Из русской деревеньки история, да про еврея Яшу

   Детство – пора счастливая. А дошкольное детство – еще и беззаботная. Как бы. Помощь по хозяйству никто не отменял!

  А вот что не нравилось мне в детстве – так это болеть!  Улица зовет! А ты лежишь, потеешь, закутанный в одеяло. “Таблетовки” горькие, молоко горячее, с медом или с содой. Горчичники кусачие, “дышание” над вареной картошкой. В носопырку сок луковый из стеклянной пипетки…Жуть!

  Спасали только сказки вслух, да бабушкины рассказы о житии в прежние времена.

  Однажды бабушка моя Татьяна, мама папы моего, урожденная деревеньки Секачи, что южнее Опочки, рассказала мне забавную историю. Поведать ее решил миру. Пока помню. Да, забыл сказать, Опочка - это Псковщина.

   Дело было осенью. До войны. Картофель выкопали, высушили и теперь на хранение в подполье таскали. Дом большой был. Потом войну пережил. Но я видел только его фотографии, да большие филенчатые двери, которые сохранились и стояли под поветью…В 60-е на месте старого дома возвели новый. Поменьше да проще.
   Так вот, вернемся к рассказу. Совпало так, что с окошком в передней комнате дома случилась проблема. Стекло треснуло. Позвали мастера –стекольщика. Не помню точно, из какой деревни, но он был еврей. Звали его Яков. Яша, значит.  До войны в Опочецком районе было довольно много евреев. Они занимались, в большинстве своем, разными тонкими ремеслами. Одежду шили, обувь производили, ну и по дереву да стеклу тоже работали. В любом тонком ремесле сноровка да талант необходимы.
    Так вот, пришел этот Яков, да стал заниматься своим делом. Его предупредили:

- Гляди, Яша, тока в подпол не ввалися!  Дырка распахнута! Лятеть высоко, ежели тудысь кувырнесси!

    Лаз в подполье был далеко от окна, но зная о некоторой суетливости и забывчивости Яши, постарались максимально заострить его внимание на вопросе. Яков бил себя в грудину и обещал в подвал не нырять!

- Азьйо, я дурак!? Я зе визю !  Азьйо, я тута, а яма тама! – с уверенностью обещал мастер.

Я привожу здесь его говор таким, как мне пересказывала бабушка. Это была смесь характерной картавости с местным говорком. Загадку представляет только вот это “Азьйо”.
   Меня это заинтересовало, и я спрашивал, что означает это слово. Бабушка не ответила ничего вразумительного, только добавила, что все евреи тогда так говорили. Приставляя к любой фразе это интересное “азьйо”. Может, кто растолкует?

 - Можа, закрыть подвал? Пока Яша работая? -  вполне рассудительно предложила прабабка моя – баба Нюша.  Но все отмахнулись:

- Тягать картоху надоть! Дош пойде, каво тада?

   Да и Яша уверял:

- Азьйо, я дурак!? Я зе визю !  Ляботайте! И Яся ляботать будеть! Азьйо, вот так вот!

   Ну, так, значит так. Все занялись своими делами. Только вот когда притащили пару очередных ведер с перебранной картошкой, увидели, что нет Яши подле окошка!  Ринулись к открытому лазу, да так и застыли!

   Яша лежал на дне довольно глубокого подполья, раскинув руки и ноги. Рот был приоткрыт, глаза закрыты!

- Убился, окаянный!
- Ахти, тошненько!
- Никак, померши?

- Чаво затряшшали! Тянуть надоть яво оттудыва!- наконец рявкнул кто-то из мужиков.

   И тут Яша открыл глаза. Поморгал, и с видом блаженного осмотрелся!  А потом удивленно вымолвил:

-Азьйо, а хде я?

  Струхнувший, было, народ выдохнул, а прабабка сплюнула сердито и крикнула:

- В ж(попе) ты!  Тябе ж гутарили – не ввалися!!  Напужал до смертушки, атюканик!

   Мужики помогли Яше выбраться, женщины захлопотали чайку горяченького.  Яша оклемался и потихоньку взялся за работу. И все оглядывался на яму:
-Азьйо, как зе так! Азьйо, больно!

   И он трогал шишку на затылке. Видать, об столбик деревянный приложился.

   Вот такой  незатейливый рассказик о дружбе и жизни народов в Опочецкой глубинке. Надо добавить, что в те времена Опочка входила в состав Калининской области, а не Псковской, как ныне.  Псковщина была севернее.
   А с момента оккупации в 1941 году, Опочецким евреям туго пришлось. Они почти все остались на месте. Не эвакуировались. Местный их предводитель уговорил остаться. Мол, при немцах порядок будет. А 10-14 июля немцы заняли город.
   В 1942 году собрали  всех евреев, вывезли в лес, да и расстреляли. Теперь на том месте, в направлении Варыгино, обелиск стоит памятный.  А в самой Опочке сохранилось еврейское кладбище. После войны никто не посещал те могилы. Все родственники в земле лежали. Там, под Варыгино. Племянницу прадеда моего чуть не расстреляли. Темненькая была, да и по лицу – то ли еврейка, то ли цыганка, то ли с югов. Как-то уговорили фрицев.  Как уговорили– кто же теперь расскажет?  Возможно, вступились немцы. Те, которые расквартировались в деревне Пружки. Предполагаю, летуны там были. Ведь рядом – аэродром! Рассказывают, они были вполне себе на людей похожи. В отличие от головорезов “Мертвой головы”, латышских националистов и других извергов из зондер-команд. Война перемешивает людей. Плохих и хороших. В одной большой мешалке. Плохо это.

   А совсем недалеко от Секачей, если дальше по дороге,спряталась в лесу деревня Артюхово. Там не было евреев. Маленькая русская деревенька. Сеяли-пахали. Но осенью 1942 г. пришли   каратели и планово расстреляли 52 человека, жителей деревни. Для порядку...Вдруг партизанам крынку молока подадут.Затем оставшихся детей заживо сожгли в домах и постройках. Двадцать восемь дворов спалили дотла. В память о невинно убиенных был воздвигнут мемориал. Был я в юности в той деревне. У мемориала голову склонил. Как-то там сейчас? Говорят, не живет уж никто. Надо будет съездить, посмотреть. Погрустить.

  Примерно в то же время были расстреляны жители деревень Меленки,Барканы,Гнилки,Стрехно, а дома сожжены.

  В июне 1944 года в деревню Кудка почти ежедневно из Опочки приходили крытые машины с людьми и подъезжали прямо к дому, где расположилось отделение гестапо.А затем людей вывозили за деревню в Ровные Нивы и расстреливали. За связь с партизанами.Вот и бабушкину младшую сестру Лидию расстреляли.
  Кудка-это совсем рядом с деревней Пружки. Где мама моя и бабушка в то время в оккупации находилась. Пружкам повезло. Лесов близко не было густых.

                Ноябрь 2019

  Рассказ основан на воспоминаниях. Использованы также материалы из "Книги Памяти" Псковской области по Опочецкому и Красногородскому району 1994г.

   Иногда, рассматривая фотографии старого дома, я пытаюсь угадать, в каком окне Яша стеклышко менял. На фото – он, тот старый-старый дом. А возле дома - бабушка и отец. В далекие 50-е.

   А еще представить пытаюсь, как это можно, поставив женщин и детей на край ямы, палить в них. Не могу представить. Может, и не люди были те, стрелявшие. Может интеллект какой-нибудь. Искусственный.




Очень интересная рецензия к рассказу от автора


Рецензия на «Из русской деревеньки история, да про еврея Яшу» (Валерий Павлович Гаврилов)

Попробую ответить на Ваш вопрос по поводу словечка "Азьйо". Если моя догадка верна, то "Азьйо" - это слегка исковерканное немецкое "Also". Яша же наверняка изъяснялся на идише. А "Also" в немецком означает "итак", "значит" - такое немецкое слово-паразит.
С уважением.


Лука Сатин   26.11.2019 23:55 



Интересная догадка! Спасибо! Вспоминаю нашу учительницу немецкого языка...Она часто употребляла слово "Also"!

- "Also", und gehen wir weiter! - говорила она, имея ввиду, изучение сегодняшней темы урока...
Будучи в Германии, также часто наблюдал употребление этого слова для связи речи, так сказать...

Учитывая картавость Яши ,и особенности восприятия языка , бабушке запомнилось именно "Азьйо" ....

Возможно, одной загадкой детских воспоминаний стало меньше!

Спасибо! С благодарностью и уважением,Валерий


Рецензии
Доброе утро, Валерий Павлович!
"Война перемешивает людей. Плохих и хороших. В одной большой мешалке" - страшная картина.
У нормального человека рука не поднимается на ребенка, вообще на человека. Нелюди.

С уважением,

Рина Филатова   16.05.2020 09:33     Заявить о нарушении
Да. Вы правы. Это страшная картина... Дай Бог, чтобы ни нам ни детям нашим не довелось увидеть подобное...

Спасибо! С уважением,Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   16.05.2020 16:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.