Враги на поле

20 октября 1957 года на стадионе «Шленски» в Хожуве в присутствии 100 тысяч зрителей сборная Польши проводила отборочный матч VI чемпионата мира со сборной СССР. Состав последней, которая год назад победила на Олимпиаде в Мельбурне, был поистине звездным – Яшин, Нетто, Валентин Иванов, Стрельцов, Симонян…
Сборная Польши победила 2-1 и оба мяча забил нападающий Герард Цезлик (на тот момент – лучший футболист сборной после легендарного Эрнста Виллимовского). Цезлик всю свою карьеру игра за хожувский «Рух», за который провел 237 матчей и забил 167 годов в чемпионатах страны. Всего за сборную Польши Цезлик сыграл 45 игр и забил 27 голов, во многих матчах был ее капитаном!
Думаю, мало кто из советских болельщиков задумывался над тем, что всего двенадцать лет назад этот форвард сражался против СССР не на футбольном поле, а в рядах вермахта…

****

Невероятно, воскликнут многие! Поляки – и такие враги?
Да, поскольку по своему происхождению Цезлик был силезцем, сыном сталелитейщика, который с началом Второй мировой войны вместе с другими сотрудниками был эвакуирован на восток, куда должна быть перемещена польская промышленность. Отец погиб по дороге в Сандомир, во время бомбардировки под Олькушем.
Силезцы вступали в немецкую армию по разным причинам. Некоторые из них чувствовали себя немцами и даже искренне верили в идеи Адольфа Гитлера и даже сочувствовали ему. Другие считали службу в армии государства, гражданами которого они являются, в порядке вещей. Третьи, надевая форму цвета фельдграу, думали, что защищают свои семьи. Были и такие, чей польский патриотизм был настолько силен, что при первой возможности они дезертировали, чтобы позже присоединиться к польской армии. Большую группу составили те верхнесилезцы, которые оказались в вермахте, потому что они получили от властей «предложение не отказываться», и не было никаких причин отклонять его.
28 декабря 1944 года Цезлик был призван в вермахт. С традиционной немецкой точностью Герард в этот день явился на железнодорожный вокзал, чтобы отправиться в часть, но там его никто не ждал. Катовицкое окружное командование, занимавшееся организацией призыва, было уже распущено. Простояв несколько часов на станции, в конечном счете, будущий форвард сборной Польши вернулся домой. Но вскоре за ним явилась военная полиция и Цезлик был отправлен в учебную часть, дислоцированную в Котбусе, а затем и в город Швенд (Одер).
Ему немного повезло. В отличие от большинства верхнесилезцев, в начале 1945 года Цезлик попал не на Восточный фронт, а в Данию. Здесь Цезлик жил в церкви, а его подразделению поручалась охрана одного из мостов. Там он частенько обдумывал планы побега, но дезертировать ему так и не удалось. Возможно, это в какой-то степени спасло ему жизнь, так как неудача могла закончиться трагически. В последние месяцы войны часть Цезлика сражалась на сокращающемся фронте с американцами и русскими. Подразделение Цезлика находилось в районах, уже занятых Красной Армией. Осознавая грозившую опасность, ему удалось переплыть Эльбу на плоту и сдаться в плен американцам, но ненадолго. Западные союзники обычно сдавали заключенных из тех подразделений, которые сражались с русскими частями, в их руки. Так произошло и с Цезликом, которого отправили в лагерь в Бранденбург-на-Гавеле. Ему грозила депортация, но на свое счастье Цезлик встретил в лагере Теодора Вечорека, польского футболиста, который также впоследствии будет играть за сборную Польши. Благодаря вмешательству Вечорека, лагерная администрация не стала отсылать Цезлика в трудовые лагеря вглубь России. Осенью 1945 года он был освобожден из лагеря.

****

Практически сразу по возвращении из лагеря, Цезлика «подписал» хожувский «Рух». В мае 1945 года Герард дебютировал за футбольную команду Верхней Силезии в победном для нее матче с командой Гданьска (4:1). Уже в сезоне 1945/46 годов Цезлик был признан лучшим силезским игроком, а журналист Ежи Змарзлик поставил его на первое место среди всех нападающих сборной Польши.
Так началась карьера одного из самых значительных польских футболистов. Карьера, которая при определенных обстоятельствах могла и не сложиться…
Ну и что тут такого особенного, скажут скептики? Во-первых, против СССР во Второй мировой войне воевало пол-Европы, а во-вторых, на футбольное поле выходили же не Гитлер с Гиммлером, а вполне себе бывшие рядовые солдаты.
Да, все это верно. История Цезлика не единственная в своем роде. Кто не знает примера знаменитого Фрица Вальтера, капитана легендарной сборной ФРГ образца 1954 года, ставшей чемпионом мира, творца «бернского чуда»? А ведь он также воевал в составе вермахта…
В общем, у меня не было намерения чем-то удивить искушенного российского обывателя. Это был простой рассказ о причудах судьбы, и о том, как спорт, несмотря на различия, делает людей все же соперниками, а не врагами…


Рецензии