О парке, о дворце и немного о себе. 2
22 июня 1941 года немцы напали на нашу страну, перешли Двину и бросились к Пскову, уверенные в скорой победе. Но они встретили ленинградских людей, под Сольцами и потом под Лугой они получили сильнейший отпор , остановились , но в изнуряющих боях продвигались к Ленинграду и подошли к Пушкину. Власти в срочном порядке распорядились вывезти из Пушкина музейные ценности, но не людей. Попасть в Ленинград можно было только по специальным пропускам, у тех, кто работал там, такие пропуска были, у остальных - нет. Очень немногие жители успели уйти из города перед приходом немцев.
В первую неделю оккупациивсех мужчин от 15 до 55 лет, около 10 тысяч человек, немцы вывезли из Пушкина в Гатчину, а затем дальше - на работу в Германию. Быстро провели и еврейскую "акцию". В подвалах Лицея было бомбоубежище, многие жители Пушкина прятались там. В одну из ночей немцы ворвались в подвал, выстроили всех, кто там был, в шеренгу, начали сортировку. Всех евреев вывели из шеренги. Некоторые люди пытались спасти маленьких детей своих соседей, но немцы вырывали детей из рук русских женщин, если подозревали, что ребенок еврейский. Евреев собрали в центре города возле кинотеатра "Авангард" и погнали в сторону Александровского парка. Их тогда сразу расстреляли, никто из горожан точно не знал, где. Сейчас известно, что расстреливали в Екатерининском парке - на Розовом поле, в Лицейском садике и на дороге у беседки "Большой Каприз". И у Александровского дворца расстреливали , и в соседнем, Баболовском парке у Черных прудов. Места расстрелов, точные даты, число расстрелянных стали выяснять только в конце 80-х годов.
Уцелевшие жители города, бывшие тогда детьми, вспоминали, что на следующее утро после расстрела пошел слух - надо идти к Лицею, немцы раздают "еврейские вещи". Одежду, обувь стали выбрасывать из окна второго этажа Лицея (того, пушкинского) . Народу собралось много, то ли чтобы узнать вещи знакомых, то ли, чтобы забрать себе.
Почти не известны имена расстрелянных. Удалось установить имена лишь тех, чьим родным после войны сообщили о судьбе их семей соседи, очевидцы. Советская пропаганда все время замалчивала трагедию евреев Пушкина. Не вспоминали о том, что находить евреев немцам помогали местные жители, они сотрудничали с немцами, чтобы выжить. Ведь снабжения не было. "Не кормил немец"- так рассказывал мне лет через 20 после войны мой сослуживец, переживший оккупацию в одном из городов неподалёку от Пушкина. Говорили, что была даже такса: за еврея давали полкотелка каши, за политработника - целый котелок.
Но были русские люди, которые помогали евреям. Я читал, что видели повешенного человека с куском картона на груди, на нем было написано: "Он прятал евреев". Это был городской народный судья.
По отчетам айнзац-групп, всего в Ленинградской области немцы убили 3600 евреев, взрослых и детей, убили ни за что, только потому, что они евреи. Долго и безуспешно возникшая вновь еврейская община Пушкина добивалась от городских властей возможности увековечить память безвинно уничтоженных. Только 13 октября 1992 года в Александровском парке на поляне, где расстреливали евреев, установлен памятник, Это работа скульптора-фронтовика Вадима Сидура "Формула скорби".
Фотография из Интернета
Свидетельство о публикации №219112701289