Я и очки

Кто не знает знаменитую басню И.А.Крылова «Мартышка и очки»? Кто не помнит, привожу её текст.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! - говорит она,- и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Я не могу сказать, что уподобился героине басни мартышке, знал, для чего очки и куда их надо надевать.  О том, что у меня далеко не стопроцентное зрение, узнал еще в школьные годы. Я парень высокий, поэтому меня садили на последнюю парту, чтобы не мешал другим. И я заметил, что плохо вижу то, что пишет учитель мелом на классной доске. Особо тяжело было увидеть в классе физики, длинном и узком, где столы стояли в два длинных ряда.  Но окулиста в нашей поселковой больнице не было, поэтому проверить мое зрение в поселке было негде.  Но во время школьных каникул я ездил с родителями в Хабаровск, и там меня проверили, и сказали, что правый глаз имеет зрение 0,3, а левый вообще 0,1.  Но коррекция зрения до единицы доводилась не такими уж толстыми линзами - минус  2 диоптирии на правом глазу, и  минус 3 диоптрии на левом.  Там же были куплены очки и в оптике были вставлены в них именно такие линзы.

Но если бы увидели мои первые очки, то, видимо, как и я, ужаснулись. Небольшие очки с круглыми стеклами в металлической оправе, чисто старушечьи.  Носить такие очки парню с претензиями на моду было невозможно.  Поэтому я их одевал только в клубе, в темноте, когда начинали показывать кино.

Но потом я нашел выход. Купил в обычном магазине темные очки с большими стеклами, вытащил из своей оправы линзы и пластилином прикрепил с внутренней поверхности к темным очкам. И теперь я мог сидеть в классе в темных очках весь урок. Когда кое-кто из учителей мне делал по этому поводу замечание, у меня была «отмазка» - справка о том, что мне надо носить специальные очки с разными диоптриями на линзах. Больше всего возмущалась Тамара Андреевна, учительница физики, спрашивала, не сплю ли я за последним столом.

Но носить такие очки по улице было не с руки, все же подделка есть подделка. Поэтому я долгие годы, имея не идеальное зрение, очков не носил. Из-за этого у меня даже выработался свой алгоритм осмотра встречных девочек и девушек, особенно в городе, где я проводил летние каникулы. Издали я видел лишь контуры девичьей фигуры, и сразу обращал внимание на ноги. Если они были стройные, то я смотрел и на лицо, когда девушка приближалась настолько близко, что я мог разглядеть её черты лица.  А смотреть на лица девчонок с кривыми ногами зачем, такие меня не интересовали, я искал таких, у кого ноги длинные и стройные.

Потом, когда я учился уже в медицинском институте,  в Хабаровской «Оптике»  появилась возможность вставлять в понравившуюся мне оправу затемненные стекла нужных диоптрий.  Так я стал носить темные очки, тем более что окулисты обратили внимание на то, что у меня повышенная чувствительность к солнечным лучам.  Но очки имеют привычку часто разбиваться, поэтому у меня обычно дома было 2-3  очков.  Но большинство имеющихся в моем распоряжении очков не удовлетворяли меня, мне хотелось иметь очки в большой роговой оправе. И со временем такая оправа у меня появилась, когда я стал работать после службы на подводной лодке врачом в городской больнице.

При всех медицинских осмотрах, проводимых по линии военкомата, у меня выявляли два отклонения – это близорукость, а также неполная блокада правой ножки пучка Гиса в сердце. Это не стало противопоказанием для призыва на военную службу и даже для службы на подводной лодке, где я и отслужил три года. Примечательно, что во время третьего года службы вышел новый приказ по годности к военной службе.  И там было написано, что годность к службе по зрению зависела не от количества диоптрий, необходимых до 100% зрения, а от зрения без очков. Действительно, что будет, если разобьются очки, и других не будет. Так что я со своим зрением 0,3 на правый и 0,1 на левый глаз оказался годен к службе только на берегу. Ни на подводной лодке, ни на надводном корабле я плавать доктором не мог.  Но к этому времени подошел срок моего увольнения в запас.

Забавный случай произошел со мной в первый год моей службы. Так как меня, как и многих других моих сокурсников, призвали служить после учебы в институте, где, кроме медицины, мы ничего не проходили, нам устроили сборы на Русском острове во Владивостоке. На этих сборах нам читали уставы корабельной службы, какие-то еще военные науки, и учили ходить строем. Однажды в строю, где я стоял в темных очках, какой-то капитан 3 ранга докопался до меня, почему я в темных очках. Пояснил, почему. Он потребовал от врача справку. Я рассмеялся и сказал, что как доктор ( а у меня на погонах была змея с чашей)  я ему представлю хоть десять справок. Он от меня отстал, тем более, что вскоре я показал, что строевой шаг у меня лучше, чем у других офицеров на этих сборах. Ему я научился еще в дошкольном возрасте, копируя школьников старших классов, которые в послевоенные годы проходили военную подготовку, в том числе и строевой шаг.  Я получил «отлично», а вот выпускник Владивостокского мединститута по фамилии Цымбал (почему-то запомнилась его фамилия) получил ноль.  Ему даже «единицу» не могли поставить. Неудивительно, что я закончил службу старшим лейтенантом, а он – младшим, т.е. ему снизила звание. Но не умение правильно маршировать тому причиной, а любовь к крепким горячительным напиткам.

Но я отвлекся от очков.  В начале 80-х годов в нашем многопрофильном госпитально-поликлиническом объединении под названием «городская клиническая больница № 11» открылась новая поликлиника в Южном микрорайоне Хабаровска. И туда перевели травматологический пункт нашей больницы, в котором я уже долгие годы совмещал врачом-травматологом.  Так как автобусное сообщение между стационаром больницы, где я работал врачом-рентгенологом, и поликлиникой, вернее, травмпунктом, было очень нерегулярное, я предпочитал в хорошую погоду ходить на дежурство пешком.  Надо было пересечь овраг и пройти по периферии Южного микрорайона до центра, где стояла поликлиника. По пути на дежурство я проходил мимо тамошней «Оптики», и постоянно заглядывал туда. И однажды увидел именно такую оправу, какую давно хотел. Сразу же купил две оправы и заказал очки с затемненными стеклами нужных диоптрий. И в этих очках  я проходил почти 30 лет. Вернее, не в этих, а в одинаковых, потому что со временем роговая оправа становится хрупкой, выкручиваются болтики в дужках, так что к тем двум оправам я со временем купил еще одну, а еще одну взял у моего сокурсника Валеры Кенигфеста.  Он свои очки не носил, сказал, слишком тяжело таскать тяжесть на носу. Поэтому отдал мне, и в эту оправу  вставили нужные мне линзы.

Но для занятий спортом я сделал себе очки в немного меньшей оправе, так как играть в волейбол или хоккей и сломать такую ценную для меня вещь, как любимые очки, я не мог себе позволить. И на спортплощадках очки закреплял резинкой, потому что столкновений было не избежать. Одни очки во время игры в хоккей я все же сломал, вернее, мне сломали.

А вот вставить стекла с диоптриями в маску для подводного плавания мне так и не удалось, так что все краски подводного мира видел немного смазанными.

Кенигфест  был прав, носить тяжелые  очки, особенно в холодную морозную погоду, было неудобно – мерз нос. К тому же в помещении они запотевали, и приходилось доставать носовой платок, чтобы протереть стекла.  Но я настолько привык к очкам, что когда выходил на улицу, забыв одеть, тут же возвращался – чувствовал себя голым.

Когда появились стекла-хамелеоны, я поставил их в одну из оправ, но все же не очень к ним привык, обычно носил только в домашних условиях.  Они очень светлые в мало освещенном помещении, и почти не видно глаз, когда я бываю на улице в солнечную погоду.  А вот с обычными затемненными стеклами мои глаза видны одинаково.

Вообще за годы ношения очков я научился их ремонтировать. Не только заменять дужки, но и вставлять выпавшие стекла из оправы. Для этого требовалось лишь иметь электроплитку, т.е. обходиться без открытого огня. Естественно, только в роговые оправы, которые расширяются при нагревании.

В начале 2000-х, когда я уже жил в сибирском городе Нефтеюганске, был в отпуске в Москве, и заказал там себе очки в модной металлической тонкой оправе. Причем вместо обычных коричных стекол там были черные затемненные стекла. Примерил, вроде как все нормально, но мне после огромных в роговой оправе очков эти показались не совсем удобными.  Но когда я вышел на пенсию, переехал в поселок Молодежный, где рядом с нашей квартирой на двух уровнях был земельный участок в 4 сотки, я стал заниматься благоустройством, выполнять всевозможные хозяйственные работы. Большие тяжелые очки стали часто спадать с моего вспотевшего носа, и я решил одеть более легкие в тонкой металлической оправе. И со временем к ним привык. И уже несколько лет именно в этих очках меня можно увидеть вживую, и на фотографиях.

Последние года 3-4 очки я ношу, в общем, по привычке, вижу я одинаково в очках и без них, но далеко не на 1,0.  Моя близорукость не перешла в старческую дальнозоркость, как это обычно бывает. Некоторые  при этом носят двое очков. Читаю мелкий шрифт я без очков, и вдаль вижу вполне неплохо,  поэтому в домашних условиях я  перестал носить очки, одеваю, выходя на улицу, лишь для того, чтобы меня не спутали с другим.  Но все же очки для меня были долгие годы путем в полноценную жизнь, и я очень доволен, что человечество изобрело очки, пенсне, лорнеты, бинокли, телескопы и микроскопы, т.е. всевозможные оптические приспособления, чтобы человек  мог увидеть мир во всем его многообразии.


Рецензии
Очень интересная тема, особенно для тех, кто сам носит очки. Но, наш уважаемый доктор, не затронул тему, отчего у человека портится зрение. У меня зрение минус пять, но я не ношу очки уже давно, просто, как пишет Саша, они мешают. Только в магазине и на остановке одеваю их. Было такое, что я вдруг стала видеть на сто процентов, а потом внезапно зрение ухудшилось. Как и у Саши у меня было много разных очков, но я не гналась за красотой, покупала, что было дешевле. Сейчас у меня в архиве есть Сашины очки, он мне их подарил, когда я была у него в гостях в 2017 году. Одеваю редко по особым случаям. Они мне немного великоваты и я сделала резиночку под свои "кудри". Близко тоже вижу хорошо, пишу, читаю без очков. На работе даже удивляются. А , вообще, очки , это нужная вещь. Можно сделать операцию, но я боюсь. Год назад уже встала на очередь, анализы все прошла, но струсила. Саше очень идут очки, но без них он выглядит солиднее. Вот такое моё мнение!

Галина Егорова Коршунова   26.11.2019 15:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Галочка, за твое мнение об очках и о том, как я написал о них. Действительно, нужная вещь, без них я бы половины того, что увидел за свою жизнь, не оценил бы.

С уважением

Александр Щербаков 5   26.11.2019 15:16   Заявить о нарушении