Начало путешествия Анталы Регулы
На основании дневниковых записей Анталы Регулы, а также имеющихся сведений о дороге Петербург-Москва того времени, я попытался сравнительно четко представить картину этого участка пути и высказал свои некоторые сомнения.
Дорога. Дорога от Петербурга до Москвы тогда насчитывала 650 верст, одна русская верста равнялась 1,06 километра, то есть 690 километров. На пути из Петербурга в Москву было 25 почтовых станций, расстояние между ними 35 – 50 километров. Летом и сухой осенью тучи пыли вились на дорогой, густым слоем оседая на экипажах, дорожных плащах и накидках путников. Пыль забиралась в щели чемоданов и саквояжей. На дороге попадались тяжело груженные товаром обозы, нищие с котомками за плечами, артели плотников и землекопов, идущие пешком на заработки в города. Вдоль дороги были установлены верстовые столбы, на въездах в города и выездах из них – шлагбаумы и полосатые будки охранников.
Дорога сначала шла по низменной болотистой местности от Петербурга до Новгорода, далее – по холмам Валдайской возвышенности, затем - по равнине от Твери до Москвы. Участок дороги от Вышнего Волочка до Твери был хорошо отремонтирован в 1833 – 1836 годах. Вдоль дороги сначала были болота с низкими деревцами, потом хвойные леса и деревни с соломенными крышами, да полями возле них.
Экипажи. Почтовые экипажи подавали в зависимости от положения человека в обществе. Нижним чинам на почтовых станциях давали экипаж с парой лошадей. Средним чинам давали тройку, а самым высшим чинам – от 4 до 20 лошадей от одного экипажа до поезда. Из разновидностей экипажей были повозки, коляски, почтовые возки, кареты, запряженные четырьмя лошадьми в один ряд или по две друг за другом, брички двуконные, дрожки с поднятым верхом.
На каждой почтовой станции по указу императрицы Екатерины предписывалось иметь не менее чем по 25 годных к почтовой езде лошадей. В обязанности содержателей почтовых станций входила продажа на постоялых дворах при станциях съестных припасов по рыночным ценам, и пускать на ночлег людей любых званий.
Все ямщики освобождались от солдатской службы и набора в ополчение. У них была одежда синего цвета, состоящая из зипуна или армяка, рукавиц, кушака, фуражки или шапки с синим околышем. У лошади под дугой заливался валдайский колокольчик, в час экипаж проезжал по 10 – 12 километров, за день – 130 -150 километров. Путник имел право взять с собой груз до 24 килограмм.
Начало пути Анталы Регулы. Скорее всего, он относился к среднему классу, поэтому путь из Петербурга в Москву совершал в крытой карете, запряженной тройкой лошадей. Перед поездкой он заплатил в полицейском участке или на главном почтамте Петербурга 195 рублей из расчета 10 копеек за версту с каждой лошади. В дальнейшем будем исходить из современных километров.
29 сентября 1843 года - среда. Около 9 часов утра, проехав 53 километра от Петербурга, Антал Регулы пил чай в Тосно. Сейчас это город на берегу реки Тосно, что впадает в Неву. С начала ХV111 века являлась ямской станцией, а к средине того века стала самым крупным населенным пунктом и почтовой станцией на Московском тракте. Проехав от Тосно еще 50 километров, около 3 часов дня А.Регулы остановился обедать в губернском городе Новгороде – одном из древнейших городов России, известных с 859 года. Далее он проехал еще 40 километров и остановился на ямской станции Зайцево. За первый день он проехал около 140 километров по грязной низменной дороге.
Полагаю, что является ошибкой в записях, что в Новгороде они были 29-го, скорее всего, были 30-го сентября, так как за один день 1 октября они не смогли бы ни при каких обстоятельствах проехать расстояние от Зайцева через Валдай до Вышнего Волочка в 264 километра.
30 сентября 1843 года – четверг. Скорее всего, на второй день, 30 сентября А.Регулы утром выехал из Зайцева, обедал в Валдае, проехав 90 километров, и ужинал в Едрове, проехав за день около 130 километров.
01 октября 1843 года – пятница. Именно на третий день он смог к вечеру прибыть в Вышний Волочек, проехав за день 134 километра. За три дня он проехал от Петербурга до Вышнего Волочка 404 километра, до Москвы ему оставалось ехать 286 километров.
02 октября 1843 года – суббота. Скорее всего, из Вышнего Волочка он выехал утром в этот день. Проехал до Медного 75 километров, там пил чай и менял лошадей. К тому времени село Медное превратилось в большую почтовую станцию и торговую пристань на реке Тверце. Самыми многолюдными местами его была почтовая станция и площадь перед церковью.
Старинное русское село Медное в Калининском районе Тверской области в конце ХХ века, наряду с Катынью Смоленской области, стало печально известным почти во всем мире в результате обнаружения там захоронений репрессированных советской властью советских и польских граждан.
Там захоронено 6311 польских граждан и около 5 тысяч советских граждан. Будучи заместителем председателя Координационного совета по увековечению памяти жертв тоталитарных репрессий при правительстве Российской Федерации в 1996-2000 годах, мне пришлось заниматься строительством мемориала «Медное».
Возвращаясь к А.Регулы, он проехал от Медного 35 километров до Твери, от Твери до Городни еще 35 километров, где обедал. Городня – это бывший город Вертязин, в 1719 году Петр Первый подарил его А.Меншикову. Тот построил в Городне деревянный Путевой дворец, который перестроили в 1786-1789 годах, торговые лавки и пристань на Волге.
Благодаря более частой смене лошадей, отремонтированной накатанной широкой дороге, А.Регулы в тот день смог преодолеть расстояние в 187 километров, остановившись ночевать в Клину. До Москвы ему оставалось ехать 100 километров, которые он преодолел в воскресенье 3 октября 1843 года.
Можно бы попросить исследователей и краеведов России подобным образом расшифровать дальнейшие дневниковые записи Анталы Регулы по местам его пребывания. На основании полученных сведений в Венгрии можно подготовить и издать книгу о его путешествии, тогда венгры будут иметь представление о России первой половины XIX века глазами их путешественника Анталы Регулы.
Свидетельство о публикации №219112600828