Беломорканал - не просто точка на карте

Курорт – интересное слово, говорят, оно пришло к нам из немецкого языка -  Kurort, где  Kur - лечение и Ort - место. Речь идёт о местностях, обладающих природными лечебными средствами (минеральные воды,  грязи, климат и др.) и необходимыми условиями для их применения. Курорт - это здравница, где лечат тело, используя в том числе и воздействие природы.

Если увидеть в этом немецком слове русские корни, то приоткроется часть совершенно другой истории, совершенно иных отношений между людьми, о чём человечество заставили забыть, а потом правду скрыли, а вымысел возвели в высокую степень. И многое опять повторилось, и люди снова поверили в ложь.

Итак, русский язык был языком международного общения в Великой империи, которая существовала до начала XVII века по нынешнему летоисчислению. Все народы, где бы они ни проживали, какой бы цвет кожи ни имели, на каком бы языке ни говорили, имели равные права для развития. За соблюдением прав и за расширением империи следила профессиональная служба – ОРДА. Пополнялась орда за счёт налоговой десятины, когда с территорий забирали десятую часть всего произведённого, в том числе каждого десятого мальчика для военного поприща. Но раненые воины, а также состарившиеся бойцы нуждались в лечении и уходе. Вот для этого и создавали курорты, где больных окуривали, старым оказывали всякую честь, обеспечивали спокойную старость. Потому первый корень КУР (от курить, окуривать,заботиться), а второй корень образован от названия профессионального воинства – ОРД, последняя согласная стала глухой – ОРТ. Система работала. По всему миру мы находим следы так называемого КОЛОНИАЛЬНОГО стиля, зданий и сооружений с колоннами, а также огромных энергетических установок, сегодня их называют храмами и соборами.

Но случилась НАПАСТЬ. Если это слово записать и слегка поправить латиницей, как произошло с основным лексическим составом русского языка, то получится слово ПАРАЗИТ, яркое, образное, если учитывать происхождение. Но прошлое приказано забыть. И паразитическая власть одержала верх, она   создала на планете глобальную колониальную систему, формально выданную за эпоху великих географических открытий. Выделился класс господ, которые взяли и приватизировали всю планету, объявив её и проживающие на ней народы частной собственностью.  В XVIII веке мало что строили, но пышно проедали полученное от империи. Экскурсоводы Германии, Франции, Италии рассказывают несуразицы о нравах в великолепных дворцах, словно короли не знают назначения многих вещей. Чужим пользовались, а сами ничего не умели. А потом строить разучились. Мастеров не стало. Особенно обезлюдела Россия. Александр Радищев рассказал об этом процессе в «Путешествии из Петербурга в Москву», показательна глава «Валдай».

В интернете близко к слову КУРОРТ появляются названия Акапулько, Алупка, Алушта, Анапа, Бердянск, Геленджик, Гурзуф, Евпатория, Ессентуки, Карловы Вары, Кисловодск, Марианские Лазни, Монте-Карло, Пицунда, Планерское, Пятигорск, Римини, Саки, Симеиз, Солнечный Берег, Сорренто, Сортавала, Сочи, Сплит, Старый Крым, Судак, Феодосия, Ялта и другие. Беломорканала среди них нет, хотя стройку курировали на самом высоком уровне, поскольку там  решалась совершенно другая задача. Об этом и поговорим.

Беломорско-Балтийский канал (сокращённо Беломорканал, ББК)  до 1961 года носил имя Иосифа Виссарионовича   Сталина. Это была гигантская стройка, но к большим достижениям Первых пятилеток не отнесена, в числе  Великих строек не значится.

Революция, которая по проектам Запада, на деньги Запада, при активном участии многих ставленников Запада должна была смести Россию с карты планеты, расчленить, распылить народы, считающиеся русскими, поставленных задач не выполнила. Большевики спасли Россию, поставили на ноги и начали создавать её величие.

Многим было ясно, что без большой войны не обойтись. И.В. Сталин, видимо, хорошо изучил историю Крымской войны (1854 -1856) и чувствовал, что коллективный Запад может запереть наш Флот в Балтике. Нужен канал, который  соединил бы Белое море с Онежским озером, имеющим выход и в Балтийское море,  и к Волго-Балтийскому водному пути. До начала войны ещё было немало лет, когда 16 октября 1931 года официально  началось строительство первого в СССР судоходного канала. Завершилось  строительство 20 июня 1933 года. Возглавлял  стройку Л. И. Коган, а курировали  руководитель органов госбезопасности  Г. Г. Ягода и начальник ГУЛАГа М. Д. Берман.

Это по американским традициям строптивую, вышедшую из повиновения лошадь пристреливали. По большевистским понятиям, такую лошадь надо запрячь и заставить везти седока или поклажу. В этом отличие Беломорканала от других строек Первой пятилетки: впервые  была применена рабочая сила исключительно заключённых. Техники не было, западные страны и западные компании не шли на сотрудничество с красными, не продавали для России даже хлеб при наметившемся во многих  областях голоде, а если продавали, то исключительно за золото. И у заключённых Белбалтлага в условиях полуголодного пайка  были значительно завышены нормы выработки вовсе не потому, что их хотели заморить голодом. Продуктов не хватало, а планы поджимали. Свыше 100 тысяч  заключённых  при практически полном отсутствии технических средств  пробили 227-километровый канал за 600 дней. И это в условиях Приполярья.

В июле 1933 года по каналу проехали И. В. Сталин,  К. Е. Ворошилов  и  С. М. Киров.  Очевидцы уверяли, что Сталин был недоволен увиденным: канал  «мелкий и узкий».  И это понятно, ведь строили не для забавы, готовили возможность для самых вместительных военных судов выходить в океаны, минуя Западную Европу.

Торжественное открытие  состоялось 2 августа 1933 года, а  5 августа об этом сообщила газета «Правда», развернув  широкую газетную кампанию о «перековке» предателей, преступников, любителей лёгкой жизни, откровенных врагов народа в тружеников советского типа.

Общая протяжённость канала  227 километров. 19 шлюзов.
Глубина фарватера — 4 метра, ширина — 36 метров, радиус закругления — 500 метров. На многих участках канала разрешено только одностороннее движение судов. Средняя длительность навигации на канале составляет 165 суток.
Условное направление течения - от Онежского озера к Белому морю. 
На берегах канала расположены населённые пункты: Повенец, Сегежа,  Надвоицы,  Сосновец, Беломорск.

Уже в  первую навигацию 1933 года по каналу перевезено 1143 тысяч тонн грузов и 27 тысяч пассажиров. В 1940 году объём перевозок составил около миллиона тонн.

Путь, по которому проходит канал, был известен издавна,   здесь проходила дорога, по которой паломники ходили к святыням Соловецкого монастыря. В географическом описании России «Книга Большому Чертежу» (1627) Беломорский путь указан с расстояниями между реками и озёрами. Вопрос о  соединении Белого моря и Балтийского моря поднимался много раз. Впервые о ней заговорил царь Петр І   во время Северной войны, но за   детальную разработку взялись только в XIX веке. По заказу правительства было четыре проекта строительства, все отклонены царским правительством из-за их высокой стоимости.

Что ещё отметить?

Строительство вели в основном заключённые ГУЛАГа. Но организаторы пытались придать строительству как можно более военизированную форму, потому  употреблялись также слова «штаб», «рота», «фронт» и т. п Заключённых, работавших на стройке, называли «каналоармейцами», по аналогии с красноармейцами. 
Кроме этого, в составе комбината находился 21 спецпосёлок, в котором проживали около 30 тысяч человек — семьи раскулаченных крестьян. Помимо заключённых и спецпереселенцев на комбинате работали около 4,5 тысячи вольнонаёмных работников и военизированная охрана. Общая численность работающих составляла около 25 населения населения  Автономной Карельской ССР.
До 1936 года все финансовые операции комбината были освобождены от налогов и сборов.

За всё время строительства каналоармейцы выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, соорудили 37 км искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ.

Обычный паёк заключённого-строителя составляли 500 г хлеба и баланда из морских водорослей.
 Норма питания  («пайка») зависела от фактической выработки: чем меньше заключённый вырабатывал, тем меньшей была его пайка, а за ударный труд пайку, наоборот, увеличивали.

Официальные данные свидетельствуют, что во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло:
 в 1931 году 1438 заключённых (2,24 процента от числа работавших),
в 1932 году — 2010 человек (2,03 процента),
в 1933 году — 8870 заключённых (10,56 процента) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки.

После окончания строительства 4 августа 1933 года
освобождены 12 484 заключённых,
сокращены сроки для 59 516 заключённых .

17 августа 1933 года ББК посетила группа из 120 писателей и художников Среди них Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Вс. Иванов, Виктор Шкловский, Ильф и Петров, Бруно Ясенский, Валентин Катаев, Вера Инбер, С. Буданцев, Д. Мирский и другие.  Часть из них (36 человек) приняли затем участие в написании 600-страничной книги, посвящённой созданию Беломорканала.
Памятная книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» была издана в конце 1934 года Гос. издательством «История фабрик и заводов», специально к XVII съезду коммунистической партии. Редакторы книги Максим Горький, Л. Л. Авербах,  С. Г. Фирин.

В Обращении  «К читателю этой книги» читаем:

«Это одна из наиболее блестящих побед коллективно организованной энергии людей над стихиями суровой природы севера. В то же время — это отлично удавшийся опыт массового превращения бывших врагов  пролетариата-диктатора и советской общественности в квалифицированных   сотрудников рабочего класса и даже в энтузиастов  государственно-необходимого труда.
Быстрая победа над враждебной людям природой, совершённая дружным  натиском тысяч разнородных, разноплемённых единиц — изумительна, но ещё более изумительна победа, которую одержали над собой люди, анархизированные недавней, звериной властью самодержавного мещанства».

А завершить растолковку хочу словами писателя Александр Авдеенко:
«Ближе к концу канала
Идем по каналу, вырубленному в граните. Последние тридцать восемь километров великого водного пути. Глубокие выемки чередуются с высокими утрамбованными насыпями.
Тут произошел разговор с одним из инженеров, сопровождавших нас от Медвежьей Горы. С глубоким знанием дела, с азартом рассказывал он нам, как строились плотины, дамбы, шлюзы. Инженер высок, мускулист. Холодный ветер, нежаркое солнце, дождь и ледяная крупа грубо, до шершавой красноты обработали его лицо.
— Я работаю на Беломорстрое с самых первых дней, — говорит он. — Великие трудности были преодолены и каналоармейцами, и чекистами. Чекистам было труднее. Вы только подумайте, в ходе строительства нужно было перевоспитать разнокалиберных преступников. Перековать разнузданных, оголтелых, ожесточенных разгильдяев в армию тружеников! Задача для титанов.
Он внимательно оглядел обступивших его писателей и закончил:
— Люди делают революцию. Революция делает людей.
— А что побудило вас приехать сюда, на север? Давно вы работаете с чекистами?
Инженер молчал. Потом сказал:
 — Произошло недоразумение, товарищи. Я не вольнонаемный. Несколько лет назад я был осужден. Сюда попал в числе тысяч себе подобных. Но я привык не отделять себя от чекистов. Делаем одно дело. Работаем все по-ударному.
Инженер ушел на безлюдную корму. Мы проводили его взглядами».


Рецензии