Старая дева

Злые языки говорили – она родилась старой девой. И возразить было трудно: даже на детских фотографиях Елена резко отличалась от сверстниц. Вряд ли хоть у кого-то могло вызвать умиление это худенькое личико с неправильными чертами и излишне серьезным, несколько подозрительным взглядом маленьких пронзительных глаз. Родители на Лену нарадоваться не могли: послушная, ответственная, незаметная. Учительница в начальных классах хвалила: «Лена Ковалёва – образцовая ученица. Тихая, как мышка, сидит себе, всё выполняет, тетрадки аккуратные, хоть на выставку отправляй. Руку никогда не тянет, но спросишь – всё знает, всё выучила».
Первая подружка у Лены появилась классе в пятом. Первая и единственная, на всю жизнь. Ира была новенькой, некрасивой тихой троечницей, и поначалу потянулась к Лене только потому, что та была в классе изгоем. В дружбе с отличницей, на которую все в классе смотрели с презрением и насмешкой, оказалось немало плюсов: всегда было у кого списать. Но постепенно девочки, несмотря на явную разницу в интеллекте, привязались друг к другу.
Ира ушла из школы после восьмого, окончила ПТУ и работала в продовольственном магазине, а Лена, получив заслуженную золотую медаль, без труда поступила в университет и стала отличным юристом. Ира раза три выходила замуж, родила двух бестолковых хулиганистых сыновей. Лена добросовестно играла роль свидетельницы на очередной свадьбе подруги, дарила подарки на дни рождения детей, утешала после разводов…
Лену не тяготила жизнь старой девы. Когда-то, давным-давно, еще в школе, ей нравился один мальчик из параллельного класса. Лене казалось, что Стас привлек её не красотой или остроумием, а высоким, равным её, интеллектом. Однажды они в составе школьной команды  ездили на городскую олимпиаду по физике, а потом вдвоем возвращались домой, оживленно обсуждая решение самой сложной задачи. Тогда Лена впервые почувствовала странное волнение, ей хотелось смеяться, хотя ничего смешного в физических формулах вроде бы не было.
На следующий день Лена, пожалуй, впервые в жизни пристально всматривалась в свое отражение в зеркале. Увиденное не радовало: щуплая фигура с почти неразличимыми признаками пола, жидкие короткие волосы мышиного цвета, большие очки на маленьких глазах. Лена постаралась было попышнее взбить волосы, но вскоре оставила бесполезные попытки. Всю дорогу до школы она припоминала литературные примеры, когда некрасивые девушки встречали большую любовь, но кроме княжны Марьи из «Войны и мира» никто на ум не приходил.
На большой перемене Лена постаралась в столовой подсесть поближе к Стасу. Но тот, похоже, даже не заметил её. А после уроков она увидела, что Стас провожает домой какую-то красивую девочку из своего класса. Лена вспомнила свои утренние усилия перед зеркалом, трезво сравнила себя с избранницей Стаса и поставила жирный крест на своих не до конца пробудившихся мечтах.
К тридцати семи годам «стародевичество» в Елене цвело пышным цветом. Она с презрением относилась к мужчинам, дети её раздражали, на единственную подругу Иру с её сменяющимися мужиками и проблемными сыновьями-подростками Лена смотрела с жалостью.
Собственная жизнь её полностью удовлетворяла: стабильная высокооплачиваемая работа, уважение начальства и сослуживцев, пусть однокомнатная, но отдельная, купленная на честно заработанные деньги квартира, ровные отношения с родителями. Море книг, возможность ходить на концерты и в театры, большой отпуск, который так удачно разбивался на три раза по две недели. Зимой она проводила эти две недели на пляже в какой-нибудь экзотической стране, весной или осенью по тщательно разработанной программа изучала достопримечательности Европы. А летом… О, летом её ждала палуба белоснежного теплохода и  просторы России. Безмятежность отпуска нарушали лишь мысли о любимом коте: как там ему, у родителей, в чужом доме?
На теплоходах Елену все знали и считали слегка ненормальной. Она не ходила ни на какие развлекательные мероприятия, практически не посещала экскурсии (всё уже пройдено, всё уже видано), ни с кем не знакомилась и не общалась. С раннего утра до позднего вечера Елена сидела на носу верхней палубе и наслаждалась. А на стоянках старалась уйти куда-нибудь, где меньше людей, желательно – в лес.
В тот день Елена была на палубе одна. Несмотря на солнечную погоду, пронзительный ветер пробирал до костей, в конференц-зале шла какая-то разухабистая анимационная программа, поэтому желающих торчать на палубе больше не нашлось, что очень радовало Елену. Она, завернувшись в плед,  уютно устроилась на своем постоянном месте. Огромный теплоход неторопливо двигался по узкой живописной реке. Елена любовалась разбежавшимися по берегу домишками небольшой деревушки.
Вот на мостках у некрашеного деревянного домика четверо ребятишек: подростки, две девочки и паренёк, и мальчик лет пяти. Самая бойкая девочка помахала рукой, Елена махнула в ответ. Теперь уж вся компания размахивала руками, а самый маленький от восторга припрыгивал на месте. «Куда вы плывёте?» - крикнула бойкая. «В Москву!» - ответила Елена. И тут вдруг малыш застыл на месте, а потом закричал, громко и отчаянно: «Мама! Ты моя мама! Я тебе узнал! Вернись! Вернись!» Старшие сначала застыли от неожиданности, потом стали что-то громко объяснять мальчику.
Но теплоход уже миновал мостки, и Елена потеряла ребятишек из виду. Она сбросила с плечей плед, встала и поглядела назад. Малыш, вырвавшись из рук старших, бежал по берегу, рискуя свалиться в реку, и кричал. Ветер относил голос прочь, но Елена догадалась, что мальчик зовёт: «Мама! Мама!» Фигурка казалась уже совеем крошечной, но Елена успела заметить, что мальчик, наверное споткнувшись о камень, упал. Дальше речка сделала поворот и деревенька исчезла, уступив место лесу.
Елена села было обратно на насиженное место. Но тут же встала и спустилась вниз, туда, где у стойки администрации можно было посмотреть на экране GPS, где сейчас находится теплоход. Деревенька, которую они только что миновали, называлась Горки. «Зачем мне это знать?» - удивлялась сама себе Елена. Она вернулась на свое место на палубе, но теперь созерцание берегов не приносило ей удовольствия. Елена никак не могла забыть отчаянный крик мальчика. Она никогда не отличалась особым воображением, но сейчас помимо воли в её голове возникали разные истории жизни этого мальчика, которого она толком-то и не рассмотрела. Где его мать? Кем приходятся ему старшие дети?
Ночью Елене снился мальчик, но не тот, что кричал у деревни Горки, а младенец. Он не плакал, а улыбался и тянул к Елене руки. Утром она проснулась с головной болью и вспомнила, как бабушка-покойница говорила, что, если снятся маленькие мальчики, то это – к мучениям. Головная боль к обеду усилилась, пришлось идти к врачу. Оказалось, у Елены резко повысилось давление, чего раньше никогда не бывало. Неприятная врачиха заявила, что такое частенько бывает у дам определенного возраста – климакс, мол, не шутка. А когда несколько задетая Елена сообщила, что ей – всего тридцать семь, врачиха лишь на минутку смутилась, но потом стала уверять, что климакс нынче помолодел…
Вернувшись в Москву, Елена нашла в интернете информацию про деревню Горки. Никакого детского дома в деревне не было, значит, мальчик жил у родственников, хоть и без матери. И опять Елена удивлялась – зачем мне это знать? А ночью опять были сны. Во сне она приехала в деревню Горки, нашла мальчика, которому тяжко жилось в семье дальних родственников. Мальчик плакал и просил Елену забрать его в Москву. Что было дальше, Елена так и не узнала – зазвонил будильник, отпуск кончился, начались трудовые будни.
Вечером, вернувшись с работы, Елена опять полезла в интернет. Неизвестно для чего она стала читать сайты, посвященные усыновлению. Счастливые истории здесь были вперемежку с теми, где усыновители рассказывали о трудностях адаптации, о том, какими тяжелыми были эти дети с непонятной (да нет, как раз понятной) генетикой. Елена особенно внимательно прочитала о возвратах, о том, как отчаявшиеся родители, чётко сознавая свой грех, все-таки возвращали ребенка обратно в детдом, потому что не могли больше терпеть воровства, истерик, ненависти… Прежде чем лечь в постель, она выпила двойную дозу снотворного и спала без снов…
Больше Елена не вспоминала эту историю. Жизнь вошла в свою колею. На работе случилось повышение, поэтому зимний отпуск не состоялся, зато в апреле она побывала в круизе по Средиземному морю. А в начале сентября родной белый теплоход снова медленно шёл по узкой живописной речке. Было совсем тепло, на палубе сновал народ, бегали и орали прямо в ухо какие-то невоспитанные дети. Елена, сдерживая раздражение, смотрела вперёд. Вдруг подошли и встали в неприятной близости два здоровых мужика, вечно поглощающих пиво с рыбой за столиком неподалёку. Один рассматривал берег в здоровенный бинокль.
-  Глянь, какая деревенька! Домишки маленькие, у каждого – лодка!
- Да, сейчас голос теплохода вещал, что тут рыбалка классная. А деревня, сказал, Горки называется. Я еще подумал – почему Горки, ни одной горы тут нет…
Елена вскочила со своего кресла, подхватила плед, кресло повалилось на палубу, но она не подняла его, а лишь откинула ногой и быстро, почти бегом, ушла в каюту.
- Что это с ней? – ошарашенно спросил один из мужиков, поднимая опрокинутое кресло.
- Да ну, ненормальная, - ответил другой.
Через несколько мгновений они опять стали смотреть на берег, но деревушка уже скрылась за поворотом реки.


Рецензии
Понравилось своей психологически верно представленной реальной ситуацией в жизни одинокой женщины.

Роберт Багдасарян   30.04.2022 07:29     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик

Татьяна Попова 03   30.04.2022 18:44   Заявить о нарушении