Сёстры и братья часть 3 глава 4

Владимир Ильич
Ночами видно многое ясней, все линии побед и звуки песен. Всю перспективу сумеречных дней, и жаворонка в поднебесье. В один из летних дней 1922 года Владимир Ильич Ленин должен был принять важное решение, поэтому полночи не спал.
- Мне нужно создать новую структуру страны, - думал он. - Слишком много в среде большевиков после прихода к власти развелось говорунов и бездельников!
В марте Ленин руководил работой XI съезда РКП (б), последнего партийного съезда, на котором он выступал. Владимир Ильич устал от постоянной борьбы на съездах с оппозициями. На заседании Политбюро Троцкий не сдержался и назвал Владимира Ильича хулиганом. Он побледнел как мел, но сдержался и сказал:
- У кого-то нервы пошаливают…
Он решил создать аппарат, который сможет сделать съезды более деловыми. Поэтому организовал Секретариат во главе с Кобой, который должен это обеспечить, научиться контролировать партию. 
- Политбюро создано для решения важных политических вопросов, - пояснил он Иосифу. - Оргбюро - организационных. Всякое решение Секретариата, не опротестованное членами Оргбюро, становится решением Оргбюро. Не опротестованное членами Политбюро - решением Политбюро.
Вторым секретарём по предложению Кобы стал Вячеслав Молотов. За усидчивость и умение работать сутками Ильич ласково прозвал его:
- Каменная жопа.
Он принял непростое решение, в апреле ввёл новый пост, генерального секретаря партии. По его предложению избрали Иосифа Сталина. Пост генсека был продолжением мер против фронды в партии. Ильич понимал:
- С развитием нэпа будет расти ропот и выступит мятежный Троцкий...
Весь год Ленин старательно очищал страну от инакомыслящих. «Новая жизнь» Горького была закрыта Зиновьевым. Вождю пришлось посоветовать отцу пролетарской литературы отбыть из первого пролетарского государства.
- Горький покинул Россию под предлогом лечения... - узнал Сталин.
Секретариат и Оргбюро под присмотром Кобы начал контролировать все назначения внутри партии. Ленин задумал смену руководящих кадров. Вождь устал от старой гвардии, от вечно критикующих сподвижников, и поручил Генсеку готовить смену:
- Вместо людей блестящих находить людей исполнительных.
На второй всероссийской конференции комсомола проходившей в мае Сталин приметил партийца из Петрограда Сергея Кирова. Там комсомольцы осудили танцы, назвав их проникновением в молодёжную среду мелкобуржуазного влияния. Возникла дискуссия:
- Может ли танцевать комсомолец?
Киров категорически оценивал это уродливое явление:
- Я не понимаю того, чтобы заниматься в частном танцклассе. Значит, человек пропал. У него комсомольский билет, а он мечтает о выкрутасах.
Коба оценил перспективу и с энтузиазмом провёл работу. Так в его окружении появился тридцатилетний Лазарь Каганович, родившийся в еврейском местечке, сапожник по профессии, как и отец Сталина.
- Он малограмотен, но чрезвычайно работоспособен, - Коба назначил его заведующим орготделом ЦК.
В руках у Лазаря был сосредоточен аппарат инструкторов ЦК. Направленные в провинцию, они проверяли работу низовых организаций, от их отчётов зависело будущее местных руководителей.
- Отдел Кагановича получил право назначать партийных руководителей… - завидовал Троцкий. - А у меня такого права нет!
Лазарь ввёл на ключевые должности нужных людей, проверял их лояльность. Были проверены и утверждены сорок три секретаря губернских организаций, которые стали полновластными правителями в провинции.
- Контроль провинциальных партийных лидеров простой рычаг, при помощи которого Коба в короткий срок подчинил партию. - Троцкий всё понял проигрыш, но было поздно. - Партийные бонзы наделены властью, которая и не снилась царским генерал-губернаторам.
Они были готовы составить новое управляемое большинство на съездах.
- Если кто-то посмеет не подчиниться этому большинству, он будет изгоняться из партии на основании ленинского запрета фракций! - отмахнулся Ленин, когда ему пожаловались на Сталина.
Он плохо себя чувствовал, весь год его мучали жестокие головные боли. Владимира Ильича лечили лучшие в России врачи, но он не верил им: 
- Наши врачи в девяносто случаях из ста ослы!
 Из Германии вызвали докторов поставить диагноз странному состоянию Ленина. Профессор Клемперер и его коллеги ничего особенно угрожающего не нашли:
- Небольшая неврастения, а головные боли объясняются наличием оставшихся после покушения Каплан пуль.
Их вынули в процессе операции, но облегчения не последовало. Пули не подошли к браунингу, приобщённому к делу о покушении на него. Коба посоветовал ему поехать отдыхать на солнечный Кавказ, но Владимиру Ильичу тосклива сама мысль об усилиях путешествия:
- Боюсь я дальней поездки, не вышло бы утомления, ерунды и сутолоки вместо лечения нервов.
Ленин всё реже бывал в Кремле, всё чаще в Горках, имении загадочно погибшего Саввы Морозова. 26 мая в Горках у него случился неполный паралич правых конечностей и расстройство речи. 
- Ни говорить, ни писать не может, - мучилась Надежда Крупская, - придётся учиться заново.
Пока он учился говорить, врачи бились над точным диагнозом болезни. Заговорили даже о наследственном сифилисе, поехали проверять в Астрахань, где жили предки Ленина, но ничего определенного не нашли:
- Медицина бессильна объяснить многие вещи!
Владимир Ильич начал медленно поправляться. Ему запретили читать газеты, у него случались приступы, ему нельзя принимать посетителей.
- Я хочу видеть Кобу! - он потребовал к себе верного ученика.
Сталин регулярно посещал его в Горках. Больной чувствовал себя лучше и решил вырваться из-под опеки врачей. 
- Мне нельзя читать газеты, - иронически заметил Ленин, когда он приехал в очередной раз, - мне нельзя говорить о политике, я старательно обхожу каждый клочок бумаги, валяющийся на столе, боясь, как бы он не оказался газетой...
Они обедали на свежем воздухе. Повар Спиридон Иванович Путин приготовил им щи из свежей капусты. На полдник подал холодный свекольник. На перекус чай с лимоном, печеньем или сдобной булочкой.
- Нужно успокоить людей, беспокоящихся о вашем здоровье… - посоветовал Коба.
Был выпущен специальный номер «Правды», который поведал миру о том, что вождь выздоровел. Там были его многочисленные фото, в том числе фотография сидящих на лавочке Ленина и Сталина. 
- Я отстал от событий, - пожаловался Владимир Ильич. - Меня очень интересуют виды на урожай и процесс эсеров...
Ленин вернулся к работе. Но в его речи чувствовалась затрудненность. Однажды он остановился, побледнел и страшным усилием продолжил речь.
- Странная болезнь и удар может последовать в любое время, - понимал Сталин, который имел достоверную информацию от врачей.
После бессонной ночи Ленин решил урегулировать положение с республиками. Бывшие части Российской империи Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация, управляемые ставленниками Москвы, были формально независимы. Владимир Ильич задумал объединение республик.
- Все независимые республики должны войти в Российскую Федерацию на правах автономий! - предложил Иосиф Сталин.
Вернувшись в Москву после болезни, Ленин многое понял. Если во время недуга подозрительность заставляла его на случай своего конца создавать союз против Троцкого, то теперь он узнал:
- Опасен стал совсем другой человек...
От Каменева и Зиновьева Ильич получил тревожные известия:
- Партия целиком управляется Кобой.
Предложение Сталина вызвало ропот, особенно в Грузии, недавно потерявшей независимость. Грузинский руководитель Буду Мдивани понимал, как тяжело будет объявить народу о возвращении в царские времена и просил партию:
- Независимость хотя бы на бумаге.
Ленин поддержал его и выдвинул идею Союза республик, которые наделялись бумажным равноправием и даже имели право выйти из Союза.
- Это весьма удовлетворило «независимцев» в Грузии и одновременно позволило Ленину начать кампанию против Кобы, - понял Троцкий.
Коба и поддерживающий идею Федерации Орджоникидзе, руководитель большевиков Закавказья, знали, как глубок национализм в республиках, какой опасной может стать даже формальная независимость. В пылу споров темпераментный Серго ударил «независимца» Кабахидзе.
- Позор! - Ленин объявил позицию Кобы и Орджоникидзе великорусским шовинизмом, а удар возвёл в ранг преступления.
Каменев, смертельно боящийся возвышения Троцкого, решил поддерживать союз со Сталиным и написал ему записку:
- «Ильич собрался на войну в защиту независимости».
Коба знал, что вождь изменился к нему и предложил Каменеву бунт:
- Нужна, по-моему, твёрдость против Ильича.
Каменев струсил и убеждал Сталина:
- Думаю, раз Владимир Ильич настаивает, хуже будет сопротивляться!
- Не знаю… - меланхолически ответил Иосиф. Пусть делает по своему усмотрению!
Он начал составлять Декларацию об образовании Союза Республик, всё, как хотел Ильич. Но Ленин в начале октября послал записку Каменеву:
- «Великорусскому шовинизму объявляю бой».
Это было политическое уничтожение Кобы. Обвинение в великорусском шовинизме, то есть в одном из самых страшных грехов для большевика, не могли пройти бесследно. Каменев понял:
- Ильича не остановить. Дни Кобы были сочтены.
Ленин направил в Грузию специальную комиссию, в которой подключил к борьбе против Кобы его врага Троцкого. Однако не выдержал напряжения борьбы. 13 декабря два приступа острой головной боли отправили его в постель.
- Второй звонок прозвенел! - врачи потребовали отдыха вождя.
В середине декабря на Пленуме ЦК Сталин провёл резолюцию:
- «Возложить персональную ответственность за изоляцию Ленина, как в отношении личных сношений с работниками, и переписки, на Генсека».
Отныне свидания с Владимиром Ильичом запрещались всем соратникам. Коба не уставал напоминать:
- Ни друзья, ни домашние не должны сообщать ему ничего из политической жизни, чтобы не давать поводов для волнений!
Ленин поддерживал связь с Троцким через свою секретаршу Фотиеву.
- Значит, он не хочет компромисса со Сталиным даже на правильной линии? - спросил её Троцкий.
- Да, он не верит Сталину и хочет открыто выступить против него перед всей партией, он готовит бомбу, - подтвердила Фотиева. - Состояние Ильича ухудшается с часу на час. Не надо верить успокоительным отзывам врачей. Он с трудом говорит, боится, что свалится, не успев ничего предпринять.
На конференции делегаций от съездов Советов четырёх республик: РСФСР, УССР, БССР и Закавказской федерации был подписан договор об образовании СССР. 30 декабря состоялся I Всесоюзный съезд Советов, на котором договор был утвержден.
 
Василий Гаврилович
Полумесяц хвост макает в воду, черпало небо мира тишину. Летом 1935 года Марина Николаевна Козина гуляла вместе с мужем Иваном по набережной Невы около Зимнего Дворца. За прожитые годы она пополнела. Руки, спина и покатые плечи округлились, она находилась на пике женской красоты.
- Бог живёт не где-то на небе, - сказала она, - а у нас на земле. Спрятался в недоступных горных местах. И выглядит он совсем не как на иконах.
- И как же? - Ивану эта тема была неинтересна, но он пытался поддерживать хорошие отношения с женой.
Белой ночью спать не хотелось, супруги пришли посмотреть, как разводили Дворцовый мост.
- Он гермафродит и сочетает женскую сущность и мужскую. Может себя оплодотворить и выносить потомство, правда это происходило редко. Он прилетел откуда-то с неба и создал людей. Он не мог размножаться на Земле и с помощью искусственного оплодотворения земных женщин своим изменённым семенем создал первых людей. Отсюда легенда, что когда-то человека разделили надвое и каждая половинка ищет потерянную часть.
- Чушь какая… - не выдержал Козин.
- Появляются люди, которых невозможно отнести ни к мужчинам, ни к женщинам. В будущем появится средний пол, будут разрешены однополые браки. Вернее союзы с представителями третьего пола. Люди подсознательно стремятся стать богом и соединить в себе мужское и женское начало.
Иван он любовался женой. Марина Николаевна замолчала и подумала о детях. Её средний сын Исаак Зальцман после окончания Одесского индустриального института был направлен в московский КБ № 2 Всесоюзного орудийно-арсенального объединения Наркомтяжпрома. 
- Будешь работать в моём конструкторском бюро! - сказал первый  заместитель начальника ГКБ-38 Василий Гаврилович Грабин.
Вскоре Зальцман приобрёл авторитет в коллективе. На заводе, где базировалось КБ рядом стояли два корпуса. В первом мужской туалет находился на втором этаже, в соседнем женский туалет на третьем.
- Окна в туалетах не успели замазать белой краской… - понял новичок.
Это позволяло женской части коллектива безнаказанно наблюдать за мужской половиной и живо обсуждать их достоинства и недостатки. Исаак отрезал кусок силового кабеля и выкрасил в телесный цвет. Дождавшись, когда зрительницы собрались, он засунул кабель в штаны и пошёл в туалет. Справив нужду, он стряхнул член мощным ударом о фанерную перегородку.
- Ого! - лица опешивших женщин, наблюдавших за ним, вытянулись.
Он стал популярным на заводе среди женской половины коллектива.
- Пойдём на площадь! - часто предлагали ему девушки.
Появились рубиновые звезды на башнях Кремля, люди семьями ходили на Красную площадь смотреть, как они загорались ночью. Зальцман не отказывался, он был влюбчивым.
- Но на работе ваши шашни отражаться не должны! - напомнил Грабин.
Завод получил большой заказ на изготовление более сотни орудий Ф-22, которые он разработал. Решил из ста комплектов деталей для пушек отобрать лучшие детали, выполненные с минимальными допусками.
- Из этих деталей собрать три эталонных орудия, - приказал директор, - полностью соответствующих чертежам конструкторов.
Даже из сотни орудий собрать три идеальных пушки не получалось.
- Самая низкая культура производства… - расстроился Грабин.
Прошлись комиссией по цехам, распотрошили шкафчики рабочих. Выбросили старый хлам, безжалостно отправились в мусор старые рабочие чертежи. Как объяснял сам конструктор:
- По такому чертежу вполне можно работать. Но когда слесарь держит в руках заляпанный маслом чертеж, деталь выходит не лучшего качества…
Он перевёл конструкторов в комнату с большими окнами с обеих сторон. В залитом солнечным светом, просторном и хорошо проветриваемом помещении людям приятно работать. Первым делом распорядился:
- Убрать обрезки труб, арматуры и настелить дощатые полы.
Углы цехов завода сияли чистотой и белой эмалью. Он запрещал рабочим складывать туда хлам и велел покрасить белой краской.
- Пионер автомобильной промышленности Генри Форд приказывал красить углы цехов белой краской… - пояснил Василий Гаврилович Исааку. - Когда акционеры спросили Форда, зачем это делается, король конвейера ответил: «Так машины выходят лучше!».
Другим его нововведением было красить двери между цехами белой краской. Объяснял Грабин так:
- Рабочие привыкли открывать двери не руками, а ногами. Это даже удобно, если несёшь что-то в руках, но такое отношение недопустимо!
На белых дверях отпечатки подметок стали видны и постепенно рабочие стали открывать двери как положено. Василий Гаврилович требовал приходить на работу без опозданий. Некоторые конструктора опаздывали, но Грабин не стал объявлять выговоры. Каждое утро он выходил перед началом смены к проходной и вежливо здоровался с опоздавшими.
- Дело сразу пошло на лад, - удивился Зальцман. - Результат не заставил долго ждать и качество орудий пошло вверх.
Марина Николаевна часто общалась с ним по телефону или письмами, поэтому знала о его успехах. Она также вспоминала старшего сына Бориса, и ничего не зная о его судьбе, тосковала и грустила.
- Куда забросила Борю злая доля? - спрашивала мать у неба.
Печалилась она и за младшего сына Коленьку, но по другой причине. Он рос сорванцом и не хотел учиться. Его отец Иван Козин упрекал жену:
- Из-за того, что ты плохо о нём заботишься, пацан отбился от рук.
Коля действительно приносил из школы плохие отметки.
- Это потому что, - оправдывалась Марина, - что наша система образования построена совершенно неверно!
- И в чём же изъян? - снисходительно спросил он.
- Вся учёба ещё с царских времён у нас построена на зазубривании материала, - пояснила она. - Не развивается логическое мышление и умение рассуждать самостоятельно. Знания буквально вдалбливаются в головы учеников, чтобы потом благополучно оттуда улетучится.
- Но что-то та же задерживается…
- А эти ужасные домашние задания?! Зачем после целого дня занятий в школе нужно ещё вечером делать уроки? Нужно организовать учение детей в форме игры, чтобы они получали знания легко, играючи.
- Этого никогда не будет!
- Я уверена, что в будущем работать люди будут, словно играя.
- Чушь.
- Вовсе нет. Ты вспомни, как раньше заставляли людей работать!.. Было рабство, и человек работал под страхом кнута. Потом придумали деньги и свободный найм. Люди теперь работают, чтобы заработать себе на жизнь. То есть живут, чтобы работать. Потом будут работать по желанию, чтобы жить. То же самое происходило с образованием. Сначала обучали розгами, потом наставлениями, а надо учить умными беседами.
- Не знал, что ты стала коммунистом, - засмеялся Козин. - Ведь главный принцип общества которое мы построим по Марксу звучит почти как твой - от каждого по возможностям, каждому по потребностям.
В Ленинград приехал её сын Исаак. После Москвы он переехал к ней и работал мастером на заводе «Красный путиловец», бывшем Путиловском.
- С 1934 года он называется Кировский завод, - уточнил он, когда мать расспрашивала его о новом месте работы.   
Его работа началась с забавного случая. Заместитель директора по безопасности на собрании начальников служб и цехов, озвучил фразу:
- С завода уже ничего не вынесут.
Он недавно начал борьбу с хищениями заводского имущества. Зальцман предложил ему спор на ящик водки, что он что-нибудь утащит. Заместитель согласился, велев охране тщательно следить за Исааком:
- Голову поотрываю если, что утащит!
При заводе был столярно-ремонтный цех, который занимался строительством, ремонтом помещений. На завод регулярно пригоняли вагоны с лесом, который и распиливали на пилораме.
- А поскольку опилки вещь весьма горючая, то их старались или тут же вывезти, или продать населению… - знал Зальцман.
Он пошёл на склад, взял абсолютно новые два ведра, набрал опилок и двинулся через проходную. Охрана его обыскали по полной программе.
- Ничего не нашли! - позвонили с проходной начальнику. - Выносит опилки, а в них ничего не спрятано…
Через пять минут у него в кабинете нарисовался мастер цеха с двумя новыми складскими вёдрами и вопросом:
- Когда будет ящик водки?
После ареста руководства завода в 1938 году Исаак Зальцман стал директором.

 
продолжение http://www.proza.ru/2019/12/02/879


Рецензии