Борщеапокалипсис. Настольная игра. Правила
В середине двадцатого века для выращивания на силос во многие регионы нашей страны с Кавказа завезли борщевик Сосновского. К сожалению, ввести борщевик в культуру поторопились. Все части этого растения содержат фуранокумарины, разрушающие защиту кожи от солнечного света, что приводит к появлению ожогов у людей и животных. Пыльца цветов и эфирные масла, выделяемые листьями, вызывают аллергию. Выращивание борщевика Сосновского на полях прекратили, но его семена уже попали на луга, опушки и обочины дорог. Огромные размеры, необыкновенная скорость роста и размножения и отсутствие в нашей природе подходящих вредителей и болезней позволили борщевику Сосновского вытеснять местные виды трав и образовывать бескрайние ядовитые заросли. Агрессивное вторжение в природу инородного вида называется инвазия. Вскоре учёные заметили опасность, но убедить государство заняться решением этой проблемы не удалось. Борщевик продолжал захватывать всё новые территории.
Когда распространение борщевика приобрело такой размах, что оказались под угрозой здоровье людей и ведение сельского хозяйства, в разных регионах стали появляться программы борьбы. Учёные разработали методы: механические (выкапывание верхней части корня, удаление соцветий в период завязывания семян) и химические (обработка гербицидами). Биологические методы были бы более эффективны, чем механические, и в отличии от химических – экологически безопасны, но их разработка велась не слишком успешно. К сожалению, систематической борьбы с распространением опасного сорняка не было. Пока в одних местах борщевик уничтожали, в других он распространялся всё шире. Постепенно почти все земли в стране оказались заняты борщевиком. Удавалось поддерживать чистыми только улицы населённых пунктов и поля аграрных предприятий. В связи с угрозой экономической жизни страны была объявлена чрезвычайная ситуация. Массово применялись гербициды с помощью агродронов и роботизированных самоходных опрыскивателей.
Борщевик Сосновского отреагировал на жёсткие химические обработки рядом мутаций, стал проявлять ещё большую скорость развития, концентрацию ядовитых веществ и стойкость к гербицидам. Новый борщевик быстро истощал почву и нуждался в дополнительном питании. У него появилась способность перерабатывать пищевые отходы, трупы животных и другую неразложившуюся органику. Мутировавший борщевик Сосновского стал агрессивен по отношению к людям. Было замечено, что в присутствии человека он выделяет в воздух большее количество ядовитых эфирных масел и ускоряет рост. Отмечались случаи развития у его листьев моторики, сходной с моторикой росянок. И хотя официальные СМИ опровергали слухи про антропофагию (поедание людей), в стране началась паника. Власть в свои руки взяли военные. Были созданы защищённые резервации для населения. Проводилась планомерная зачистка территории страны от зелёного захватчика с помощью мобильных бригад.
Война с борщевиком вошла в историю как Великая Зелёная война. Был разработан новый мощнейший киберцид, суперскафандры, выдерживающие воздействие борщевика-мутанта, разработаны суперлопаты, позволяющие легко удалять корни чудовищного растения. Одновременно многие НИИ разрабатывали биологическое оружие. Но из-за финансового кризиса программа была закрыта.
Страшные события Зелёной войны, необыкновенные подвиги военных и трудности жизни в резервациях – материал для множества книг. Здесь достаточно сообщить, что Зелёная война закончилась полным истощением сил людей. Экономика страны была разрушена, сельское хозяйство больше не существовало, промышленность остановилась. Все средства были брошены на борьбу. В результате площадь ядовитых зарослей значительно сократилась, остались только небольшие очаги заражения, разбросанные далеко друг от друга, но очистить страну от зелёного захватчика полностью не удалось.
Наступившая зима принесла некоторое облегчение. Мирное население и военные выжили благодаря поддержке мирового сообщества. Никто не хотел распространения заразы. Границы были закрыты, гуманитарная помощь сбрасывалась с воздуха. Все ожидали, что весной борщевик быстро восстановит численность. Обсуждалась возможность привлечения иностранной военной помощи в обмен на потерю государственной независимости. Пришла весна, борщевики-мутанты проросли, но не зацвели. Они как бы погрузились в спячку. Однако, праздновать победу было рано. Обнаружилось, что спящие заросли активизируются при приближении человека, начинают снова интенсивно расти, цвести и размножаться. Население оставалось заперто в резервациях, восстановить сельское хозяйство и производство было всё ещё невозможно. Положение казалось безвыходным.
Ваша экспедиция
Вы оказались в резервации, где-то в сердце России. Старик-сосед рассказывает вам, что он – учёный Иннокентий Пандорович Шредингер, ещё до войны занимавшийся разработкой биологического метода борьбы с борщевиком Сосновского. Когда проект закрыли, профессор продолжал заниматься исследованиями у себя на даче в подземном бункере, в деревне Большие Ужи. Учёный утверждает, что получил штамм бактерии, которая полностью уничтожает борщевик Сосновского, при этом не причиняет вреда другим растениям и животным. Вам предстоит отправиться в опасную экспедицию в деревню Большие Ужи. Соберите единомышленников. Для победы над зелёным захватчиком нужна слаженная командная работа. Узнайте больше о борщевике Сосновского, его биологических особенностях и методах борьбы с ним.
Борщевик быстро покрывает непроходимыми ядовитыми зарослями все пригодные для произрастания участки земли, безжалостно вытесняет местные виды растений. В окрестностях деревни Большие Ужи, когда-то очень живописных, встречается редкая северная орхидея Венерин башмачок. Не дайте борщевику уничтожить это прекрасное растение! На лугах, в деревне и в лесу раньше было очень много земляники. Теперь вам повезёт, если вы найдёте хотя бы одну ягоду. Это придаст вам бодрости и сил для борьбы.
Даже обычный борщевик Сосновского опасен для человека, вам предстоит столкнуться с мутировавшим растением. Наденьте плотную одежду с длинными рукавами и капюшоном, защитную маску, перчатки, резиновые сапоги. Гражданскому населению не выдают киберцид, суперлопаты и скафандры. Не отчаивайтесь! Вокруг деревни велись ожесточённые бои. Вы сможете подобрать снаряжение, потерянное военными при отступлении. Постарайтесь поскорее добыть скафандры. В них можно перемещаться по зарослям цветущих борщевиков и пользоваться киберцидом. Правда, в жару работать в скафандре очень тяжело. Ищите суперлопаты, чтобы выкапывать отдельные борщевики, и киберцид, которым можно уничтожать сплошные заросли.
Молодые борщевики менее опасны, чем цветущие, вы можете пройти через них или выкопать их лопатой даже если вы ещё не нашли скафандр. В дождь вы можете ходить без скафандра через цветущие заросли, так как ожоги от борщевика человек получает только при воздействии солнечного света. Работа с киберцидом без скафандра вредит здоровью. В дождь киберцид бесполезен, так как смывается с растений. Также он бесполезен в жару, так как слишком быстро испаряется. Запрещено применять киберцид на берегах реки, так как он вредит водным обитателям, и в местах произрастания редких растений, занесённых в Красную книгу.
В окрестностях деревни живут одичавшие собаки, они могут вас покусать. Но главная опасность – борщевики-мутанты. При приближении человека они начнут цвети и прорастать со всех сторон. Особенно быстро распространяются ядовитые заросли вдоль дороги и по берегам реки, если те проходят через очаг заражения. Только в густом, тёмном еловом лесу борщевик расти не может. Искать полезные вещи стоит и там, так как при эвакуации именно лес был местом временного отдыха отступающих. Попасть в лес можно только по мосту, так как течение в реке Ужовице очень сильное.
Ваша цель – найти и открыть банку из-под варенья, в которой профессор Иннокентий Пандорович Шредингер разводил свою супербактерию. Банка хранится на даче у профессора в подземном бункере. К сожалению, профессор потерял при эвакуации ключ от бункера, его вам предстоит найти. Банка закрыта особой крышкой, изобретением которой профессор очень гордится. Открыть её можно только с помощью супероткрывашки. Она тоже потерялась. В деревне есть медпункт. Вы можете попытаться найти там лекарства.
Хочу предупредить вас. Хотя профессор уверяет, что после вскрытия банки с бактерией все борщевики-мутанты погибнут, природа очистится от заражения, люди смогут выйти из резерваций и станут жить нормальной жизнью, как в довоенные времена – это не точно! Возможно, содержимое банки испортилось или с самого начала имело не совсем те свойства, которые предполагает профессор. Поэтому постарайтесь одеться в скафандры перед вскрытием банки. Если что-то пойдёт не так, вы сможете добраться до сельсовета и вызвать из резервации спасателей по телефону. Если тот всё ещё работает.
Итак, вас ждут опасности, результат вашей экспедиции не гарантирован, но попробовать стоит! Ведь это, может быть, последняя надежда для ваших близких и для всех ваших соотечественников покинуть тесные резервации и вернуться к нормальной жизни!
Компоненты игры
~Карта окрестностей деревни Большие Ужи.
~Прямоугольные карточки событий – 53 шт.:
33 – «вырос борщевик»,
2 – «заросла деревня»,
1 – «заросла дорога»,
1 – «заросла река»,
6 – «дождь»,
3 – «жара»,
1 – «радуга»,
3 – «открой ещё две карты»,
2 – «открой ещё три карты»,
1 – «перемешать события».
~Треугольные карточки-борщевики – 55 шт.
~Круглые карточки-находки – 48 шт., среди них:
1 ключ,
1 супероткрывашка Шредингера,
3 собаки,
3 земляники,
8 суперлопат,
8 скафандров,
6 опрыскивателей с киберцидом,
18 пустые.
~Фишки игроков – 7 шт.
~фишки здоровья – 30 шт.
~Правила
~Предисловие
Цель игры, продолжительность, количество игроков
Очистить родную землю от зарослей мутировавшего борщевика Сосновского, выпустив из банки бактерию Шредингера. Для этого вам потребуется всем вместе добраться до дома профессора, предварительно найдя ключ и супероткрывашку, уничтожая по дороге борщевики-мутанты с помощью суперлопат и киберцида, которые тоже придётся сперва найти.
Играть одновременно может от 3 до 7 человек, продолжительность от 20 мин до 1 ч 30 мин. Чем больше игроков, тем дольше и интереснее игра. Игра командная, участники не являются противниками, а сообща борются с борщевиками-мутантами.
;
Карта
Карта разбита на 36 клеток. Клетки обозначены по вертикали цифрами сверху вниз, по горизонтали буквами слева на право. Буква и цифра обозначают координаты каждой клетки, как на шахматной доске. Изучите карту до начала игры, запомните расположение особых клеток, в процессе игры карта покроется зарослями борщевиков-мутантов.
Особые клетки
На северо-западе расположена деревня – А1–А3, Б1–Б3, В1–В3. Подземный бункер профессора Иннокентия Пандоровича Шредингера находится на клетке В1, здесь игрокам предстоит вскрыть банку с бактерией, медпункт – на клетке Б3, здесь могли остаться полезные лекарства, сельсовет – на А2, может быть, здесь работает телефон. К югу от деревни раскинулись бывшие пастбища и покосы. Через деревню проходит дорога – А1, Б1, Б2, В2, В3, В3, В4, В5, Б5, Б6. С северо-запада на юго-восток протекает река Ужовица – В1, Г1, Г2, Г3, Г4, Д4, Д5, Е5. Обратите внимание на мост – Д5. Через реку можно перейти только по мосту. В деревне, вдоль дороги и на берегах реки борщевики будут появляться чаще. Нахожясь здесь без скафандров, вы рискуете здоровьем (см. «потеря фишек здоровья»). За рекой на северо-востоке расположен еловый лес, слишком тёмный для произрастания борщевиков. В окрестности деревни можно попасть только с юга – по дороге или по тропе. Эти два входа обозначены стрелками. Орхидея Венерин башмачок растёт на клетках А6, Г1, Д4, Е6. Освобождение этих клеток от борщевика принесёт вам удачу (см. «получение фишек здоровья»).
Подготовка к игре
Перед началом игры необходимо разложить на все клетки игрового поля круглые карточки-находки. Количество значимых находок разное в зависимости от количества игроков: скафандров и суперлопат должно быть на одну карточку больше, чем игроков, киберцидов – на 2 меньше. Количество собак и земляник всегда одинаковое – по 3шт, обязательно нужны ключ и супероткрывашка. Дополните количество находок пустыми карточками до 36. Например, если в вашей команде будет 7 человек, то скафандров и суперлопат должно быть использовано по 8, киберцидов – 5, 3 собаки, 3 земляники, ключ, супероткрывашка и 6 пустых карточек. После формирования набора карточек-находок перемешайте и разложите их по одной на каждую клетку в произвольном порядке рубашкой вверх, чтобы никто из игроков не знал, где какая находка оказалась.
Разложите треугольные карточки-борщевики на девять клеток деревни – А1 – А3, Б1 – Б3, В1 – В3. Треугольники с одной стороны изображают цветущее растение. До начала вашей операции борщевики не активны. Положите карточки цветами вниз.
Прямоугольные карточки событий перемешайте, положите рубашкой вверх. Подготовьте игральный кубик. Раздайте каждому участнику игры по три фишки здоровья. Оставшиеся фишки здоровья положите рядом с игровым полем. Поставьте фишки игроков перед входами на карту, обозначенными стрелками.
Ход игры
Порядок хода: Событие – действия – находка.
События
Игрок переворачивает прямоугольную карточку из колоды событий и кладёт её лицевой стороной вверх рядом с колодой. Событие действуют только в ход игрока, открывшего его. Следующий игрок открывает новое событие и кладёт сверху на предыдущее.
Вырос борщевик. Если на карточке буква и цифра, например Е4, это означает, что на соответствующей клетке карты вырос новый борщевик. Положите на эту клетку треугольную карточку-борщевик цветами вниз. Если борщевик там уже рос, то он зацвёл – класть новый борщевик не надо, переверните имеющийся цветами вверх. Если там уже цветёт борщевик, то к нему добавляется новый, не цветущий. Положите ещё один цветами вниз – со смещением, чтобы было видно нижний (цветение продолжается). И так далее.
Заросла деревня. Разложите борщевики или переверните их цветами вверх на клетках деревни – А1–А3, Б1–Б3, В1–В3.
Заросла река. Разложите борщевики или переверните цветами вверх на клетках реки – В1, Г1, Г2, Г3, Г4, Д4, Д5, Е5.
Заросла дорога. Разложите борщевики или переверните цветами вверх на клетках дороги – А1, Б1, Б2, В2, В3, В3, В4, В5, Б5, Б6.
Игрок без скафандра, если под ним вырос или зацвёл борщевик, получает ожоги и теряет одну фишку здоровья (см. «потеря фишек здоровья»).
Жара. В жару бесполезно обрабатывать борщевики киберцидом, так как он слишком быстро испаряется.
Все участники экспедиции, одетые в скафандры, страдают от жары и теряют одну фишку здоровья (см. «потеря фишек здоровья»).
Игрок, ход которого начался с этого события, может снять скафандр после броска кубика (см. «действия»).
Дождь. В дождь борщевики-мутанты менее опасны для людей, игрок может пройти через цветущие заросли и выкопать цветущие растения даже без скафандра.
В дождь киберцид смывается с листьев, игрок, перевернувший эту карточку, не может в свой ход им воспользоваться.
Радуга. Ничего не происходит. Просто в небе сияет радуга.
Перемешай события. Все карты событий возвращаются в колоду и перемешиваются.
Открой ещё две карты. Игрок открывает ещё две карты из колоды событий.
Открой три карты. Игрок открывает ещё три карты.
Если после «открой две карты» выпадает карточка «открой три карты» или наоборот – карт открывается столько, сколько указано на последней. Если после карточек «открой две карты» или «открой три карты» игрок откроет и карту «дождь» и карту «жара», игроки в скафандрах не теряют фишки здоровья, но ходить через цветущие борщевики в такую погоду без скафандра нельзя. Если в аналогичном случае выпадает «дождь» и карта с указанием места прорастания борщевика, игрок, под которым вырос или зацвёл борщевик, не лишается фишки здоровья.;
Действия
После открытия карты событий игрок бросает кубик, чтобы определить количество действий, которые сможет совершить.
Действием считается:
1) перемещение на одну клетку игрового поля;
2) удаление одного борщевика супер-лопатой;
3) уничтожение киберцидом всех борщевиков на одной соседней клетке;
4) передача одной находки другому игроку или получение у него одной находки;
5) передача другому игроку или получение от него одной фишки здоровья;
6) оставление одной, ранее взятой, находки лицевой стороной вверх на клетке, где стоит игрок, в том числе – снятие скафандра, или поднятие оставленной другим игроком находки;
7) бросок кубика на нахождение лекарств в медпункте;
8) бросок кубика на результат открытия банки Шредингера;
9) бросок кубика на успех вызова спасателей;
10) поднятие новой находки на клетке, где стоит игрок.
Ходить можно вправо, влево, вверх или вниз, не по диагонали. Выкапывать борщевик можно только на клетке, где стоит игрок. Киберцидом можно уничтожить за один раз все борщевики на одной клетке рядом с той, на которой стоит игрок – справа, слева, вверху, внизу, не по диагонали. После этого киберцид считается израсходованным. Поднимать находки – новые или оставленные другими игроками – можно, только если над ними нет борщевика. Если борщевик уже растёт на клетке, где есть находка, придётся его сперва уничтожить. Попасть в медпункт, бункер или сельсовет тоже можно только очистив соответствующие клетки от борщевика. Передавать друг другу находки и фишки здоровья можно только стоя на одной клетке.
Поднятые находки, полученные фишки здоровья и уничтоженные борщевики, игрок забирает себе.
Игрок, снявший скафандр, сможет снова надеть его, но только в свой следующий ход. Если в конце своего хода игрок найдёт ещё один скафандр или у него был на руках запасной, то новый скафандр считается надетым после завершения игроком хода. Поднять скафандр может и другой игрок, с согласия товарища.
Переходить реку можно только по мосту. Если клетку карты разделяет река, взять находку можно, находясь на любом из берегов, не переходя реку. То же относится и к выкапыванию борщевиков. Если игроки стоят на одной клетке, но их разделяет река, они могут передавать друг другу находки и фишки здоровья. Если река протекает по границе квадрата, то со стороны квадрата без берега стоять нельзя, подобрать находку, выкопать борщевик или обменяться находками и фишками здоровья с этой стороны не получится.
Независимо от количества оставшихся у игрока возможных действий, ход заканчивается после взятия круглой карточки-находки.
;
Находки
Земляничка улучшает здоровье. Её можно сразу обменять на фишку здоровья или оставить про запас.
Лопата уничтожает один борщевик (цветущий или не цветущий) за одно действие на той клетке, где стоит игрок. Это многоразовый инструмент.
Киберцид уничтожает все борщевики на одной из соседних клеток (не по диагонали) за одно действие, но только один раз, после использования отправляется в сброс.
Скафандр позволяет без вреда для здоровья ходить через цветущие заросли, выкапывать цветущие борщевики, применять киберцид и присутствовать при вскрытии банки Шредингера. Поднятый скафандр считается надетым.
Одичавшая собака отнимает одну фишку здоровья, отправляется в сброс.
Некоторые карточки находок пустые, они сразу отправляются в сброс.
Ключ и супер-открывашка являются самыми ценными находками.
Фишки здоровья
Потеря фишек здоровья:
1) Игрок без скафандра, под которым вырос или зацвёл борщевик, теряет одну фишку здоровья.
2) Каждый шаг без скафандра через зацветшие борщевики отнимает одну фишку здоровья. Исключение делается для игрока, перевернувшего в начале своего хода карту «дождь».
3) Все игроки в скафандрах теряют по одной фишке здоровья при открытии карты событий «жара». Игрок, открывший эту карту может снять скафандр после броска кубика. Однако, если игрок снял скафандр на клетке с цветущими борщевиками, то он всё равно теряет одну фишку здоровья из-за полученных ожогов.
4) Одну фишку здоровья игрок теряет при использовании киберцида без скафандра.
5) При вскрытии без скафандра банки с бактерией Шредингера игрок теряет три фишки здоровья.
6) Одну фишку здоровья игрок теряет при встрече с одичавшей собакой.
7) Обрабатывать борщевики киберцидом на берегах реки и в местах произрастания орхидеи запрещено. Забывший это игрок в наказание теряет три фишки здоровья.
Получение фишек здоровья:
1) Оказавшись в квадрате с медпунктом, игрок может израсходовать одно действие на бросок кубика. 4, 5 или 6 – удалось найти какие-то полезные лекарства. Игрок получает фишку здоровья. 1, 2 или 3 – к сожалению, все лекарства испортились. Искать лекарства можно только, если клетка свободна от борщевиков. Каждый игрок может искать в медпункте лекарства только один раз за игру.
2) Игрок получает одну фишку здоровья за каждые пять уничтоженных борщевиков. Карточки-борщевики возвращаются в колоду.
3) Освободив место произрастания орхидеи Венерин башмачок, игрок получает одну фишку здоровья, независимо от количества росших там борщевиков. Борщевики возвращаются в колоду.
4) Найденная земляничка приносит одну фишку здоровья. Земляничка отправляется в сброс.
Гибель участника экспедиции.
Игрок, оставшийся без фишек здоровья, считается потерявшим сознание. Его фишка кладётся на бок на той клетке, где это произошло. Товарищи могут спасти его, если поделятся с ним фишкой здоровья в течении одного кона, начиная с трагического события. Если игрока никто не сможет спасти или если произойдёт ещё одно событие, лишающее игрока фишки здоровья, он выбывает из игры. Фишка игрока убирается с карты, его находки остаются лежать лицевой стороной вверх на клетке игрового поля, где он погиб. Другие игроки смогут подобрать находки товарища, если окажутся на этой клетке. Если погибли все участники экспедиции, игра проиграна.
Конец игры
Когда найдены ключ и супер-открывашка, оставшиеся в строю игроки должны собраться вместе в подземном бункере. На соответствующей клетке должны быть уничтожены борщевики. Всем участникам экспедиции следует надеть скафандры. Если у игрока достаточный запас фишек здоровья, он может открыть банку без скафандра, потратив три фишки здоровья. Бросок кубика совершает игрок, чей ход следует за объединением команды в бункере.
Результат действия бактерии определяется броском кубика:
5 или 6 – победа! Все борщевики в окрестностях деревни Большие Ужи погибли! Бактерия Шредингера размножается с невероятной быстротой и распространяеться во всех направлениях, теперь возвращение к нормальной жизни для страны – дело ближайшего будущего.
4, 3 или 2 – средний результат. Борщевик-мутант не уничтожен бактерией Шредингера, но его рост и размножение подавлены. Он перестал быть монстром, стал всего лишь ядовитым растением, вытесняющим местную флору, как в довоенные времена. С ним можно бороться обычными методами. Для наведения порядка в стране необходимо приложить ещё много усилий. Вам предстоит убедить соотечественников, что настало время взяться за работу. Судя по проявленному в экспедиции героизму, вам это вполне по плечу.
1 – проигрыш. Бактерия Шредингера не только не уничтожила мутировавший борщевик, а наоборот, усилила. Каждый ход теперь начинается с открытия трёх карт из колоды событий. Вам нужно прорваться в сельсовет, очистить соответствующую клетку от борщевиков, позвонить по телефону, если он работает, и вызвать спасателей из резервации.
Работает ли телефон снова решает кубик:
4,5,6 – телефон работает! Ждите спасателей!
1,2,3 – телефон не работает. Вы погибли.
Техническое поражение. Если в процессе игры все клетки игрового поля, кроме леса, окажутся заросшими борщевиком до открытия банки Шредингера, игра считается проигранной. Не допускайте наступления экологической катастрофы!
Совет разработчиков
Внимательно прочитайте историю. Рассмотрите карту. Учитывайте биологические особенности борщевика Сосновского. Активнее боритесь с борщевиком. Соблюдайте технику безопасности. Действуйте сообща. Договаривайтесь о тактике и стратегии, помогайте друг другу добраться до цели, обменивайтесь находками, делитесь фишками здоровья. Победим борщевик вместе!
Свидетельство о публикации №219112700603