ВДНХ - храмовый комплекс и центр вселенной

Неочевидное и вероятное

Гуляя по ВДНХ, мы обычно и не подозреваем, что находимся в абсолютно мистическом месте. Любой, кто интересовался историей Выставки достижений народного хозяйства, знает, что первым главным архитектором выставки, тогда ещё Всесоюзной сельскохозяйственной (ВСХВ), был Вячеслав Константинович Олтаржевский, которому и принадлежит идея создания экспозиции, как «Центра Вселенной».

Казалось бы – просто выставка достижений в сельском хозяйстве "рискованного земледелия". на месте бывших останкинских болот… Причём здесь Вселенная? А теперь подробнее.
По задумке главного архитектора, площадь Механизации (ныне - площадь Промышленности) символически обозначала центр солнечной системы, а девять павильонов по периметру – планеты. На генеральном плане выставки эта площадь спроектирована в виде восьмиугольника (в христианстве – символ возрождения и вечной жизни, граница вещественного и горнего миров, земли и рая)...
 
В год своего открытия, в 1939-м, выставка как раз и продемонстрировала райское изобилие и плодов земных, и тучных стад. И даже, немного на отшибе, обильно колосящиеся и плодоносящие "вживую" плантации сельскохозяйственных культур. ВСХВ показывала народам СССР – верным путём идёте, товарищи. В настоящий рай.

А за два года до открытия ВСХВ, была выставка «Экспо-37» в Париже. Та самая, на которую почти тремя десятками железнодорожных платформ доставили монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Главная интрига парижской выставки – противостояние СССР и Германии. И в буквальном смысле тоже – павильоны находились напротив «друг друга». Нужно ж было показать себе, да и всему остальному миру, кто идёт в светлое будущее более правильным путём. А заодно и попросить у Вселенной поддержки в деле мировой революции. (Матерьялизьм хорош на словах, а на войне неверующих нет).

Для грамотного обращения к высшим силам обычно и строятся храмовые комплексы. Коих на нашей планете до сегодняшних дней сохранилось немало. Наш, ВСХВ, на тот момент был самым современным и строил его весь советский народ. Не всегда, правда, догадываясь об этом.

В самый первый сезон открытия выставки, менее чем за три месяца, с 1 августа по 25 октября, её посетило более 3 миллионов человек. Ударников производства, приезжавших из других городов и весей, поселяли в гостиницу, обеспечивали трансфер до экспозиции, экскурсионное обслуживание и обучение передовым сельскохозяйственным методикам. Рабочий человек не только смотрел и развлекался, но и приобретал Знания.

Передача Знаний, тайных или явных, ищущим их - одна из главных функций классического храмового комплекса. Такой комплекс – это и приёмник, и передатчик. Сигналы, принимаемые свыше, должны им грамотно интерпретироваться и распространяться среди определённого круга лиц.

За два года до начала Отечественной войны, когда всем уже было понятно, что её не избежать, был построен самый, если можно так выразиться, современный механизм общения с силами Вселенной. Для быстрой, полной и безоговорочной победы социализма во всём мире.

Но после ареста главного архитектора Комплекса, за год до его открытия, и ссылки в северные лагеря что-то пошло не так…


Немного о магии дат

Комплекс ВСХВ был «сдан в эксплуатацию» через два года после визуально оформленного противостояния двух великих держав – СССР и Германии на Парижской выставке «Экспо-37». И за два года до начала Отечественной войны, когда это противостояние перешло в открытую (активную) фазу.

Храмовый комплекс ВСХВ, который должен был на тонком плане способствовать быстрой победе социализма во всём мире, дал сбой. Произошло это после смещения с поста и ареста главного архитектора выставки, В.К.Олтаржевского. Который задумал, спроектировал и воплотил в жизнь этот сакральный архитектурный комплекс. Грубое вмешательство в материи тонкого плана всегда чревато большими потерями. Пока строитель небоскрёбов возводил воркутинские бараки (штамп, но очень яркий – поэтому не удержусь и тоже процитирую), а его детище было закрыто, страна захлёбывалась кровью в сражениях, голодала и тяжело трудилась в тылу.

Сталин вернул Вячеслава Константиновича из лагерей только в 1943 году. И через два года – Великая Победа. Хотя, по слухам, после возвращения, Олтаржевский больше никогда не был на своей выставке, только «консультировал Иосифа Виссарионовича по вопросам строительства высотных зданий». Ага. Творец забросил своё детище… Герой отказался от своей миссии… Так не бывает.

А теперь про самого Сталина. Вернее, про его монумент. Тот самый, 25-метровый, на площади Механизации. Который сравнивали с кощеевым яйцом в том смысле, что внутри него находился ещё один Сталин – поменьше. Макет памятника, который не решились утилизировать, а остроумно поместили внутрь большого. Сам монумент, под предлогом его улучшения и дальнейшего увеличения, демонтировали в 51 году. Через два года (опять два!) не стало и самого Иосифа Виссарионовича. Кто знает, как повернулся бы ход истории, если бы третий памятник взялись сооружать прямо над вторым… Красивая и логичная версия апгрейда. Но история, как мы знаем, не приемлет сослагательного наклонения.

Ну и, наконец, ещё про магию времени, про те самые два года. В 59-м Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была торжественно переименована в Выставку достижений народного хозяйства. Достижений! И в 1961 году мы, водрузив свою волшебную соху на подобающее ей место в музее… правильно! – полетели в космос.


Новый рай

Итак, по задумке своих создателей и идейных вдохновителей, Сталина и Олтаржевского, Выставка достижений народного хозяйства (а до 1959 года – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) есть ни что иное, как портал в тонкий мир. Храм для обращения к силам Вселенной за помощью в построении новой социалистической реальности. Рая на земле.

Храмовый комплекс ВДНХ спроектирован и построен по классическим канонам. Колоссальное сооружение триумфальной арки главного входа  с архитектурными пропорциями  золотого сечения необходимо для очищения от негативных энергий. Проходя её, человек как бы попадает в другой, лучший мир.

Дорога к храму (Главному павильону) меж живых цветов и светильников-колосьев. Сам павильон, как храм,  украшен фресками. Только вместо библейских сюжетов – картины, воспевающие труд на благо общества и простых людей, отнюдь не небожителей.

За храмом – фонтан «Дружба народов», девичий хоровод (жёны-мироносицы) братских республик. Характерно, что хоровод не замкнутый и не «к зрителю задом», а такой – как бы приглашающий присоединиться. Встать в магический круг. Здесь, возле фонтана, по преданиям, находится одно из мест силы.
Интересный факт. В середину фонтана помещено три скульптурных яруса растений, на самом верхнем, чтобы вы думали? – Конопля. Исконно русская культура, до последнего времени дававшая значительные поступления в бюджет за счёт экспорта произведённой из неё уникальной корабельной оснастки, бумаги и тканей.

На другой стороне площади Колхозов – фонтан «Каменный цветок», символизирующий изобилие. Которое обязательно наступит. Но не такое – с неба, а произведённое созидательным человеческим трудом.

Кто же должен был населять этот социалистический рай, чьи «новые библейские образы», живописные и скульптурные мы здесь видим? – Светлые лики людей труда, рабочих и колхозников, технической и творческой интеллигенции, счастливых детишек. Труд на благо общества, доступное образование, семья – вот главные ценности будущего земного сообщества.

Границу земли и рая символизирует следующая площадь – Промышленности (бывшая Механизации), спроектированная в виде сакрального восьмиугольника. От павильона «Космос», главная аллея, ранее ведущая строго на север, отклоняется на несколько градусов. Среди исследователей истории ВДНХ бытует  мнение, что это есть ни что иное, как переход на новый уровень развития общества.
 
Вот какой замечательный инструмент общения со Вселенной достался нам по наследству. Но - «слаб человек». Не только духом, но и головой... В храмах непременно разведёт торговлю. Ещё и понастроит отдельных культовых сооружений «Еда» и «Развлечения». Окутает портал в тонкий мир шашлычными благовониями…

Хочется верить, что нынешняя реконструкция ВДНХ «под 50-е» осуществляется с учётом непростой специфики этого комплекса и с грамотным использованием специальных знаний хранителей уникального архитектурного наследия (если таковые имеются). И очень бережно. Тонкие ж материи.

А там, глядишь, и заживём)

Да! Осматривать достопримечательности нужно, перемещаясь по часовой стрелке. Так мы гармонизируем и пространство, и себя, любимых, в этом пространстве.

Информация взята из открытых источников, впечатления – собственные, как и фото.


Рецензии
Информацию хочу дополнить.
В 1960 году мы с классом были на ВДНХ.
Это - то ли райское, то ли коммунистическое настоящее. К тому, как было на ВДНХ стремилась жить вся остальная страна изучавшая Программу КПСС, и поверившая в скорый коммунизм.
А там в павильонах: тяжелющие свиньи - рекордсмены. коровы дающие невероятные удои, богатырские кони, верблюды...
А ещё павильон Космос с ракетами и спутниками над головой, павильоны всех Союзных республик, планетарий, в котором по небу носились разные небесные тела, и кафе - узбекская кухня, белорусская кухня...

Вокруг цветы, фонтаны, артисты что-то поют и вокруг сотни народа.
Нет, уйти из этой сказки было невозможно.

Владимир Иноземцев   19.05.2020 18:09     Заявить о нарушении
Спасибо! Так и было)

Марина Румянцева 3   19.05.2020 20:37   Заявить о нарушении