Из хорошего рода

    Рассказывает приятельница. Девятнадцатилетняя дочь недавно замужем, пришла к маме мрачная и с претензиями – зачем такое пролетарское имя дали – Лида. Мама начала вспоминать, как это имя пришло:
- На одном из свиданий папа стихи читал. «Хорошая девочка Лида», только на Вера изменил, я посмеялась, а он сказал, мол дочку Лидой назовем, чтобы без подмен. Одобрила в шутку, а потом, когда забеременела, муж прямо настоял на имени. Его нет, а имя твое – папино. А с чего ты вдруг?
- Свекровь сказала, Ангелина Андреевна. Говорит, что со мной работать и работать, чтобы своим воспитанием их семью не позорила.
Мы с приятельницей дружно посмеялись, а я вдруг вспомнила, что уже слышала такое давным-давно.

    Пришла к нам на работу очень милая девочка Валя. Замужем не так давно, но уже при сыне. Жили со свекровью – Мирой Николаевной Сперанской. Боже, сколько же терпения обнаружилось у девушки!
Мира эта была горда невероятно старым дворянством и аристократизмом семьи и внушала девушке, что та должна быть счастлива и достойна войти в семью. Сколько же поучений выслушивала Валюша ежедневно: как белье складывать и салфетки, как приборы расставлять, как чистить. Домработницы у Миры не было, хотя пост она по тем временам занимала значительный.

   Однажды Валя пришла на работу расстроенная – свекровь над ее именем посмеялась, мол крестьянское оно, из глухой провинции. К слову, прадед у Вали был известный человек, шахматист. С нами девушка посоветовалась, может сменить имя? Миру дружно возненавидела вся женская часть нашего коллектива. Конечно, имя меня не советовали по недовольству свекрови.

   Через какое-то время произошел такой случай. Пошли Валя с мужем на новый фильм «Любовь и голуби», пришли веселые, вспоминая словечки всякие.
- Людк, а Людк! Деревня!– прозвенел на всю квартиру Валин голосок. Свекровь вздрогнула, подозрительно прищурилась, а потом раскричалась на них, мол, орут, нет от них покоя. С чего вдруг?

   Через пару недель свекровь уехала в санаторий, а Валюша решила сделать генеральную уборку в большой квартире. В комнате свекрови девушка, беременная во второй раз, неловко облокотилась на тумбочку и сломала ножку мебели. Ужас ее можно себе представить. Она быстро достала все из тумбочки, чтобы посмотреть, как можно дело поправить. Пришел муж, вопрос быстро решил, а Валя обратила внимание на большую шкатулку. Та была не заперта, и любопытная девушка как бы перелистнула все там лежащее. Писем она не читала, а вот старый документ внимание привлек. Это было свидетельство о рождении некой Кармыхиной Людмилы Николаевны, дата совпадала с днем рождения свекрови, а местом рождения значилась деревня Свиры Пензенской области.

   Аккуратно все сложив обратно и тихо позлорадствовав над новоявленой Мирой, Валя не стала говорить о находке мужу, ведь он так гордился своим родом исключительным. А вот свекровь ждал сюрприз: приехав, она обнаружила сноху, уютно устроившуюся в ее кресле. После команды Миры освободить, греть чай, кормить, девушка не тронулась с места. Более того она лениво произнесла:
- Все на кухне. Я отдыхаю, Людмила Николаевна.
Ошеломленная свекровь ушла на кухню, что-то там обдумала и вдруг влетела с вопросом, знает ли сын.
- Не знает, - спокойно сказала Валя, - И не узнает, а вы мне все расскажите.

   А дело было так. Молодая Люда после института, который закончила с отличием, очень не хотела уезжать из Москвы. Подруга посоветовала ей выйти замуж за москвича. Только вот достойных кандидатов в мужья все не находилось.
И вышла она замуж за парня, от которого родители только рады были избавиться. Одно преимущество зачеркивало все недостатки – квартира, в которой он был прописан один (бабушка с дедом умерли) и куда легко прописал Люду.
Вскоре муж, не любивший особо напрягаться на работе, начал попивать, потом сильнее. А она забеременела от своего любовника, работавшего в профсоюзной организации.

    Летом Люда поехала к маме на молочко, а вернулась на пепелище – муж спьяну с сигаретой уснул. Это потом она придумала благородную смерть от инфаркта  в кабинете с сигаретой в руке. Любовник что-то где-то нажал и Люда с родившимся сыном взамен сгоревшей квартиры получили новую двушку.  Девушка хорошо пообтесалась и решила, раз уж начинать новую жизнь, то с чистого листа. Кое-какие документы остались, но фотографии и много еще чего было утеряно. Люда придумала себе и сыну новую фамилию, новую легенду о роде отца – истинного аристократа, и принялась воплощать сценарий в жизнь. По ее словам она очень боялась, что сын что-то узнает, а так его можно было воспитывать на примерах красивых людей из вымышленного рода.

    У девушки оказался дар – она то и дело удачно обменивала свою квартиру, составляя какие-то немыслимые цепочки. В итоге они получили просторную четырехкомнатную квартиру в сталинке в приличном районе. Мечталось ей об утонченной девушке из хорошей семьи для сына, а получила она Валю, которую и спрашивать не стала о роде-племени – Валя же.

    С работы я ушла, с Валей еще некоторое время общалась. Та родила еще одну доченьку. Со свекровью они жили душа в душу до тех пор, пока та однажды прикрикнула на старшую девочку, что та род позорит. Стало понятно, что девочек пора в детский сад отдавать, а то у свекрови новый виток наметился. Девочек отдали в садик, квартиру удачно разменяли на две.

    Приятельница моя, выслушав историю, засмеялась:
- Скажу Лидочке, пусть чемодан с секретами ищет. Неспроста эта спесь…

Все имена, фамилии и подробности изменены, любые совпадения случайны.


Рецензии