Постмодернизм

В последнее время часто слышу о таком явлении, как постмодернизм в литературе. Широкоизвестными представителями этого стиля считаются Пелевин и Сорокин. Несомненно писатели они самобытные и талантливые, но есть в них какой-то подвох. Решила почитать вики.

"Термин «литература постмодернизма» описывает характерные черты литературы второй половины XX века (фрагментарность, ирония, чёрный юмор и т. д.), а также реакцию на идеи Просвещения, присущие модернистской литературе.

Постмодернизм в литературе, как и постмодернизм в целом, с трудом поддаётся определению — нет однозначного мнения относительно точных признаков феномена, его границ и значимости. Но, как и в случае с другими стилями в искусстве, литературу постмодернизма можно описать, сравнивая её с предшествующим стилем. Например, отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска. Постмодернистские писатели ставят случайность выше таланта, а при помощи самопародирования и метапрозы ставят под сомнение авторитет и власть автора. Под вопрос ставится и существование границы между высоким и массовым искусством, которую постмодернистский автор размывает, используя пастиш и комбинируя темы и жанры, которые прежде считались неподходящими для литературы.

Как и в случае с другими эпохами, нет никаких точных дат, которые могли бы обозначить расцвет и упадок популярности постмодернизма (при том что последний актуален и сегодня). 1941-й год, в котором умерли ирландский писатель Джеймс Джойс и английская писательница Вирджиния Вулф иногда указывается в качестве приблизительной границы начала постмодернизма.

Приставка «пост-» указывает не только на противопоставление модернизму, но и на преемственность по отношению к нему. Постмодернизм — это реакция на модернизм (и результаты его эпохи), последовавшая после Второй мировой войны с её неуважением к правам человека, только что утверждённых Женевской конвенцией, после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, ужасов концлагерей и холокоста, бомбардировок Дрездена и Токио. Его можно считать также реакцией на другие послевоенные события: начало Холодной войны, движение за гражданские права в США, постколониализм, появление персонального компьютера (киберпанк и гипертекстовая литература).

Начало литературного постмодернизма можно попытаться обозначить через значительные публикации и события в литературе. Некоторые исследователи называют среди таковых выход «Каннибала» Джона Хоукса (англ.)русск. (1949), первое исполнение спектакля «В ожидании Годо» (1953), первая публикация «Вопля» (1956) или «Голого завтрака» (1959). Точкой отсчёта могут служить и события литературной критики: лекция Жака Деррида «Структура, знак и игра» в 1966 году или эссе «Расчленение Орфея» Ихаба Хассана (англ.)русск. в 1971-м.

Постмодернизм в литературе не является организованным движением с лидерами и ключевыми фигурами; по этой причине гораздо сложнее сказать, закончился ли он, и закончится ли вообще (как, например, модернизм, закончившийся со смертью Джойса и Вульф). Возможно, своего пика постмодернизм достиг в 1960-е и 1970-е, когда были опубликованы «Уловка-22» (1961), «Заблудившись в комнате смеха» Джона Барта (1968), «Бойня номер пять» (1969), «Радуга земного тяготения» Томаса Пинчона (1973) и др. Некоторые указывают на смерть постмодернизма в 1980-х, когда появилась новая волна реализма, представленная Раймондом Карвером и его последователями. Том Вулф в статье 1989 года «Охота на миллиардоногое чудовище» объявляет о новом акценте на реализм в прозе, который заменит постмодернизм. Имея в виду этот новый акцент, некоторые называют «Белый шум» Дона Делилло (1985) и «Сатанинские стихи» Салмана Рушди (1988) последними великими романами эпохи постмодернизма.

Тем не менее новое поколение писателей во всем мире продолжают писать если не новую главу постмодернизма, то что-то, что можно было бы назвать постпостмодернизмом.

Канадский литературовед Линда Хатчеон называет постмодернистскую прозу «ироническими кавычками», так как большая часть этой литературы пародийна и иронична. Эта ирония, а также чёрный юмор и игровая форма (связанный с концептом игры у Деррида и идеями, высказанными Роланом Бартом в «Удовольствии от текста») являются самыми узнаваемыми чертами постмодернизма, хотя первыми их стали использовать модернисты.

Многих американских писателей-постмодернистов сперва причисляли к «чёрным юмористам»: это были Джон Барт, Джозеф Хеллер, Уильям Гэддис, Курт Воннегут и т. д. Для постмодернистов типично обращение с серьёзными темами в игривом и юмористическом ключе: так например Хеллер, Воннегут и Пинчон говорят о событиях Второй мировой войны. Томас Пинчон часто использует нелепую игру слов внутри серьёзного контекста. Так, в его «Выкрикивается лот 49» есть персонажи по имени Майк Фаллопиев и Стенли Котекс, а также упоминается радиостанция KCUF, в то время как тема романа серьёзна и сам он имеет сложную структуру.

Писатель и теоретик Умберто Эко связывает идею постмодернизма с двойным кодированием:

« «Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюблённого в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей „люблю тебя безумно“, потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы — прерогатива Барбары Картленд. Однако выход есть. Он должен сказать: „По выражению Барбары Картленд — люблю тебя безумно“. При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до её сведения то, что собирался довести, — то есть, что он любит её, но что его любовь живёт в эпоху утраченной простоты".

Я же для себя, после всего прочитанного, уяснила этот стиль, как реакцию современных мыслящих людей на то, что сейчас почему-то вдруг стало предельно ясно - стремление человека к созданию на земле совершенного общества - это сизифов труд. А чем же тогда заниматься деятельным людям, кроме, конечно, сколачивания капиталлов?... Правильно! Углубиться в литературу постмодернизма...:))


Рецензии
Начну с названия. "Постмодернизм"... Дословно - "после модернизма". Как шутили модернисты начала прошлого века: "После нас, хоть потоп!" И, как правильно подметила госпожа Усович, мутный потоп постмодернизма захлестнул постсоветское культурное пространство. Тонем-с. Есть ли спасение? Автор не даёт прямого ответа, намекая лишь, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Смею заметить - спасутся чистые, соорудившие для себя персональный ковчег из Полного собрания сочинений Льва Николаевича Толстого. В нём они смогут дрейфовать, пока не упрутся в сияющую вершину неосоцреализма.

И в заключение, маленькое пожелание: описывая постмодернизм, автор щедро вывалил на голову читателя содержимое Википедии, с которым, при нынешнем развитии информационных технологий, читатель и сам может познакомиться. Было бы желание. Впрочем, обращение к Википедии - это "ахиллесова пята", "адамово яблоко" и "венерин холм" многих и многих авторов Проза.ру. А хотелось, чтобы госпожа Усович описала свои глубинные переживания от прочтения, ну скажем, такого титана постмодернизма, как Владимир Георгиевич Сорокин. С указанием названия произведения и номера страницы на которой она почувствовала первый приступ тошноты...

Общая оценка -"ништяк".

фон Бар Алекс-Эрнст   28.11.2019 02:53     Заявить о нарушении
Не дождетесь,
г-н Эрнст...:))

Екатерина Усович   28.11.2019 12:38   Заявить о нарушении
Хотя...
Посмотрев на время
написания рецензии,
несколько растрогалась
и, может быть, почитаю
и когда-нибудь напишу...:)

Екатерина Усович   28.11.2019 12:47   Заявить о нарушении
"Времена не выбирают,
В них живут и умирают..."
:)

фон Бар Алекс-Эрнст   28.11.2019 12:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.