О Золушке, которая так и не была на балу

Вот уже час играет музыка, танцуют пары… Студенческий бал первокурсников института культуры и искусства давно начался. Я представила главного бухгалтера Екатерину Ивановну в красивом длинном платье, идеально причесанную, которая величаво выступает в полонезе с импозантным заведующим кафедры театрального искусства Потемкиным. На это помпезное мероприятие приглашены были все преподаватели и сотрудники института. За месяц до объявленной даты всех желающих в фойе перед зрительным залом обучали бальным танцам. При определенном старании можно было научиться танцевать вальс, мазурку, полонез и аргентинское танго. Танцы –это моя страсть: я могу долго сидеть перед телевизором и смотреть соревнования спортивных пар. Я и сама люблю танцевать, но в тот вечер блеск и веселье бального зала были от меня так далеки…

Мне пришлось задержаться после работы для того, чтобы срочно зарегистрировать справки-вызовы студентам заочного отделения. Дело в том, что я работала тогда лаборантом в деканате факультета изобразительного искусства. Мое рабочее место, оборудованное персональным компьютером, находилось в той же комнате, где стоял рабочий стол заместителя декана Юрия Михайловича Калиткина. Я хорошо запомнила тот самый момент, когда обратила внимание на увлеченный разговор этого немолодого мужчины пенсионного возраста с кем-то по телефону. Из громкого телефонного общения я поняла, что замдекана советует кому-то ни в коем случае не пускать студентку Марикову в общежитие, а направить ее немедленно к нему для индивидуальной беседы.

 Должна отметить, что мне с самого начала этого телефонного разговора, невольным свидетелем которого я стала, было непонятно, зачем студентку приглашать поздним вечером в деканат для встречи наедине с замдекана. Калиткин конечно же не думал, что в это время я буду рядом ,поскольку мой рабочий день заканчивался в 5 часов вечера, и задержалась я только по производственной необходимости. Меня волновал еще один вопрос: а где же будет ночевать Марикова, если он запретил пускать ее на ночь в общежитие? Вероятно, эта студентка задолжала по оплате за жилье, но кто позволил Юрию Михайловичу принимать такие решения и отдавать такие жестокие распоряжения? Я с ужасом представила свою дочь в таком же положении,в каком оказалась Марикова. Моя дочь тогда как раз заканчивала университет. Правда, она всегда жила дома с нами .Но в свое время в общежитии жила я во время учебы в Москве,а в советское время за неуплату никого из общежития как правило не выселяли. Тариф был небольшой, и денег студентам обычно хватало.

 Уже давно стемнело. На дорожках сквера ,расположенного прямо под окнами нашего здания, снег заискрился от теплого света фонарей. Люди спешили домой с работы, не обращая внимания на красоту деревьев, опушенных блестящими снежными хлопьями, на звезды, сияющие в темном зимнем небе. Меня же не оставляли переживания за Марикову, которая попала в такое трудное положение. Мне все это очень не нравилось, поскольку я полагаю, что порядочный мужчина  не должен так себя вести. Студентку можно было вызвать в деканат на другой день утром.

Около 6 часов вечера Юрий Михайлович позвонил на мобильный Мариковой и стал ей выговаривать за то, что он ее здесь ждет, а она до сих пор так и не появилась. Замдекана еще раз подчеркнул, что студентка должна срочно приехать к нему в деканат, при этом сам он весь был охвачен каким-то странным возбуждением. Было заметно, что он не мог спокойно усидеть на месте и даже как-то странно ерзал на своем стуле. Тут я начала серьезно волноваться за эту девушку.

Время шло…Мне  надо было уходить домой, а я все медлила, опасаясь за Марикову. Если бы тем тревожным вечером меня спросили, почему я не доверяю Юрию Михайловичу, какие причины побуждают меня подозревать этого человека в недобрых намерениях, я бы конечно помедлила с ответом, но тем не менее в моей памяти присутствовали факты его странного поведения в отношении студентов. Так, однажды я стала свидетельницей неприятной сцены: во время его разговора со старостой одной из групп второго курса. Замдекана вдруг стал гладить девушку по руке, но, заметив мой удивленный взгляд, резко отдернул свою руку. Меня это очень испугало, так как студентки от него в какой-то степени зависят. Калиткин проводит старостаты, вызывает девочек в деканат, затем выводит куда-то в коридор, что-то там им шепчет. А не так давно Юрий Михайлович отправил письмо матери студента 5 курса Левченко, в котором угрожал отчислить ее сына по причине неуплаты денег за обучение в текущем семестре, причем даже не удосужился проверить, перечислил ли студент необходимую сумму ко времени отправки письма или нет. Матери студента Левченко во время чтения письма стало плохо, так как у нее больное сердце. Тем более ей было обидно, так как деньги они уже давно уплатили. Левченко сам пришел в деканат и рассказал об этом случае. Мне пришлось извиниться перед ним за Юрия Михайловича, который так легкомысленно отнесся к порученному делу.

Если на факультете случались какие-то неполадки с расписанием, документацией, Калиткина это нисколько не волновало. Когда его просят о помощи, он ухмыляется и говорит, что с этим пусть разбирается сам декан, ссылаясь при этом на свою занятость воспитательной работой на факультете. На своем рабочем месте замдекана частенько отсутствует, предпочитая курение в известном месте и болтовню. О чем он говорит со студентами ,я не знаю, но однажды мальчики одной из групп 2 курса, обучающиеся по специальности «Станковая живопись», выразили на транспаранте свое отношение к натурщице не как к человеку, а как к обладательнице пышного тела. Пришлось мне отреагировать на это замечанием и вразумить их во время беседы. А студентка одной из групп 3 курса по специальности «Художественное моделирование одежды», отличница учебы и обладательница хорошего вкуса Даша Краснова вдруг явилась в деканат в уродливом облегающем фигуру платье с декольте. Я даже расстроилась ,увидев Дашу в таком виде, и постаралась убедить ее не менять присущий ей спортивный стиль одежды на столь вульгарное облачение.
Должна отметить, что для студентов (будущих модельеров одежды) на их профильной кафедре разработали великолепную программу обучения. При этом преподаватели особое внимание уделяют истории мировой моды, особенностям каждой эпохи развития костюма, разнообразию стилей и направлений дизайна модной одежды. Студенты знакомятся с творческим наследием великих художников-модельеров и наиболее известных домов моды. Они также получают уроки живописи и скульптуры, изучают пластическую анатомию, что чрезвычайно важно. Легендарная кутюрье-Габриэль Шанель развивала свой вкус и талант, рассматривая старинные французские, голландские и испанские портреты. Будущие художники-модельеры и конструкторы одежды изучают важнейшие для себя предметы, например,цветоведение и материаловедение. Их учат владеть чувством цвета и безошибочно оценивать материал. Давно известно, что красивый текстиль,- это чрезвычайно важный компонент одежды, также, как и качество ее пошива. При этом нельзя забывать о технике модной отделки вышивкой, о кружевах, а также других элементах украшения одежды. Были и выставки практических работ, например, изумительно вышитые рушники, а также расписанные вручную куски ткани. Впоследствии я присутствовала на защите дипломных работ и видела готовые свадебные и бальные платья, костюмы , а также соответствующие украшения из бисера и изысканные шляпы. Чтобы добиться впечатляющих результатов, необходимо организовать учебный процесс на самом высоком уровне.

В перечень служебных обязанностей замдекана входит проверка работы преподавателей, а также посещение аудиторных занятий со студентами. Но Юрий Михайлович и тут ухитрялся халтурить. Как-то раз он проверял занятия по предмету «История костюма» в одной из академических групп по специальности «Художественное моделирование одежды» при отсутствии методических материалов и самого преподавателя. В аудитории, когда я туда пришла, обеспокоенная тем, что никто не взял из деканата журнал учета работы этой группы, находились всего три студентки. На мой вопрос, почему нет преподавателя, вразумительного ответа никто не дал. Зато они хором мне прокричали, что их уже проверял замдекана, а если преподаватель все-таки придет, то они ей перескажут содержание глав из учебника. Ни о методических указаниях по изучению предметов «История костюма» и «Работа в материале», которые вела отсутствовавшая в тот час преподаватель Бережкова, ни о планах семинарских и практических занятий не было и речи. Их я на занятии не видела. И как мог замдекана  проверять работу преподавателя  при отсутствии методических материалов и самого преподавателя? Мне это непонятно. Кроме того в журнале учета работы академической группы в разделе «Межсессионный контроль» не было ни одной записи о проведенных занятиях преподавателем Бережковой по ее предметам.

При таком безответственном отношении Калиткина к своим обязанностям невольно возникает вопрос: как может такой человек заниматься воспитательной работой с молодежью, чему он может научить студентов, какой пример он им показывает? Непонятно также и то, почему наш декан – известный в мире искусства знаток и ценитель тонкой красоты живописных полотен решил своим заместителем поставить такого человека? Ответ напрашивался только один- у Юрия Михайловича где-то наверху есть могущественный покровитель. Тем более мне лично Юрий Михайлович сказал однажды, что своим непосредственным начальником он считает вовсе не декана, а проректора по воспитательной работе, которая и поручила ему воспитывать студентов. Все это и всплыло у меня в памяти в тот странный вечер…На сердце у меня было тяжело, так как я не знала, к кому обратиться за помощью в этом случае. Единственное, чего я очень хотела, так это того, чтобы студентка Марикова ни в коем случае не приезжала в деканат ночью к этому человеку. Я очень боялась за нее, и встречаться наедине с Калиткиным ни ей, ни другим студенткам я бы не советовала.

Перед тем, как уйти домой, я попыталась дозвониться по мобильной связи декану факультета, но ответа не было… По-видимому он все еще был на балу студентов 1 курса. На следующий день я случайно узнала, что Марикова так в деканат и не приехала, и этот факт меня чрезвычайно обрадовал. Но через несколько дней я услышала, как замдекана кому-то по телефону рассказывает с большой досадой, что Марикова где-то скрывается, что она свои вещи бросила в общежитии, и не явилась до сих пор, чтобы их забрать. Видимо эта девушка очень боялась Калиткина.

С тех пор студентка Марикова куда-то пропала. Она не явилась на экзаменационную сессию, и ее отчислили. Вся эта история до сих пор меня очень беспокоит, и я хорошо помню все, что я видела и слышала в тот тревожный вечер в деканате, когда я предчувствовала какую-то опасность для студентки и не могла ей помочь.

После работы в приемной комиссии факультета летом того же года я уволилась с этой работы. Я так и не узнала, что же случилось тогда со студенткой Мариковой, и как сложилась ее дальнейшая жизнь. Юрий Михайлович также давно не работает заместителем декана моего любимого факультета. Он теперь пенсионер, а на его рабочем месте успешно трудится симпатичная доброжелательная женщина. Должна признаться, что через несколько дней после того тревожного вечера в деканате я написала докладную записку на имя декана, в которой изложила свое несогласие с поведением его заместителя. Я очень надеюсь, что подобное никогда не повторится на моем любимом факультете.


Рецензии
Добрый день, Ирина! Спасибо за замечательный рассказ! Прочитала с большим интересом. Конечно, понятно, что собой представлял этот замдекана. Похотливый
пройдоха попал прямо в малинник, где можно "поживиться" молоденькими и симпатичными студентками. Это хорошо, что Вы не остались равнодушными к студентке. Думаю, он решил девушку запугать несдачей, поэтому потребовал прийти к нему, и девушка предпочла сбежать вообще, чем дать себя в лапы этому хищнику.
Здоровья Вам и всяких благ!
С уважением,

Людмила Каштанова   25.04.2024 09:05     Заявить о нарушении
Спасибо Вам,уважаемая Людмила, за Ваше сочувствие и понимание, которые Вы выразили в Вашей рецензии. А студентка поступила правильно, оказавшись в трудной ситуации. После этого случая, замдекана перестал вести себя нагло. Больше подобного беззакония не наблюдалось.

Ирина Карпова 4   30.04.2024 20:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.