Велесов День

<> о временах языческих <>

Как придут последние морозы,
То начнутся праздники коров,
Чтоб отелом их телячьи грезы
Под весну свершились до цветов.
Так под вечер, ближе даже к ночи,
Появляется на небе Волопас.
Мужики выводят что есть мочи
Всю скотину в этот поздний час.
Впереди — зажиточный рачитель,
Повидавший всё глава семьи.
Обступает всю свою обитель,
Дабы зреть наследия свои.
Завершает шествие хозяин
И обходит трижды весь свой скот,
Окропляя телок у окраин
Чтобы те давали им приплод.
И окончив с миром это действо,
Возвращаются в итоге все в свой дом,
Воспевая Велеса* семейство —
Всё воловье племя в доме том**.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

*     Велес (также Волос) — это подземный бог чар, ремесел, торговли
и искусства, прежде всего, богатства. Велеса древние славяне считали
еще покровителем скота, домашнего очага и семейного благополучия.
Этнограф Камиль Голдовский в польском веб-ресурсе «Slawoslaw.pl»
следующим образом трактует славянского бога Велеса:

«К Велесу относились как к одному из главных славянских божеств и
сопернику самого Перуна. Обычно Волосу приписывают многочислен-
ные функции. С одной стороны, он видится суровым господом подзем-
ного царства, восседающего на троне у самых корней Вселенского (Ко-
смического) Древа, обладающего силой превращения в Змия при помо-
щи магии и бдящего за путешествующими по Нави душами мертвых, а
с другой стороны он считается хранителем рогатого скота, коней и все-
го хозяйского достатка. Иногда его связывают с клятвами, поэзией, ре-
меслами, а также и с предвидением грядущего.» Перевод с польского
Валентина Валевского, веб-ссылка на источник и оригинальный текст:

https://www.slawoslaw.pl/weles/ 

«Do Welesa zwyklo sie dzis podchodzic jak do jednego z naczelnych bostw
slowianskich, adwersarza samego Peruna. Powszechnie Wolosowi przypisu-
je sie liczne funkcje. Z jednej strony traktuje sie go jako surowego pana za-
swiatow zasiadajacego na tronie w korzeniach Drzewa Kosmicznego, maja-
cego moc przemiany w Zmija, poslugujacego sie magia i sprawujacego pie-
cze nad podrozujacymi przez Nawie duszami zmarlych, z drugiej strony u-
waza sie go za opiekuna rogatego bydla, koni i szeroko rozumianego gospo-
darskiego dobrobytu. Czasem tez laczy sie go z przysiegami, poezja, rzemio-
slem, a takze – widzeniem przyszlosci.»

**   в дохристианскую эпоху древние славяне исповедовали язычество
и верили во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и прочих,
общих для предков поляков, чехов, словаков, сербов, словен, хорватов,
русских, украинцев, русинов, белорусов и других славянских народов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
представлен рисунок из доступного веб-источника:
https://images90.fotosik.pl/667/b12b8bdfeb2be332.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110053103113


Рецензии