Пианино
В кабинете фортепьянного класса холодно и неуютно. Центральное отопление ещё не включили. Учительница по специальности, Нелли Александровна, сидит за учительским столом. Тут же, на столе - маленькая бытовая электроплита, принесённая из дому для обогрева, холеными пальчиками преподавательница держит стакан с горячим молоком. За фортепьяно- девятилетняя ученица.
- Ох, спасите мои уши! Ты фальшивишь! И длительность нот- какая? Смотри внимательнее, нота с точкой здесь! Считай вслух! Давай - левую руку, по нотам! Не отработала дома. Паузы не выдерживаешь.
Девочка краснеет и сбивается.
-Ладно, к следующему уроку выучи всё произведение наизусть, давай дневник. -Размашисто ставит тройку с длинным минусом.
Все равно ничего из этого ребенка не получится. Зачем зря портить себе нервы?
- Кстати, тебе пианино купили?
- Нет ещё, вернее, папа оплатил покупку в магазине, но доставки пока не было.
- Долго собираетесь .Без инструмента ничего не получится. Заниматься нужно ежедневно, а не от случая к случаю. Пальцы должны чувствовать инструмент, а ты сидишь и ноты подбираешь.
Ученица, маленькая девочка с косичками, грустно вздыхает, собирает ноты в папку.
- И нечего горестно вздыхать, учить лучше надо.- Нелли Александровна шумно отхлёбывает горячее молоко.
- Я учила, я занимаюсь у мамы на работе в музыкальном зале, мне разрешают- тихо шепчет ученица и выходит из класса.
Опять плохо. Она не может понять: что же не так с учебой? Когда её принимали в музыкальную школу, сразу в первый класс, а не в подготовительный, как многих, то говорили об идеальном музыкальном слухе. Видимо , одного слуха недостаточно, даже идеального и музыкального. Этюды Черни- это просто кошмар . А менуэт Баха - это вообще не музыка, набор печальных, заунывных звуков, которые совпадали с осенним непогодьем , но никак не западали в душу. Скоро академический экзамен. Программное произведение - не подготовлено. Нелли Александровна не подходит к инструменту и не объясняет: как надо сыграть, только окрики и комментарии, от которых ученица чувствует себя совершенно бездарной и глупой. А на прошлом уроке произошел неприятный случай, после которого ученица чувствует себя ещё и виноватой, всё это очень омрачает жизнь и никак не идет на пользу учению. А произошло вот что…
Учительница, понимая , что академический экзамен « на носу» а произведения- их два- не отработаны и как следует не выучены, в сердцах выскочила в учительскую и привела всю музыкальную элиту – человек шесть преподавателей музыки с директрисой во главе.
- Вот смотрите на это безобразие, она ничего не учит. Как я могу допустить ее к академическому экзамену? Вот послушайте сами.
Директриса, немногословная седовласая дама, строго оглядела нахохлившуюся от холода и унижения маленькую пианистку, а завуч, Нина Михайловна, очень красивая пианистка и очень авторитетная учительница по классу фортепьяно, живо подставила к пианино еще один стул , дружелюбно попросила :
« Слушай счет.И-раз,и-два… Вместе сыграем.» Она показала как нужно сыграть левую руку, потом- правую. Потом обе руки соединить в одну мелодию, выдержать длительность нот.
-И-раз,и-два,и-три-и- четыре…пауза –и-раз-два- хорошо, а здесь –левая рука ведет основную мелодию, и-раз…-хорошо! - отстукивала она лакированной туфелькой .
Нина Михайловна обняла за плечи замерзшую девочку: « Поняла,где ошибалась?» Потом она повернулась к Нелли Александровне, пальчиком показала на клавиатуру: « Здесь осталась твоя работа. Садись рядом и отрабатывайте вместе.» И вся комиссия , так и не сказав ни одного слова, вышла из класса.
Нелли Александровна, выскочила в слезах в гардеробную и, в присутствии девочки, слёзно жаловалась гардеробщице Ане, молодой женщине в клетчатом платочке и домашних тапочках, обутых на толстый шерстяной носок, пока ученица одевалась и обувалась .
-Какие они все бессовестные, какие бессовестные! Ученица не выполняет задания, а меня выставляют виноватой. Даже по имени меня не назвала эта хваленая Нина Михайловна. Сил больше нет работать здесь. Уйду на клубную работу, давно зовут, сегодня же напишу заявление на увольнение.- Нелли Александровна кружевным платочком вытирает слезы и с презрением глядит на свою ученицу.
Аня , отложив вязанье, понимающе покачивала головой и укоризненно поглядывала на худенькую девочку с тонкими косичками. Взрослые всегда правы. Было очень неприятно, обидно и стыдно, хотелось убежать и никогда больше здесь не появляться, а также она испытывает щемящее чувство жалости, ей жаль эту Нелли Александровну, которая так мучается с ней, такой бездарной и глупой .
На улице темно. Пахнет прелой листвой и набухшей от влаги корой тополей. Дождь льёт и льёт. Но на то она и осень, чтобы шёл дождь, чтобы земля напилась влаги , а весной всё зацвело и зазеленело. Так говорит дедушка. Дедушка всё на свете знает и умеет, только сейчас ни дедушка ни бабушка не знают как тяжело их внучке . Маленькая пианистка вздыхает. Сейчас дедушка и бабушка , наверное, сидят за столом под ярким абажуром и пьют чай с вишневым вареньем и бабушкиной стряпней. В печи потрескивают дрова , а на лежанке мурлычет кот Пушок. А вишневое варенье - в красивой стеклянной вазочке на ножке…бабушка не признает никакое другое , только вишневое, оно пахнет летом, добротой и беспечным счастьем. Девочка бредёт с нелепой нотной папкой, черпая воду из луж, веревочные ручки врезаются в озябшие пальчики.
На улице темно, а редкие прохожие - взрослые люди, все дети давно дома, готовятся ко сну. Девочка чувствует себя одинокой и несчастной. Ну почему они поехали в прошлом году в отпуск не в деревню к дедушке с бабушкой , а на Урал к маминому старшему брату в гости? Мама восхищена была успехами Юрочки, её племянника. Мальчик хорошо учился, играл на пианино. Дома у них , сверкая лаком и источая тонкий, благородный аромат, стоял дорогой инструмент, а мама восхищенно просила Юрочку сыграть ещё что-нибудь.
После отпуска мама потеряла покой. Её ребенок не хуже детей её брата. И, если у дочери есть и слух и голос, то она просто обязана получить музыкальное образование.
Сегодня опять мама будет ругать её за плохую отметку. Неудачи и плохое отношение педагога портили настроение.
Наконец, с тяжелыми мыслями, школьница дошла до дома, но и тут не обошлось без неприятности: обходя большую лужу, она поскользнулась и упала. С ужасом отряхивая грязные руки, ученица поднимается на высокое крыльцо .Теперь её не страшит разговор с мамой. Самое страшное и унизительное – стать посмешищем для соседских детей. Она живо представила как будут смеяться девочки ,показывая на неё пальцами, а мальчишки могут и освистать…
Обычно в это время все жители дома собираются на общей кухне: женщины готовят ужин, мужчины играют в домино, а дети бегают по широкому коридору. Но сегодня в доме как-то странно тихо и никого нет в коридоре. Девочка быстро дошла до дверей своей квартиры. Хоть под конец дня повезло! Никто не встретился. С улыбкой она распахнула дверь и замерла на пороге, изумленная… Все жители двенадцати квартирного дома номер 117 по улице Октябрьской, находились в их квартире под номером пять. Юную пианистку, в грязный сапожках , с перепачканным мокрой грязью лицом , с грязной нотной папкой в руках, шумно встречали и приветствовали , как победителя , все соседи. Никто не смеялся над её грязным лицом и руками. Взрослые сказали, что будут с удовольствием слушать её игру и будут радоваться её успехам, которые обязательно будут, а ещё они сказали, что всё только начинается, а потом её имя будет звучать! А дети просили сыграть «серьезную музыку». Посреди комнаты, гордо поблескивая черным лаком, стояло новенькое пианино.
Свидетельство о публикации №219112701497