О книге Мишеля Уэльбека Карта и территория

Весьма неожиданное и глубокое впечатление произвела на меня книга Мишеля Уэльбека «Карта и территория».
Название символично: придание совершенной формы и образа чему-то, обозначенному природой, меняет и облик, и содержание. Территория становится картой.
Понятия вроде бы близкие, но, между ними века цивилизации.
Не даром и завязка сюжета происходит на выставке фотографий географических карт Франции, сделанных художником – главным героем книги.
Вместе с ним читатель переживает возникновение отношений, их развитие, и, в конце концов, предвиденное, и спланированное умирание, вместе с переходом в другую, рафинированную и утонченную культуру, основанную на созерцании.

Размышления об искусстве и литературе, основанные на глубоких познаниях предмета, ненавязчиво, и естественно служат фоном, помогающим раскрыть характеры героев.
По мере продвижения меняется сюжетная линия, и на первый план выходят другие герои, чтобы в итоге вернуться к главному, замкнуть круг.
Художник, переживающий лучшие годы своего вдохновения, творческого расцвета и признания, создает уникальный портрет знаменитого писателя.
И тут необычный ход автора – он залихватски, с сарказмом, не боясь и не стесняясь выводит на сцену самого себя, персонаж под собственной фамилией. Это он, тот самый писатель, который после развода с женой не способен справится с депрессией, и злоупотребляет алкоголем.
А потом абсолютно безжалостно раздирает на кусочки «собственное» тело, и разбрасывает лоскутами по полу в форме рисунка некой картины модерниста, и голову себе отрезает, и собаке любимой за компанию, в деталях описывая жуткую сцену убийства из-за портрета, который и не очень-то нужен был.
Такое умение взглянуть со стороны, чтобы откровенно не пожалеть себя за что-то, не может никого оставить равнодушным.
Постепенно сюжет переходит в детектив, и героем становится полицейский, раскрывающий страшное убийство. Бравый полицейский с женой и собачкой. И представитель власти - член коммунистической партии с противной рожей – дважды преступник. И хирург – красавец-француз, извращенец, каких мало. И русская девушка-красотка, несчастная в личной жизни…
Все они вначале кажутся драматическими, но, по прочтении, выстраиваются в цепочку комических персонажей.
Воздаю должное умению автора очень тонко, не в лобовую пошутить над своими героями, и над собой, разумеется.
И вот он возвращает нас к тому же художнику, словно сделав петлю, очертив над ним невидимый круг, разметив территорию его жизни.

Но самое главное, конечно, это идея бегства успешного, богатого человека из привычного мира суеты и шума в то пространство, где уютно и тихо; от славы и взлета, который проживается бурно, но ничего не дает душе, - в одиночество и безлюдную деревню, где когда-то было очень хорошо, в детстве, в доме родителей или бабушки.
Подальше от людей, чтобы созерцая, и приникая к природе, культивировать в себе очень личное отношение с жизнью, и со смертью.
Не могу согласиться с аннотацией к книге, что это роман о жизни художника в мире, откуда постепенно вытесняется человек.
По-моему, здесь сам человек сознательно уходит из навязанной ему жизни. И, чем более образован и успешен этот человек, способный создавать, творить, тем более пронзителен, уникален его уход.
И в этом тайный смысл постижения судьбы, идеи Создателя.


Рецензии