Золотой век Российского кино. CТАТ введение

А. Обломов, Е. Потто. ЗОЛОТОЙ ВЕК РОССИЙСКОГО КИНО. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Статистика как измеритель и корректор жизни и как наука вызывает у многих иронию, но это единственное, на чем можно построить более и менее объективную картину всякого явления.
В каждой сколь-нибудь творческой среде, от инженерно-конструкторской, журналистской, рокерской до писательской и актерской, есть своеобразные наборы форм восхваления и самовосхваления, завышенных претензий и надуманных обид. Больше всего их в актерском континиуме. А уж о профессиональных байках, легендах, трансформациях реальности можно и не напоминать.


"Золотым веком Российского кино" можно условно назвать период от конца Сталинской эпохи до начала 80-х

В первые послесталинские годы российская (советская) кинематография стремительно наращивала производство фильмов, которое в последние годы при жизни Иосифа Виссарионовича выходили  штучно, по несколько картин в год. Период, известный под названием "малокартинья", обусловленный, во-первых, послевоенной разрухой и отсутствием денежных средств, во-вторых, доктриной "меньше, да лучше", предполагающей создание небольшого количества отборных произведений глубоких по смыслу и совершенных по форме, т. е. шедевров. Подавляющую часть кинопрокатного репертуара составляли довоенные отечественные и иностранные (европейские) фильмы. На конец 1948 г. фонд отечественных кинофильмов составлял 2 277 фильмов, а инвентаризированный на тот момент лишь частично иностранный фонд включал в себя 13 142 фильма. Основу иностранного фонда составляли так называемые "трофейные" фильмы, привезенные в России во время и после Великой Отечественной войны [1].  Наиболее посещаемые картины назойливо крутили до конца 50-х. Феноменом проката из числа иностранцев был фильм «Девушка моей мечты», имевший огромный успех, его оборот на копию составил 103,9 млн. зрителей [2].

Успешное развитие кино в той или иной стране определяется рядом показателей: популярность вида искусства у населения, уровень государственного и частного финансирования, количество выпускаемых фильмов, правительственные награды и отличия лучшим деятелям отрасли, награды и отличия на международных кинофестивалях (МКФ).

По части популярности и государственной поддержки кинематографа в Советском Союзе обстояло, в целом, весьма неплохо. В стране существовала развитая сеть специальных учебных заведений, где обучение производилось бесплатно (институты, ориентированные на кинематограф [3], театральные вузы, специальные факультеты в институтах искусств и культуры). На государственной дотации состояли многочисленные столичные и областные театры - кузница актерских кадров. Киностудии, не пребывая по большей части производственных позиций, под прессом самоокупаемости, могли не гнаться за зрителем во что бы то ни стало, а  ставить классику и качественную литературу, уделять место историческим, проблемным и воспитательным  темам, экспериментировать. Деятелям киноискусства присваивались регулярные почетные звания, ежегодно вручались ордена и государственные премии. 

Сеть кинотеатров, клубов, домов культуры и пр. мест, где происходил показ кинофильмов, хотя и вызывала постоянную критику в прессе и на профессиональных форумах, однако почти полностью удовлетворяла типовые потребности [4]. Многочисленные просчеты и недостаточная организация на ряде направлений кинофикации урегулировались зачастую простым стечением обстоятельств. Так, например, покрытие кинопоказом глухих районов и мелких сельских населенных пунктов предполагалось за счет системы кинопередвижек. Кинопередвижки успешно действовали в Сибири и на наших европейских окраинах. В центральных же областях кино на селе было доступно только в центральных усадьбах совхозов и колхозов, в их крупных отделениях и на станциях МТС, но молодежь сбегалась  туда со всей округи, километра за три, а то и за пять-семь. На рубеже 60-х и 70-х началось  массовое укрупнение хозяйств и стремительное исчезновение  мелких населенных  пунктов. Поэтому охват населения кинопоказом был высоким и в 50-х годах, когда большинство населения России проживало  в сельской местности и мелких поселках и городках - 67,4% (1959 г.) [5], и в начале 80-х, когда городское население более, чем в два раза преобладало над  сельским.
Наглядны следующие статистические данные.
К 1960 г. Советский Союз вышел на уровень производства в 100 художественных фильмов в год, а к 1970 г. - в 130-150 ед. (фильмов, произведенных на территории современной России, из этого количества было 60-70%), при этом главная киностудия "Мосфильм", модернизированная и оснащенная современной техникой, уже с 1957 стала производить порядка 40 фильмов [6].
Одновременно достигли пика  российские  кинофикация и кинопрокат [7]:


Годы        ==          ==          ==           1960 г.  1970 г.  1980 г.  1986 г.

Число киноустановок, тысяч               64,3        96,7      86,7        84,4
Число посещений киносеансов
—     всего  миллионов                2279     2804      2430      2144
Число посещений киносеансов
в среднем на одного жителя:
  - в городских поселениях                22         21          17          13
  - в сельской местности                15         22          19          19


Не смотря на то, что вплоть до конца 70-х зарубежные фильмы по числу посещений побивали национальных прокатных лидеров кинорепертуара, российский зритель неплохо знал отечественные фильмы и отечественных актеров. Например, в конце 50-х все знали Л. Орлову, Н. Крючкова, М. Ладынину и молодых И. Макарову, Н. Мордюкову, Л. Хитяеву, А. Баталова, Л. Харитонова, З. Кириенко, Л. Гурченко, Г. Юматова; в 60-х к ним прибавились А. Ларионова, Н. Рыбников, Л. Чурсина, А. Вертинская, В. Лановой, В. Тихонов, М. Ульянов, А. Папанов, А. Миронов, "гайдаевская троица", Н. Румянцева, С. Светличная и др.; в 70-ые стали популярны В. Гафт, М. Терехова, Т. Семина, С. Тома, А. Фрейндлих, И. Чурикова, В. Золотухин, И. Костолевский, Н. Андрейченко, Е. Проклова и др. [8]).

Показатель награды и отличия на международных кинофестивалях наиболее объективный. Он менее всего зависит от  политической конъюнктуры, желания руководителей  приукрасить  положение дел в отрасли, а самих непосредственных участников процесса (режиссеров, актеров и т. п.) преувеличить свои творческие кондиции и достижения.
По исследованию американских социологов, субъективная зрительская  оценка фильмов, а также качества работы сценаристов, режиссеров, актеров, обыкновенно не соответствует мнению профессиональных оценщиков (самих актеров и режиссеров, теоретиков кино, мэтров, кинокритиков). У клерков-отборщиков и у разномастных членов жюри фестивалей субъективизм критериев зачастую достигает пиковой отметки, однако скрытая логика и генерализация процессов в сторону совершенства в решениях жюри и наградах несомненно прослеживается.
За весь период своего "Золотого века" российское кино было отмечено на пяти крупнейших международных кинофестивалях [9] следующими  высшими (самыми первыми!) премиями: лучшему фильму- 8 раз , лучшему режиссеру - 7, лучшему актеру - 3, лучшей актрисе - 4  Показатели не выдающиеся (хотя принято утверждать обратное), но в целом хорошие и подтверждающие высокую конкурентоспособность российского кино.

Главные награды международных кинофестивалей (МКФ), полученные Российским кино:
- За лучший фильм: Канны, 1958, Золотая пальмовая ветвь - "Летят журавли"(реж. М. Калатозов);  Венеция, 1962, Золотой лев - "Иваново детство"(А. Тарковский); Локарно, 1969, Золотой леопард - "В огне брода нет" (реж. Г. Панфилов); Сан-Себастьян, 1976, Золотая раковина - "Табор уходит в небо" (реж. Э. Лотяну); Берлин, 1977, Золотой медведь - "Восхождение" (реж. Л. Шепитько); Сан-Себастьян, 1977, Золотая раковина - "Неоконченная пьеса для механического пианино" (реж. Н. Михалков); Сан-Себастьян, 1979, Золотая раковина - "Осенний марафон" (реж. Г. Данелия); Берлин, 1987, Золотой медведь - "Тема" (реж. Г. Панфилов).
- За лучшую режиссуру: Канны, 1955 - С. Васильев ("Герои Шипки"); Венеция, 1955 - С. Самсонов ("Попрыгунья"); Канны, 1956 - С. Юткевич ("Отелло"); Канны, 1961 - Ю. Солнцева ("Повесть пламенных лет"); Канны, 1966 - С. Юткевич ("Ленин в Польше"); Берлин, 1975 - С. Соловьев ("Сто дней после детства"); Канны, 1983 - А. Тарковский ("Ностальгия").
- За лучшее исполнение мужской роли: Сан-Себастьян, 1970 - И. Смоктуновский ("Чайковский", реж. И. Таланкин); Венеция, 1979 - Е. Леонов ("Осенний марафон", реж. Г. Данелия); Берлин, 1981 - А. Солоницын ("Двадцать дней из жизни Достоевского", реж. А. Зархи).
- За лучшее исполнение женской роли:  Венеция, 1966 - Н. Аринбасарова ("Первый учитель", реж. А. Кончаловский); Сан-Себастьян, 1969 - Л. Чурсина ("Журавушка", реж. Н. Москаленко); Берлин, 1983 - Е. Глушенко ("Влюблен по собственному желанию", реж. С. Микаэлян); Берлин, 1984 - И. Чурикова ("Военно-полевой роман", реж. П. Тодоровский).
- Высшие премии с нечетким статусом и особо значимые специальные призы: Канны, 1955, за лучший актерский ансамбль: - актерский состав фильма "Большая семья" (реж. И. Хейфиц), 16 чел,  в т. ч.  Б. Андреев, С. Лукьянов, А. Баталов, К. Лучко; Канны, 1957, спец. приз - "Сорок первый" (реж. Г. Чухрай); Канны, 1958, спец. приз за исполнение женской роли - Т. Самойлова ("Летят журавли", реж. М. Калатозов); Канны, 1960, спец. приз - "Баллада о солдате" (реж. Г. Чухрай); Локарно, 1962, премия ФИПРЕССИ за исполнение женской роли - Т. Семина ("Воскресенье", реж. М. Швейцер); Канны, 1963, приз жюри - "Оптимистическая трагедия" (реж. С. Самсонов); Венеция, 1964, спец. премия - "Гамлет" (реж. Г. Козинцев); Канны, 1969, премия ФИПРЕССИ для внеконкурсного фильма - "Андрей Рублев" (реж. А. Тарковский); Канны, 1972, "Гран-при" - "Солярис" (реж. А. Тарковский); Канны, 1979, "Гран-при" - "Сибириада" (реж. А. Кончаловский); Венеция, 1982, премия ФИПРЕССИ для внеконкурсного фильма - "Агония"  (реж. Э. Климов); Локарно, 1984, Бронзовый леопард - "Мой друг Иван Лапшин", (реж. А. Герман).
По указанным показателям мы значительно уступаем Америке, Франции, Италии и Испании. Но надо отметить, что даже наши лучшие режиссеры, признанные безоговорочно мастера мирового уровня, проходят за границей через такие предрассудки и ограничения, что фильмы, ими созданные, становятся нерентабельными и второстепенными. Всп. прокатную статистику одного из лучших мировых батальных фильмов "Ватерлоо" (1970, Франция-Великобритания-СССР) С. Бондарчука, историю выхода на экран его же фильма "Тихий Дон" (1995, Франция-Россия).
А вот по актерским работам проблема, вероятно, существует. В советское время в легенде о нашем кино бытовала "диссидентская"  глава про наших актеров (актрис), которых западный кинематограф готов снимать на любых условиях. Чуть ли не у каждой советской актрисы, побывавшей за рубежом или хотя бы на российском международном фестивале, есть история, которую она при случае рассказывает, в духе: такие вот были огромные и реальные перспективы, миллионные контракты, блокбастеры, Оскары... но помешали, лишили счастья... Наиболее ходовые версии: Самойлову просто грубо не пустили работать в западных проектах, потому что слишком известна по советским фильмам; Кустинскую - то же; Володиной на МКФ партийное руководство не позволило завоевать приз за лучшую женскую роль, опасаясь возрастающей привлекательности актрисы для знаменитых иностранных режиссеров; мать и дочь Федоровых не отпускали в Америку, так как боялись что  со своим талантом и обаянием они безусловно покорят Голливуд; Чурсиной предлагали контракт сразу на пятнадцать фильмов, но она по совету руководства отказалась ввиду планов сниматься на Родине и т. п. В реальности ни одна из наших знаменитых актрис, получив возможность работать на Западе, не достигла даже уровня участия в среднебюджетных фильмах; чаще всего они заканчивали тем, что просто уходили из актерской профессии (В. Федорова, Е. Соловей) или, испробовав все попытки, возвращались назад (М. Терехова, Л. Нильская,  Н. Андрейченко). Кстати, то же самое было с прямыми  учениками К. Станиславского: великолепная прима МХТ Германова мыкалась в Европе, подобно Марине Цветаевой [10], предпринимая титанические усилия, чтобы укрепить свое положение, состояться, но добилась лишь эпизодической работы в полупрофессиональных недолговечных труппах,  тонкий и трепетно-выразительный М. Чехов, успевший на Западе больше других, всего лишь снялся в двух маленьких ролях в голливудских фильмах.
Особое мировое отличие - премия "Оскар" за лучший иноязычный фильм в США. Из российских фильмов лауреатами "Оскара" стали: 1968 г - "Война и мир" (реж. С. Бондарчук); 1975 г - "Дерсу Узала" (реж. А. Куросава); 1980 г - "Москва слезам не верит" (реж. В. Меньшов).  Считается, что неисповедимость этой премии еще больше, чем вердикты жюри международных кинофестивалей [11], однако применительно к рассматриваемому периоду, и по отношению к российскому кино, можно утверждать, что награды - заслуженные (по меньшей мере - за первую и третью картины).
__________________________________________________________


[1] Трофейные коллекции поставили Госфильмофонд на один уровень с крупнейшими киноархивами мира
[2] Танис К.А. — Трофейное кино в СССР в 1940-1950-е гг.: к истории формирования феномена // Культура и
искусство. – 2017. – № 12. – С. 85 - 91.
[3] Например, в отчете ректора ВГИК на середину 1965 г сообщается, что в институте на всех отделениях  учатся 1455 студентов; многие молодые режиссеры уже серьезно заявили о себе: Л. Шепитько ("Зной"), Э. Климов ("Добро пожаловать!"); В. Шукшин ("Живет такой парень"); стали известными зрителю молодые актеры  Т. Семина, Ж. Прохоренко, В. Ивашов, Ж. Болотова и др.
[4] Существующая киносеть позволяла большей части населения страны беспрепятственно, т. е. без давки у касс и по доступным ценам за билеты (цена билета в сельском клубе была 25-40 коп, в городских кинотеатрах - 50 коп, в редких случаях до 1 руб) смотреть принятые в прокат лучшие современные фильмы, а также запланированные планами кинопоказа картины прошлых лет и ретроподборки. Киногурманы жаловались, что не могут посмотреть в своем провинциальном городе фильмы интересующих режиссеров, постановки прошлых лет, картины-призеры кинофестивалей, но такие запросы были редки и общественностью воспринимались как избыточные. 
[5] Статистический сборник. Росстат. М., 2004. с. 99
[6] Отчет о научно-исследовательской работе "История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат" Исполнение Государственного контракта от 01.06.2012 г. № 1071-01-41/06-12. М., 2012, с. 1108-1109, 1241
[7] Народное хозяйство СССР за 70 лет. М., 1987, с. 569-571
[8] Речь идет об абсолютной узнаваемости. Многие интересные актеры долгое время оставались малоизвестными, в т. ч. Семина и Володина (слухи о том, что народ валил толпами на "Воскресенье" и "Оптимистическую трагедию" сильно преувеличены), Конюхова и даже Смоктуновский (создатели фильма "Москва слезам не верит" неудачно избрали персонажей лестницы актерской популярности - по настоящему популярен в стране был в то время только Харитонов), Лучко, Быков, Солоницын, Маркова, Быстрицкая. А Земляникина, Извицкую, Глебова, Мышкову знал редко кто.
[9]   В Каннах, Венеции, Берлине, Сан-Себастьяне, Локарно. Принадлежащие к той же высшей категории "А" фестивали в Москве и Чехословакии не учитываем ввиду непоследовательности в оценочных критериях и непостоянства в организации.
[10] Обе они (Германова и Цветаева) восхищались тамошней природой, архитектурными изысками, размеренными доброжелательными людьми и ... наивно, без классового марксистского оселка (а он тут, как раз, был бы к месту), сетовали на свое врожденное невезение, объясняя им все свои неудачи. Вообще-то, это общая черта многих русских эмигрантов - не видеть философской сути процесса. Увы, господа: все цивилизованные государства со времен Древней Греции и Древнего Рима одним из столпов государственности и национальной идентификации ставят культ коренного (исконного) гражданина государства, все остальные априори считаются ниже, хуже, глупей, вредней и т. п.
[11] Это подтверждается, в частности,  статистикой 90-х годов и более поздней, когда номинантами и победителями "Оскара" в категории иностранных фильмов становились второстепенные по стилевому качеству и смысловому содержанию картины, в том числе несколько российских


Рецензии