Диагноз

  В Вильнюсе прошла торжественная церемония захоронения останков двадцати участников восстания Кастуся Калиновского в 1863 году.
  На ней присутствовали президенты Польши и Литвы, Беларусь представлял вице-премьер Игорь Петрешенко.
  "Не приехать на похороны было бы предательством страны",- заявил он и поблагодарил литовцев за то, что "белорусский язык присутствует в оформлении мемориала, где будут покоиться повстанцы".
  Вместе с тем он подчеркнул, что у каждой страны есть свой образ Калиновского, но он не должен стать исторической фигурой, которую используют в политических целях.
  Наоборот, эти страницы нашего совместного прошлого, которое мы должны ценить, и которое нас объединяет сейчас и в будущем".
  После этих слов вице-премьера освистали с криками "Ганьба!(Позор!) из колонны "неофициальных" представителей Беларуси.
  Белорусским оппозиционным политикам и оппозиционной интеллигенции удалось собрать и привезти в Вильнюс довольно внушительную колонну, которая стала заметным явлением на улицах Вильнюса.
  В ней были два бывших кандидата в президенты 2010 года Некляев и Статкевич, бывший председатель Верховного Совета Беларуси Шушкевич, из Канады прилетела глава Рады БНР Сурвила…
  Задолго до этой церемонии часть белорусской оппозиции развернула борьбу за перезахоронение предполагаемых останков Калиновского(что они найдены и принадлежат именно ему, так и не было доказано) в Беларуси. Дескать, он здесь родился, здесь ему и покоиться.
  Официальная власть в эту кампанию не вмешивалась, и долгое время даже неизвестно  было, пошлют ли на мероприятие в Вильнюс официальную делегацию, и каков будет её уровень.
  Все, как всегда, ждали, что скажет Лукашенко.
  Наконец он сказал:"Калиновский был гражданином нашей страны", надо отдать ему должное, но без использования его фигуры в политических целях.
  Вице-премьер Беларуси в сущности повторил его слова, хотя оппозиции они не понравились.
  Но в целом оппозиция осталась довольна и самим мероприятием, и тем, как мощно были представлены в ней белорусы, шефствовавшие по Вильнюсу под бело-красно-белыми флагами.
  Флаг, под которыми обычно ходит оппозиция, очень похож на литовский и даже частично на польский, что и неудивительно, ведь некогда у этих трёх народов было общее государство - Великое Княжество Литовское.
  Белорусская оппозиция очень гордится этим периодом своей истории, в Польше же такого трепета перед ним нет, потому что у Польши и без того большая самостоятельная история, а ВКЛ лишь часть её.
  И мероприятие в Вильнюсе в очередной раз подтвердила эту разницу. Президент Польши Дуда, приветствуя собравшихся на церемонию, отметил, что здесь собрались представители Польши, Литвы и Руси, тем самым как бы ткнув белорусов в истинную историю ВКЛ, чьим общим языком был язык, который в ту пору назывался "руським":он содержал в себе элементы русского, украинского и белорусского языков, но не был чисто белорусским, как утверждает белорусская оппозиция.
  Общественное телевидение Польши, освещая мероприятие в Вильнюсе, и вовсе не заметила белорусов, не упомянув про их участие.
  На его же сайте появилась статья "Как Литва и Беларусь забрали у Польши героев", автор которой Кшиштоф Звалинский пишет о том, что "бывшим младшим братьям нужны шаги с Сераковским и культом Калиновского, чтобы они не чувствовали угрозы своей идентичности", и "переделали" поляка Калиновского в белоруса.
  "Молодой национализм необразованных до недавнего времени народов принуждён был бороться с памятью об элитах, ибо они были польскими. Вопреки всему, что было польским, формировалось национальное сознание в Литве, Беларуси и Украине".
  Как ни обиден этот диагноз, но он точен. В Российской империи никто не ставил под сомнение принадлежность того же Калиновского или Адама Мицкевича к Польше и полякам.
  Во времена советской Беларуси - тоже. И только с обретением Беларусью независимости начались ожесточённые споры и дискуссии по поводу, к кому принадлежат те или иные известные в прошлом личности.
  За предыдущие десятилетия границы между соседними государствами менялись столько раз, что и места их рождения стали принадлежать не тому государству, в котором они родились. Тот же Калиновский родился в Гродненской области, которая с 1939 года вернулась в состав Беларуси, а раньше принадлежала Польше.
  И Калиновский стал для Беларуси своим по праву рождения.
  Кстати, по такому же праву к своим "приписали" и пятеро бывших президентов и премьеров Израиля, которые родились в местах, до 1939 года принадлежавших Польше.
  Разрешим ли этот "территориально-культурный" спор в отношениях с Польшей?
  В ближайшем будущем - вряд ли.
  Беларусь никогда прежде не имела своей государственности, она только создаёт её. Как  и свою историю. И, естественно, хочет, чтобы она выглядела как можно внушительнее.
  В сущности, в истории любого государства можно найти "позаимствованных" героев, свои мифы и легенды. Ведь пишут её живые люди, со своими вкусами и пристрастиями.     И от этого никуда не деться. С этим приходиться мириться и принимать как неизбежное "правило".



















 









 








 









 




















 


Рецензии