скульптором Александром Тарасенко; ещё одна статуя была поставлена в 1998 году на Аллее выдающихся спортсменов России.

В 1997 году Российский футбольный союз объявил, что лучшим футболистам страны с этого года будет ежегодно вручаться российская футбольная премия «Стрелец», получившая своё имя в честь Эдуарда Стрельцова. Вручение этой премии проводилось вплоть до 2003 года.

В 2006 году по инициативе Алексея Парамонова, ещё одного олимпийского чемпиона по футболу 1956 года, на одном из монетных дворов была изготовлена партия золотых олимпийских медалей для тех игроков, которые не играли в финале. Эдуард Стрельцов был награждён этой золотой медалью посмертно.

28 декабря 2009 года Банк России объявил о выпуске в обращение памятной серебряной монеты номиналом в 2 рубля из серии «Выдающиеся спортсмены России», посвящённой Эдуарду Стрельцову. Монеты выпущены тиражом 3000 штук и изготовлены из серебра 925 пробы, вес чистого металла 15,5 граммов (половина унции). Несмотря на дату выхода, на монетах указан 2010 год. Также были выпущены монеты, посвящённые Льву Яшину и Константину Бескову с теми же характеристиками.

9 декабря 2015 года Почта России специально к чемпионату мира по футболу 2018 года начала выпуск марок, посвящённым легендам советского футбола, которые через год, 26 декабря 2016 года, вошли в специальный буклет «Легенды футбола». В первой партии из семи марок была и марка с изображением Эдуарда Стрельцова.

В 2020 году на экраны выйдет биографический фильм Ильи Учителя "Стрельцов", основанный на книгах о футболисте, написанных Андреем Сухомлиновым, Владимиром Галединым и Александром Нилиным.


Рецензии