Главка нового романа 147 - 21. 10. 2011 Омск

Об изводящей дороге длительных неприятностей.
      «Человек гораздо больше, чем видится: он и в мыслях, и в мнениях - и кто доказал, что эти части человека бесчувственны для него?»

      Опять странное совпадение: сильно заболело горло, чего со мною давно не случалось, позвонила Лида и сказала, что неудачно упала с дивана, ноги невероятным образом спутало одеяло, кроме того она сообщила, что мой стационарный компьютер перестал работать. В одновременном стечении неприятных известий я давно вижу негативную мистическую составляющую. Что-то происходит неприятное для меня, чего я не знаю, но как мне кажется, мне пока лучше этого и не знать: пусть все придет своим чередом, а происходило следующее, о чем я узнал только полгода спустя.
      В этот день вступили в официальную силу новые изменения к Уставу города, которые уже не только позволяли, но и обязывали Думу маленького нефтяного города Муравленко лишить меня депутатских полномочий, каковыми я пока обладаю.
      В этот же момент местная телерадиокомпания, которой я когда-то руководил, вдоволь поизгалялась надо мной по поводу вполне понятного моего отсутствия на заседаниях городской Думы. Иронично показывали табличку с фамилией, пустое кресло…
      Я не знаю, каким образом взаимосвязаны отрицательные события, о которых не знаешь, и отрицательные события, которые бросаются в глаза, но они часто совпадают… В общем, во след очевидным неприятностям надо ждать в гости неочевидные.
      Омск потемнел, посерел, листья почти все облетели, оставив голые артерии, вены, капилляры стволов и веток. Зелень еще есть и на деревьях, и на земле, но она уже не радует глаз, как новоявленная, а радует, как не до конца убиенная приближающейся зимой. «Что-то еще живет, - обнадеживает себя мозг, - что-то еще осталось, может еще будут теплые деньки…»
      Скукой пронизано все существование, стоит забыть о главном или разочароваться в нем. Осень транслирует картинки грусти и уныния, умерщвления, а если к тому же в сердце поселились тоска и поражение, то резонанс способен с ума свести.
      Поехал в «Мегу» - огромный омский магазин, почти парк под крышей. Приехал развеяться и приобрести настроение. Однако впервые в жизни испытал отвращение к этому устройству для отсоса денег, внутри которого ходят сыто довольные владельцы этих денег и пытливо посматривают на яркие призывные магазинчики.
      Обволакивающая, вытесняющая мысли легкая музыка, словно погружающая в теплую пенную ванную забвения, заполняет коридоры мегамагазина и сопровождает снующих людей. Вот музыку прервала реклама. О чем? Это пронеслось мимо, вместе со стуком колес продуктовой тележки, которую одержимо прокатила мимо одетая в темное женщина, на которую я и не обратил внимания. Почему женщина?
      В полутенях, которые я разглядел краем глаза, было нечто женское, причем не менее чем сорокалетнее, причем семейное и не один год. Тяжеловесное, шагающее по делам без надобности привлечь внимание мужчин своей женственностью. Люди, люди, люди.
      Быстрая походка девушки студенческого возраста, или мужчины, ищущего свою супругу, забежавшую в один из магазинов, неторопливые походки молодых пар…
      Искусственный мир, подогревающий страсть к деньгам, низводящий человека до кошелька. Если у тебя есть кошелек, ты мне нужен - говорит «Мега» - если нет, что ты тут шляешься?
      Сзади прозвонил сигнальный колокольчик детского паровозика, катающегося по залам, мол - отойди с дороги. И то - верно. Но я и сам еще недавно находил большую радость и удовлетворение в хождении по крупным магазинам в поисках нужной вещицы, а в особенности от того, чтобы вкусно поесть…
      «Город заставляет думать только о добыче денег, - размышлял Алик, сидя за столиком куриного кафе-ресторана «Ростикс». - Иной темы и быть не может, когда вокруг соблазны и предметы для зависти: дорогие и не очень машины, красиво одетые и довольные жизнью люди и, наконец, - квартиры, разбросанные по этажам престижных домов.
      Лев Толстой прав в своей статье «Рабство нашего времени», что главное зло, загоняющее людей в рабство, состоит в привычке к большому потреблению благ.
      Развитие современной цивилизации характерно как раз созданием все новых предметов потребления, которые жизненно не нужны человеку, но, чтобы продать которые современная цивилизация вводит новые нормы и моды, усиливает рекламу, как подсознательное воздействие.
      В то же время модные дорогие предметы: и технические, и продуктовые - подменяются подделками, чтобы создать иллюзию их общедоступности и социального равенства между богатыми и бедными.
      «Тут не спрятаться, не скрыться», - как поется в песне. Реклама вышла на улицы и привлекает любого, имеющего слух и зрение. Эксплуатируются все чувства человека только с одной целью - заставить его купить, а значит заставить и заработать, а значит быть в рабстве. Вот он порочный круг, уводящий от потребностей души и низводящий эту жизнь к потребностям тела. Каждый думает о себе и собирает вокруг себя тех, кто будет думать о нем или для него».
      Весь этот мир сегодня не для меня. Смотрел случайно по телеканалу «Культура» фильм «Приваловские миллионы» и сильно им увлекся. Запомнилась фраза: «С богатым дружбу водить - без порток ходить», - сказанная адвокатом Веревкиным. Вот основа моего нынешнего положения…
      Другая фраза того же Веревкина тоже любопытна: «Даже честные люди, которые хотят, чтобы честность восторжествовала, должны прибегать к нечестности». И это не есть хорошо.
      Я уже начал заглядываться на продукты в супермаркетах самообслуживания с мыслью о том, как их украсть, потому что деньги мои деньги уходят безвозвратно и наступит день, когда их не будет, а зарабатывать в федеральном розыске я так и не научился. Я с воровскими целями всерьез осматривал ношеный финский пуховик, доставшийся мне от жены покойного друга семьи. Этот пуховик был великоват, и в нем можно было вшить незаметный карман, куда вполне вошли бы: и колбаса, и сыр, и возможно бутылка элитного спиртного, к которому я привык.

Фотография мужчин, толкающих тележку, наполненную напитками, сделана на одном из железнодорожных вокзалов России.


Рецензии