Родов День

<> о временах языческих <>

Как на праздник Рода[1] после битвы
Роду и Рожаницам небесным[2]
Воссылали воины молитвы,
Собираясь в храме кругом тесным.
Приносили жертвы полевые:
Молоко и мед, вино и просо.
В честь их песни пели, плясовые
Совершали в обуви и босо.
А когда на стол являлась каша
Из ячменного зерна с сыто'й[3] медовой,
Наполнялась добрым квасом чаша,
Чтобы сил достало к битве новой.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1]  День Рода и Рожаниц – славянское языческое празднество, что при-
ходился на 8 сентября, ознаменовывая и все Дни Рожаниц, кои длились
в течение всей недели. Древние ляхи, предки поляков, именовали этих
богинь словом «Rodzanice». Польский веб-ресурс «Slowianie i slowiano-
wierstwo» приводит  следующую информацию:

«Род, очевидно, связан с понятиями семьи, рода и рождения. Времена-
ми Рода представляли себе как божество, перемещающееся на облаках,
иногда напоминающее собой дерево жизни. [...] Спутницами Рода явля-
лись Рожаницы, существа, стоящие возле колыбели, опекающие судьбу
малого дитяти.» Перевод с польского Валентина Валевского, ссылка на
источник и оригинальный текст:

https://slowianowierstwo.wordpress.com/rod-i-rodzanice/

«[...]Rod w sposob oczywisty laczy sie z pojeciami rodziny, rodu i rodzenia.
Czasem wyobrazano sobie Roda jako bostwo jezdzace na chmurach, przypo-
minajace niekiedy drzewo zycia.[...] Przybocznymi Roda sa Rodzanice – is-
toty stojace obok kolyski, opiekujace sie losem malego dziecka.»

Как видно из вышесказанного, эти боги или божества имели чисто пок-
ровительственные функции. Польский веб-издание «Mitologia Slowian»
(slowianie-bostwa.pl) дает о божестве Род несколько расплывчатую хара-
ктеристику:

«Род – славянское божество с не до конца известной функцией, несмот-
ря на это довольно часто выступающее в источниках. Имя Рода являет-
ся производным от глагола «родить», кое отождествляется с  областью
плодородия, а также со словом «род», что представляет его как опекуна
племенного сообщества.» Перевод с польского Валентина Валевского,
ссылка на источник и оригинальный текст:

https://slowianie-bostwa.pl.tl/N_S.htm

«Rod — bostwo slowianskie o nie do konca znanej funkcji, pomimo to do-
syc czesto wystepujace w zrodlach. Imie Roda wywodzi sie od czasownika
rodzic identyfikujac go ze sfera plodnosci, a takze od slowa rod, co czyni z
niego opiekuna spolecznosci plemiennej.»

Из описания можно сделать вывод, что Род был общим божеством для
всех славян, и, по-видимому, главным из покровительствующих семье.
Веб-ресурс «Славяне — энциклопедия славянских знаний» касательно
Дня Рода и Рожаниц упоминает следующее:

«День Рода и Рожаниц славяне празднуют 8 сентября. В праздник вспо-
минают Рода, Бога-Творца всего сущего и его спутниц Рожаниц. Счита-
ют, что Рожаницы сообщают человеку о его судьбе, помогают беремен-
ным женщинам и младенцам. Иногда Рожаниц называют духами-покро-
вительницами семьи. Однако, почитают их и славянскими Богинями.»
См. источник: https://славяне.сайт/rod-i-rozanitsi/

[2]  в дохристианскую эпоху древние славяне исповедовали язычество
и верили во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и прочих,
общих для предков поляков, чехов, словаков, сербов, словен, хорватов,
русских, украинцев, русинов, белорусов и других славянских народов.

[3]  сыта' (устар.) — вода, подслащенная мёдом. См. толковый словарь:
https://ru.wiktionary.org/wiki/сыта

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещен рисунок художника Бориса Ольшанского
https://images91.fotosik.pl/667/304278cf01d1c1e2.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110053106601


Рецензии