А Праведник будет востребован. Роман. Часть первая

                Станислав Дышловой 

                Роман

                В восьми частях


                А  ПРАВЕДНИК БУДЕТ ВОСТРЕБОВАН


                2019


                Предисловие

Мне иногда говорят мои критики:  скучно пишешь, неинтересно! Читать не хочется!  Диалоги нужны! Диалоги!  Нужно живое слово, живой разговор!  Нужны образы!
Они, конечно – же,  правы, мои критики! Но всё это у меня есть, в  моём первом романе. Ну, может быть, в недостаточном   количестве, как хотелось – бы. Но всё - же есть!
Диалоги очень нужны , и даже важны! Живое слово необходимо! Всё правильно!
Но я хочу написать о жизни,  о работе людей, мне очень близких, с которыми я прожил и проработал многие годы!  О том, как они жили и  трудились, кого и за что любили! Хочу написать о разных жизненных ситуациях, наиболее интересных и наиболее любопытных, о рабочих делах, коими занимались эти люди,  а так – же, про различные жизненные случаи.   
В общем, написать про достойных, и прекрасных людей хорошими словами!  А также, о событиях, которые мне очень дороги и незабываемы! Ну и, конечно же, немного о себе! 
А диалоги – они нужны, очень нужны!
И мы о них ещё поговорим!

Эпиграф

Ночной костёр, как не гори,
Но в свете утренней зари
Ты бледен стал. Заря! Смотри!
И пламя с дымом не дари.

Весь мир осветится зарёю!
И пусть нам кажется порою, 
Холодновато по утрам,
Тогда хвалу поём кострам!

Но там, за дальнею горою,
Где быстро ночь уходит вспять,
Возьмётся Солнышко сиять!
Жизнь возрождается с зарёю!


Часть первая


В кабинете   врача

В кабинете врача терапевт  сказала  железнодорожнику, зашедшему к ней на приём:
« А бюллетень я тебе не дам! Вот если ваш фельдшер  отстранит тебя от поездки на пред рейсовом  медосмотре,  тогда получишь бюллетень, а так – нет!» 
« Хорошо! – ответил ей железнодорожник -  только я хочу сказать, что я работаю не слесарем и не каменщиком,  а машинистом электровоза! То – есть от меня зависит безопасность движения поездов! И если я, вдруг натворю что – нибудь во время поездки в таком болезненном состоянии, то с вас тоже строго спросят, так же, как и с меня! Только я не за бюллетенем сюда пришёл, а за лечением!
До свидания!»
На пред  рейсовом  медосмотре фельдшер, конечно – же,  освободила Вячеслава Григорьевича от поездки.
« Подлечись, Слава – сказала она – у тебя температура и давление! В таком состоянии нельзя работать!»
А вообще – то в последние годы простуда замучила многих машинистов! В кабинах старых электровозов  всегда были  сквозняки!
«Этот проклятый вирус летает везде! Он распространённый! – ругался Вячеслав Григорьевич – и во мне этот гад сидит вечно! Как только организм ослабнет от усталости, или ещё от каких либо напастей, то он сразу тут, как тут! И кидается на меня, как собака!
Ну как же избавится от него? Ведь, всю жизнь меня этот паразит мучает!»
В ход шли все известные и неизвестные методы борьбы с простудами и даже самые изощрённые! Борьба шла не на жизнь, а на смерть!  Но с переменным успехом!
И не один Вячеслав Григорьевич мучился этими простудами. Многие машинисты  страдали от этого вируса. Ну что тут поделаешь? Работа такая! И техника старая, дырявая! 
Но, не смотря на вечные простуды, на постоянную усталость от  недосыпания, на ежедневное нервное перенапряжение, машинисты не могли бросить эту работу. Затягивает  она, увлекает на многие годы! Бывало, устанешь, спать хочется, и сил нет, ну ни каких! И проклинаешь эту работу!
Но пройдёт совсем немного времени, отдохнёшь, выспишься, и снова тянет на работу! И вот уже ты перед самой поездкой подходишь к электровозу, с каким – то благоговением притронешься к нему, зайдёшь в кабину, с замиранием сердца садишься в кресло машиниста, левой рукой обнимаешь контроллер, перед тобой пульт управления!
Смотришь на приборы, видишь дрожащие стрелки и уже чувствуешь дорогу! Скоро поедем! Совсем скоро!
Но надо с начало осмотреть электровоз, а всё – ли исправно на этой могучей машине? А всё – ли на месте?

И вот стучит дорога
Колёсами, стыками!
Мы будем разговаривать
Железными стихами!

Много лет отработал Вячеслав Григорьевич машинистом! До самой пенсии! Он бы ещё немного поработал, хоть и устал и надоело!
Но врачи не допустили его до работы на очередном медицинском осмотре. Сердечко, сказали, что – то пошаливать стало. Пора на отдых!
И вот он на пенсии. Но работа не оставляет его в покое. Ему часто снятся поездки, электровозы, его любимая работа, друзья – машинисты!
Он помнит до сих пор профиль участков, на которых ему довелось водить поезда, названия станций, нумерацию стрелок. Светофоры светят в глаза! Красный, жёлтый, зелёный… .
Однажды вечером после поездки шёл Вячеслав Григорьевич домой по родной улице Вокзальной, по дощатому тротуару. Шёл он усталый, шутка – ли: почти сутки не спал! А сколько нервов за поездку – врагу не пожелаешь! В жизни всегда бывают шероховатости, а в работе – тем более. Ничего никогда гладкого не бывает.
Навстречу по этому тротуару шёл пожилой человек с тросточкой. Это  был учитель Вячеслава, наставник его по профессии, Борис Павлович!
« Здравствуйте, Борис Павлович! Как здоровье, как поживаете?»
« О, Слава! Здравствуй, здравствуй, дорогой! Давно не видел!  С поездки?»
« Ну да, с поездки!»
«Ну и как отработал? Как съездил?»
«Да всё нормально, Борис Павлович! Как обычно. Спокойно, без приключений!»
« Ну и хорошо! Смотрю, уже и классность повысил! Значок на груди! Какой красивый! И полоска на рукаве добавилась!»
«Да, Борис Павлович! Растём потихоньку!»
«Ну и молодец! А помнишь, как начинал? Ничего не понимал, всего боялся!»
«Да, было дело, Борис Павлович! Конечно, помню!» 
«Как мама, как брат и сестра?»
«Мамы уже нет. А брат и сестра живут здесь, в городе. У них всё в порядке!»
«Тебе, поди, тоже скоро на пенсию?»
«Да, Борис Павлович, осталось несколько лет»
«Как быстро время летит! – сказал  Борис Павлович и тяжело вздохнул - ну ладно, Слава, до свидания! Пора мне. Всего хорошего тебе! Успехов!»
«И вам всего доброго, Борис Павлович! До свидания!»
После этой встречи Вячеслав Григорьевич стал часто вспоминать свою молодость, детство, начало своей рабочей биографии.
« Да, видно, старость на носу, раз начал перебирать свою жизнь, - думал Вячеслав – ну что – ж, не я первый, не я последний!  Этот удел, видимо, необходим для всех!» 
«А действительно, как он начинал? Грустно вспоминать и смешно – улыбался Григорьевич – с начало, перед армией, работал на стройке, это когда не смог поступить в институт, в знаменитой бригаде дяди Коли Жулидова! Ох, и строжился дядя Коля на меня! Держал в ежовых рукавицах, так сказать!  Это, чтобы я ничего не натворил по молодости!
Но я всё равно творил! Всякое бывало! – улыбался Вячеслав – и дядя Коля тогда сильно ругался!»
Он ругался и тогда, когда Славка чуть – было, не упал с высокой металлической фермы, забыв застегнуть во время карабин на монтажном поясе. Поторопился он тогда. Хорошо, успел схватиться рукой за соседний уголок, а то бы грохнулся! Переведя дух, поглядел вниз и  увидел  здоровенный  мужицкий кулак бригадира дяди Коли! Это он намекал на серьёзный мужской разговор!
Он ругался и тогда, когда Славка, чуть было не попал под падающий автокран с грузом из бетонных блоков! Но он увернулся, выскользнул! Но вновь увидел кулак дяди Коли, чтоб не разевал рот!
Он ругался и тогда, когда Славку чуть – было, не грохнуло током короткого замыкания, произошедшего случайно на высоковольтной линии, пролегающей как раз возле места его работы!
В бригаде, где работал Славка, мужики были настоящими  профессионалами! Специалисты высокого класса! А бригадир, дядя Коля Жулидов,  был суровый и крепкий мужик, коренастый, как пенёк! Да не в обиду будет сказано. 
И если что  дяди   Коли не понравится, или схалтурит кто по работе, он всегда покажет свой мощный кулак и так сурово поглядит, что работяги становились, как шёлковые!
Многому научился Славка в бригаде, всяким рабочим премудростям и стал соображать не только в монтаже каких – либо металлических конструкций, но и в строительстве домов и даже мостов!
Да, да! Они строили ещё и мосты! Правда, не большие, через местные ручейки и речки, но всё – же!
Монтажники научили его не только бетонным и металлическим работам, но и подсказывали, как правильно надо делать какие – либо вещи и как правильно надо разговаривать с начальством! Ну и, конечно же, любили подшутить над ним, как над молодым! А как же без этого?
Однажды Виктор Самсонов послал его к старшему мастеру дяди Яше Иванову и сказал ему:
«Славка, сходи к дяде Яше, попроси у него выволочки! Скажи, срочно надо! А то без неё работа как – то не идёт!»
Дядя Яша сидел за столом в своём прорабском вагончике, который служил ему личным кабинетом, и что – то записывал. Строгий и грузный, в брезентовом плаще, который никогда не снимал и в котором, наверное,  родился, он выглядел суровым и очень занятым человеком и всегда вызывал у мужиков трепет и уважение!
И Славка оробел!
«Дядя Яша – сказал он вежливо – Виктор Самсонов прислал меня к вам, чтобы вы ему какую – то  выволочку дали!»
«Да -а!? – удивился дядя Яша, хитро посмотрев на Славку – а что остальные мужики – то?»
«А остальные сказали, что это им срочно нужно!»
«Ну, так иди и скажи им, чтобы работали лучше! А то я сейчас  приду и устрою им выволочку!»
«Хорошо, дядя Яша! Сейчас пойду и скажу!»
«Ну как работается в бригаде? Освоился?» - спросил дядя Яша.
«Да, освоился!»
«Ну и молодец! Теперь ты знаешь, как достаётся нам хлебушек. Это тебе не баловаться – хулиганить где – нибудь, на улице! Это работа!
Ну, пока,  всё! Иди,  трудись!»
И только потом Славка понял, что это была старинная рабочая шутка. И засмеялся сам над собой.  Мужики в бригаде, узнав про такой поворот и хитро – мудрый Славкин ход,  долго смеялись!
«Ну, сейчас дядя Яша придёт и устроит всем выволочку!» - говорили. А дядя Яша и взаправду устроил им всем разнос, чтобы не шутили над молодым, да ещё когда работы было непочатый край!
Работал в этой бригаде и водитель автокрана дядя Коля Харитонов. Он присматривал за Славкой, как Батя за сыном и никому не давал его в обиду.
Был и ещё один защитник у Славки – это прораб Геннадий Григорьевич. Он был крепкий, жилистый, выносливый мужик! Высокий и сильный! С огромными кулаками, умным лбом и проницательными глазами!
Он тоже всегда ходил в брезентовом плаще, никогда не снимал его, как и дядя Яша! И умён был, как тысяча чертей! Обмануть его или обвести вокруг пальца – это было бесполезно! Он всегда всех видел насквозь! И уйти от его тяжёлого взгляда практически было невозможно!
Однажды, он сильно ругался на весь прорабский участок -  это когда Славку чуть не убило током на высоковольтной линии от случайного короткого замыкания. Все бригады участка стояли перед ним на вытяжку, повесив головы. Никто и слово не посмел сказать в своё оправдание. Всем досталось!
А как он помирил ругающихся Колю Чебаненко и дядю Васю Тупицина? Всего одним словом! Как рявкнет! И всё! И все сразу разошлись спокойно! И никаких проблем!
А бригадир дядя Коля Жулидов был, наверное, самый грамотный из всех бригадиров на земле! Он читал любую схему, любой чертёж без запинки, без проблем! Он один мог заменить десяток инженеров!
Запомнился ещё Славки и дядя Вася Дементьев. Им со Славкой, бригадир дядя Коля Жулидов,  доверял самые тяжёлые работы! Или по ручной разгрузке строительного балласта с железнодорожной платформы лопатами или по выгрузке с железного кузова самосвала замёрзшего зимой, в мороз, бетона!
После такой тяжёлой работы, они с дядей Васей падали спать замертво! Отключались надолго! И пушкой их было не разбудить!
Прошло  уже почти полвека  с тех пор, как Славка расстался с этой бригадой. Много событий произошло за эти годы, но до сих пор Вячеслав Григорьевич помнит их лица, шутки, глаза… . Были, конечно, и тяжёлые моменты в бригаде, но всегда, во всех трудных ситуациях, обстановку разряжал шутник, юморист и просто весёлый человек, Петя Фандюшин! Благодаря ему,  в бригаде всегда было хорошее настроение! Работалось веселее!  Но работа спорилась всегда, особенно глядя на дядю Колю Жуковского! Он один в бригаде работал ради денег и только ради денег! И более не для чего! И запрягался в работу, как вол, в уме подсчитывая заработок!
Чередой проходят перед глазами Вячеслава его рабочие друзья, его бригада. Их добрые и застенчивые лица, улыбчивые и красивые.
И тогда он пустит слезу, вспоминая их, и пожалеет, что так быстро проходит время.
На военную службу Славку провожала вся бригада! Помнит он, как закусывали они солёными грибочками и хвалили за их приготовление Славкину маму. И желали удачи, успехов на военном поприще, и таких же побед, каких он достиг на трудовом фронте!
Три года военной службы пролетели, как сон! Славка не вернулся в свою бригаду, её расформировали. А дядя Коля, бригадир, ушёл на пенсию.
 И у Славки появилась новая страсть: стать машинистом на железной дороге! Увидел он однажды в местной газете объявление о том, что открываются курсы по подготовке помощников машинистов электровозов при местном локомотивном депо! Так как построили новую железнодорожную ветку, и поэтому не хватает людей, то – есть, электровозников!
И Славка загорелся! Овладеть такой техникой! Такой интересной профессией – это мечта! Какая сильная, красивая и загадочная работа! Уметь управлять такой огромной и мощной машиной, как электровоз – это был предел всему!
И Славка, не задумываясь, пошёл учиться. Хотя приглашали его работать на местную автобазу, обещали выучить на водителя автомобиля, на тракториста, на кого угодно, только приходи!
Его приглашали даже работать на местный конный двор, который находился при торговом предприятии, для перевозке различных товаров. Но Славка наотрез отказался!
«Только на электровоз! – говорил он – только на электровоз!»
Курсы были ускоренные, срочные! Так как в депо не хватало людей, некому было водить поезда! А демобилизованные ребята -   были на вес золота!
А курсов, как таковых, вообще - то не было! Всё пришлось осваивать на ходу! Не успел Славка устроиться,  то – есть оформить все бумаги, как его тут – же посадили в кабину электровоза дублёром помощника машиниста и сказали:
«Привыкай, слушай, думай, смотри! Если что не понятно – спрашивай! Понял?»
«Понял!»
«Тогда поехали!»
Наставниками у него были в первой его поездке опытная локомотивная бригада: пожилой машинист, Павел Васильевич Стишов, которого Славка сразу же зауважал  за его профессионализм, хотя в этом сам ничего не соображал, и не менее опытный помощник, который также  был в зрелом возрасте. Они очень внимательно отнеслись к молодому дублёру и сказали перед отправлением:
«Сиди, смотри, ничего не трогай и не мешай! Понял?»
«Понял!»
«Тогда поехали!»
И они поехали! Электровозы тогда были ещё старой серии: ВЛ- 8. Первые номера, начиная от номера  - 013!
Всю поездку Славка сидел ошарашенный и оглушённый! И, с ничего не понимающим видом, и совершенно испуганно, сидел и смотрел вокруг себя! В кабине был постоянный шум, что – то звенело, стучало, трещало и щёлкало! Всю дорогу кричала рация! А в кузове электровоза тоже что – то всё время стучало, выло, гремело,  звенело! Слышен был пронизывающий до невозможности, вой электромоторов!
Славка сидел, открыв рот, и ничего не понимал. Ему казалось, что он находится на каком – то космическом корабле! Вокруг  были какие -   то непонятные приборы, дрожащие стрелки, мигали лампочки!
Всё было ужасно непонятно и невероятно сложно! Во вторую поездку было тоже - самое! Но Славка начал постепенно привыкать, осваиваться.
«Ну как? – спросил его машинист – инструктор через несколько дней – привык, осваиваешься?»
Славка что – то пролепетал нечленораздельное.
«Ну, хоть что – нибудь понял или нет?»
«Мне ещё бы несколько поездок, слишком сложно всё, непонятно» 
«Ну что ж, так тому и быть! Разрешаю  ещё пару поездок! Спрашивай во время работы машинистов и их помощников, если что непонятно! Не стесняйся! Но не расслабляйся! Ты съездил уже две поездки, а надо шесть! Быстрей привыкай и осваивайся! Некогда нам с вами с молодыми возиться! Поезда водить надо! А людей не хватает!
Ну, так и быть: даю тебе не шесть поездок, а девять!  Понял?»
«Понял!»
«Это в порядке исключения! А потом экзамены!»
«Что?! Уже экзамены?! Я на электровоз ещё с вилами кидаюсь, а вы – экзамены!»
«Не дрейфь, экзамены будут простыми. Всё ещё узнаешь!» 
И Славка совсем упал духом.
«Вот вляпался – подумал он – куда же это я попал? Ещё и экзамены! Они что там,  с ума по сходили,  что ли?! Я же ничего не знаю! Нет, надо было на конный двор идти! Там всего лишь одна лошадь и одна телега! И кнут! И тпру и но! И вся наука! А тут экзамены!» 
Но экзамены были простыми,  ему задали всего лишь два вопроса:
«Какие электроаппараты в кабине электровоза находятся под высоким напряжением?» 
Славка вытаращил глаза и начал вспоминать:
«Электропечи!» - сказал он через несколько минут.
«Ну, правильно! А зачем они нужны?»
«Ну, чтоб в кабине тепло было!»
«Ну, правильно! А ещё для чего?»
«Н-не знаю!!
«Ну, чтобы суп твой в банке греть! Электроплиток то нет в кабине! Ты суп уже грел на печки?»
«Ну да, грел!»
«Ну вот! А теперь второй  вопрос: а какие  электроприборы в кабине электровоза находятся под высоким напряжением?» 
«Ну, приборы, в которых стрелки прыгают там разные, амперметры, вольтметры!»
«Молодец! А говоришь, ничего не знаю! Ты уже много чего знаешь! Завтра поедешь в первую поездку самостоятельно! Действующим помощником! Иди, собирайся и не дрейф! Поедешь с опытным машинистом! Всё узнаешь со временем, по ходу дела. Привыкнешь! Иди, готовься!»
И началась поездная работа для Славки, которая затянула его на всю огромную жизнь! До самой пенсии.
За годы работы он стал опытным и авторитетным машинистом! У него было много учеников, которые впоследствии, тоже становились классными машинистами.
Он побывал в разных передрягах, и в крушениях  и авариях! Он водил и грузовые поезда и пассажирские, работал и с хозяйственными поездами и на маневровой работе!
Он получал государственные и отраслевые награды за добросовестный и многолетний труд!
Он водил поезда не только по железным дорогам Сибири, но и по БАМовской магистрали, только что построенной!
Он так же водил поезда по горным железным дорогам – на угольных карьерах.
И везде, где - бы он не работал, на каких - бы дорогах не ездил, в каких бы работах не участвовал, он всегда заслуживал уважение людей за свой труд и благодарность!




Продолжение следует!


Рецензии