Общее описание индейцев племени кроу. апсарока

THE APSAROKE
GENERAL CHARACTERISTICS
Edward S. Curtis "The North American Indian. Volume 4 - The Apsaroke, or Crows. The Hidatsa" (1909)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРОУ

По статусу и силе апсарока, или кроу, превосходили все другие племена района Скалистых гор, никто так не славился своей храбростью и преданностью сверхъестественным силам, которые давали им способность устоять против врагов. Жестко соблюдаемые законы, препятствовали браку тех, кто даже отдаленно был связан родством, а тяготы их охотничьей жизни устраняли слабых ещё в младенчестве. Суровость существования сделала их  женщин такими же сильными, как мужчин. Женщины, которые могли нести четверть бизона, без особого видимого напряжения, весь день и всю ночь мчаться с военным отрядом или кочевать на двести пятьдесят миль, преодолевая безграничную пустыню, горы, равнины и разлившиеся потоки за четыре дня и ночи, не были теми, кто рожает птенцов.

Апсарока были и являются самыми гордыми индейцами, и хотя сравнительно немногочисленные (сейчас (в 1908г.) их насчитывается только одна тысяча семьсот восемьдесят семь 1787, и они постоянно уменьшаются), кроу редко объединялись с другими племенами в целях обороны. Примерно, два с половиной века они были врагами всех племен, которые находились на удалении, и большую часть этого времени практически окружены враждебными группами с общей ненавистью к этому горному народу, который сравнивали со стаей волков. Полчища западных сиу, с помощью шайеннов и арапахо, пытались загнать их на запад. Мощный союз черноногих вторгся на их территорию с севера и северо-запада, флатхэды и нез персе были достойными противниками на западе, а хитрые шошоны внедрялись с юга; но апсарока всегда были готовы отразить вторжение в любом направлении.

В то время, как окружающие считали их одними из самых враждебных, у кроу случались короткие перемирия с различными племенами, даже с сиу, их самым жестоким врагом, они порой курили трубку и договаривались о мире на год. Такие перемирия, столь серьезно созданные с многочисленным курением трубок, как правило, быстро прерывались каким-нибудь стремительным и безответственным молодым человеком, укравшим лошадь или женщину; затем мимолётный мир заканчивался, и снова вспыхивал конфликт. Однако, как правило, этих периодов спокойствия хватало, чтобы сделать возможным обсуждение предыдущих боев и общее сравнение полученных в них почестей.

Страна, по которой апсарока кочевали и считали своей собственностью, была слишком большой для столь маленького племени. Этот район можно сравнить, с востока на запад, с расстоянием от Бостона до Баффало и с севера на юг, от Монреаля до Вашингтона - безусловно, обширный регион, в котором доминирует племя, насчитывающее не более 15 сотен воинов. Границы их ареала были, примерно, линией, простирающейся от устья реки Йеллоустон на юг к Черным Холмам, оттуда на запад до гребня гор Уинд-Ривер, далее на северо-запад через Йеллоустонский парк до места, где сейчас Хелена, оттуда до пересечения реки Масселшелл с Миссури, а затем вниз по её течению до устья Йеллоустон. Этот регион - настоящий Эдем Северо-Запада. С её прекрасными широкими долинами и обильными лесистыми ручьями не было другой такой страны более благоприятной для бизонов, и одновременно с дикими лесными горами, практически идеальными для оленей и другой горной дичи.

Почти столетие после приобретения лошадей апсарока в высшей степени наслаждались там своим существованием. До этого события их жизнь не имела полноты, которую они получили, когда обзавелись табунами лошадей, а огнестрельное оружие вытеснило стрелы и копья. Несмотря на их агрессивный и воинственный характер, они никогда не вступали в серьезный конфликт с американским правительством и не совершали многочисленных грабежей белых поселенцев, которых, хотя и рассматривали как нарушителей, редко подвергали преследованию. Индейцы захватили много лошадей у ранних охотников и трапперов, но для них это было законной процедурой, поскольку эти люди занимались браконьерством на землях кроу, забирая их дичь, поэтому все захваты скота считались справедливой компенсацией.

Все наблюдатели, писавшие о них, говорят, что кроу были чрезвычайно слабыми в морали, и, хотя многие заявления такого рода сильно преувеличены, они, безусловно, необычайно чувственные люди. Тем не менее, как инородная раса, мы вряд ли можем позволить себе судить о них только по нашим стандартам, не делая скидку на их обычаи и законы. Они со своей стороны считают некоторые наши традиции крайне нежелательными и аморальными.

В старые времена, в течение большей части года, апсарока постоянно передвигались. Каждый раз они спокойно располагались лагерем на одном из своих любимых потоков, а затем отправлялись на поиски бизонов или исключительно ради удовольствия. Их стойбища, как правило, находились вдоль горных ручьев, где палатки обычно размещались по кругу, но временами, когда долина была узкой, они стояли близко друг к другу, параллельно лесистым ручьям.

Крупные лагеря всегда были местом большой активности. Повсюду под рукой стояли привязанные лошади, и вдалеке на склонах паслось ещё около тысячи, а на близлежащих холмах группы людей четко прорисовывались на фоне неба. Вот, например вожди и советники спокойно обсуждают племенные дела. Пуская трубку от человека к человеку и смотря на стойбище с его сотнями палаток, их глаза радуются, потому что эта одна из многих картин, со звуками лагеря, которые доносятся до ушей, говорит о счастье. Рядом смеются и играют дети с бронзовой кожей и округлыми телами, сверкающими на солнце, а старики размышляют: «Хорошо, что их тела познали тепло и холод, это сделает их сильными воинами и матерями». На другом холме видны гордые юноши, украшенные дикарскими атрибутами, которые радуют их сердца. Их разговоры об охоте, тропе войны и возлюбленных. Невдалеке веселится группа девушек, одетых в платья из мягкой кожи. Не так много лун тому назад, они резвились как свободные оленята, не смущаясь того, что ветерок ласкал их тела; но сейчас всё в прошлом; теперь они девицы, каждая часть тела, кроме лица и рук, должна быть тщательно скрыта, а рядом всегда наблюдают остроглазые матери. Но детство, юность и любовь не могут длиться вечно; с другой стороны - морщинистые старухи, живущие только прошлым, бормочут и вспоминают о днях своей юности, когда их мужья и возлюбленные уходили воевать - о тех временах, когда храбрые воины крали их у других; когда их брали в набеги, чтобы отомстить за соплеменников, убитых победоносными лакота, на чьих шестах висели скальпы, которым они так много уделяли внимания. Вдалеке от скорбящих, причитающих о тех, кто потерял свои жизни, на дальних вершинах одинокие люди молятся и постятся в течение многих дней и ночей, прося духовную силу.

Само стойбище это бесконечная панорама деятельности и непрерывное смешение звуков. Женщины повсюду растягивают сухие шкуры и заполняют большие сушильные стойки длинными тонкими полосками жирного красного бизоньего мяса. В других палатках за кожаными шкурами стен, с многих сторон можно услышать стук деревянного блюда, когда женщины азартно играют, подбрасывая сливовые косточки. В соседних типи мужчины кричат дикую песню, участвуя в азартных играх, а в это же время на открытой площадке другие группы играют в «обруч-и-шест», или в «стрелы». О больных и раненых заботятся шаманы, которые сопровождают свои заклинания погремушками и барабаном. Мужчины и женщины, старые и молодые, постоянно переходят из палатки в палатку, чтобы поговорить или покурить, и перед ними всегда выставляют еду.

С приближением вечера люди начинают собираться в палатках вокруг очагов, а с приходом мужчин, нагруженных охотничьей добычей, деревня еще больше оживает. Вестники вождей выкрикивают приглашения на праздник, и как только опускается ночь, палатки светятся во тьме. Если погода прохладная, большую часть вечера люди проводят, отдыхая в палатках при полном довольствии на кучах мягких шкур и мехов. Из многих домов звучат глухие удары барабана и гудящая песня мужчин и женщин, а иногда слышится печальный звук флейты, как любовная серенада юноши его возлюбленной.

Рано утром стойбище вздрагивает, мудрые люди советуют: «Не следуйте за сном до конца, но пробуждайтесь, когда это требует решения; вставайте и действуйте согласно тому, что происходит вокруг вас!». Как только семья пробуждается, они сбрасывают с себя одеяла и идут к реке принимать утренние ванны. Если вода ледяная, тем лучше, потому что для этого требуется сильное сердце, она заставляет организм остыть и нагреться. Муж с женой и маленькие дети идут вместе, каждая семья - сама по себе. Рядом примерно в десяти ярдах от них другая семья и т. д. На милю или больше, многие сотни купаются в одно и то же время. В другие часы дня для женщины было бы неприлично демонстрировать какую-либо часть своего тела, но на утреннем купании нет никакого смущения, «поскольку это наш обычай», - говорят они. Поистине обычай - это странная вещь, потому что женщина апсарока, которая за полчаса до этого плескалась в воде, как счастливая нерпа, краснеет от вида белой женщины в платье с декольте и говорит: «Такие женщины не имеют стыда!». Группы девиц, сопровождаемые какой-нибудь бдительной матерью, купаются в укромных уголках.

Когда вождь решает, что лагерь должен быть перемещен, его глашатай вечером проходит через деревню, выкрикивая: «Готовьтесь, готовьтесь! Завтра мы выдвигаемся!». И снова с первыми лучами солнца он едет из конца в конец стойбища, призывая: «Hun hun h;eeeeee! Вождь сказал, сегодня мы пойдём к бизонам! Мужчины, ведите лошадей; женщины, собирайте палатки!»

Как уже сказано, они собрались в путь, утренний завтрак закончился до появления дневного света. Вскоре все табуны лошадей приходят в движение, и женщины бегают между ними, бросая веревки на шею старых, послушных животных. Другие собирают грохочущие покрышки палаток, вскоре в лагере остаются только скелеты из опустевших шестов. В середине каждого остова закручиваясь ввысь, поднимается столбик дыма; сонные дети, все еще находившиеся в одеялах, выкатываются, когда их матери в процессе упаковки вытаскивают из-под них шкуры. Взрослые мальчики хнычут, требуя что-то поесть, и на завтрак забивают себе в рот твердый сухой кусок мяса. Вскоре лошади упакованы высокими связками и тюками из шкур, а палаточные шесты привязаны по бокам, обычно по шесть с каждой стороны, для перевозки каждого жилища требуется две лошади. Иногда тут и там лошади вырываются и начинают скакать через лагерь, прежде чем их тюки окончательно собраны, рассеивая свой груз, они носятся, вызывая большой переполох и замешательство. Женщины кричат, дети плачут, бабушки причитают и ругаются.

Вождь отъезжает на небольшое расстояние от всех, в том направлении, куда они должны двигаться, а некоторые из старейшин садятся вокруг него, курят и разговаривают. Затем они продвигаются вперед и останавливаются, ожидая пока остальные соплеменники завершат подготовку к походу. Теперь начинает формироваться колонна - сначала вожди и старейшины; затем группа высокомерных, ярко одетых воинов Кистеней, с вновь похищенными женами, которые едут позади и несут щиты и копья своих мужей; затем бесшабашные храбрецы с группой гордых молодых жен, украшенных по полной программе. Позади них продолжает формироваться колонна, семья за семьёй, каждая из которых ведёт свой табун лошадей, пока, наконец, они не отрываются от тех, кто медленно упаковывается. Передвижная колонна из шестисот палаток имеет длину в милю, и ширину, определяемую группами семей или характером пересекаемой местности. Приблизившись к месту, которое назначил вождь для ночного лагеря, многие старики едут вперед и выбирают места для своих палаток, очищают землю и собирают сухие дрова. Когда подход нерегулярной колонны затягивается, они стоят рядом с выбранными ими местами, призывая своих жен, чтобы узнать, где остальные. Если погода холодная, то они заранее разжигали небольшие костры, а затем снимали маленьких детей с верхушек упакованной поклажи и удерживали над теплым пламенем пылающего огня.

Великолепную картину представляли кочевники, когда их караван шёл через далеко простиравшуюся равнину, холмы и долины. Преодоление широкого потока добавит множество красок к представленной сцене. Летом девятьсот пятьдесят палаток апсарока отправились к реке Йеллоустон, намереваясь её пересечь. Когда вода поднялась, а река разлилась почти на полмили, Пнутые В Живот, насчитывающие четыреста пятьдесят палаток, испугались, не решаясь её переплыть. Однако все остальные не побоялись и переправились. Кроу не пользовались лодками, они делали из коряг небольшие плоты, укладывая на эти грубые суда концы палаточных шестов и оставляя их вершины плыть сзади по воде. На шестах расстилали большой кусок старой палаточной покрышки, а на него складывали домашние вещи, затем её кожаные края собирали вместе и связывали наверху, чтобы защитить груз от водяных брызг. На этот узел забрались пожилые женщины и дети. Двое молодых людей ухватившись за гривы сильных лошадей, поплыли рядом с ними, буксируя плот. Позади, держась за концы палаточных шестов, плыли молодые женщины и девицы, одетые только в короткие юбки, длиной от талии до колен. Это было время отличных шуток и весёлых решений, но случилась одна серьезная проблема: дряхлая старуха, долго смотревшая на бурлящую реку, вдруг заявила, что не страшится смерти, но боится воды, заколола себя ножом и рухнула замертво. Из-за быстрого течения переправа заняла четыре дня, и многие не имевшие лошадей, были вынуждены ждать помощи своих родственников. Перед тем, как войти в воду, мужчины и женщины рисовали вокруг талии, запястий и лодыжек красные полосы для защиты от монстров, которые, по их представлениям, населяют все большие потоки. Находясь в воде кроу никогда не носят ожерелья из белых бусинок, потому что бусины такого рода считались градом, символом Громовой Птицы, смертельного врага водяных монстров, которые с радостью проглотят любого, кто таким образом демонстрирует свою дружбу с Птицей Грома.

Edward S. Curtis "The North American Indian. Volume 4 - The Apsaroke, or Crows. The Hidatsa" (1909)

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте" https://vk.com/public51623536


Рецензии
Грин!Спасибо за материал!Непонятно с численностью кроу!950 палаток-это все племя думается?А как тогда небольшая часть(полусамостоятельная) Пнутые в живот могли насчитывать аж 450 палаток?Горные самая большая часть,даже без Пнутых,а Речные чуть меньше Горных.....Если посчитать по 5 человек в среднем на палатку то получим общее число кроу в 4750,маловато вроде для 1500 воинов.Значит либо 950-это Горные и Пнутые,без Речных кроу,либо общее количество воинов в племени было меньше.Как-то так!

Валерий Кремль   14.06.2021 19:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.