Весна

<> о временах языческих* <>

Зиму на вилы вздел Ярила**
И потеплела неба даль.
Сошла снегов слепая сила
И льдов невидимая сталь.
И потекла весна ручьями,
Сгоняя холод от людей,
И солнца луч в оконной раме
Забрезжил светом новых дней.
Леса ожили, благолепо
Шумят листвой меж заряниц.
Заголосило хором небо
Толпой беснующихся птиц.
Им вторя резвым перекликом,
Зверье повылезло из нор.
Преобразилась всюду ликом
Земля лесов, полей и гор.
Теперь она за мир воюет,
Стремясь природу оживить.
Идет весна и торжествует,
Не упуская жизни прыть.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

*    в дохристианскую эпоху древние славяне исповедовали язычество
и верили во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и прочих,
общих для предков поляков, чехов, словаков, сербов, словен, хорватов,
русских, украинцев, русинов, белорусов и других славянских народов.

**  Один из польских веб-ресурсов о боге Яриле поясняет следующее:

«Ярило — славянский бог Весны, Плодородия и Молодости. Является
сыном Перуна, украденным, будучи новорожденным, (богом) Велесом,
и взращенным (воспитанным) в Загробном мире. Приносит он с собой
Весну на Землю, при своем возвращении из Загробного мира» Ресурс
«Lamus dworski»

https://lamus-dworski.tumblr.com/post/171566004122/jar

«Jarylo – Slowianski Bog Wiosny, Plodnosci i Mlodosci. Jest synem Pieru-
na, ukradziony jako noworodek przez Welesa, i wychowany w Zaswiatach,
ktore widziane byly jako kraina wiecznej Wiosny. Przynosi on ze soba Wio-
sne na Ziemie, przy swoim powrocie z Zaswiatow» Str. «Lamus dworski»

Данное пояснение интересно прежде всего тем, что оно приоткрывает
нам завесу тайны ранней жизни этого божества, сравнимого по своим
признакам и с древнегреческим Гераклом. Однако же, не только с ним.
Подобно древнегреческому Адонису славянский Ярила считался богом
весны, юности и красоты, о чем можно узнать в ресурсе «Боги славян»:

«Ярило – славянский бог яркой, неистовой страсти, яростной, неудержи-
мой силы, молодой бог весны, возрождения и расцвета для всех жизнен-
ных сил человека ли, животных или растений. Солнечный Ярило у сла-
вян считался также богом плотских утех и богом юности.» См. статью:
http://bogislavyan.ru/yarilo-bog-yarkogo-solntsa/

Этнограф Камиль Голдовский в польском издании «Slawoslaw.pl» о боге
Яриле упоминает следующие детали:

«Медленно и неумолимо приближается время прощания с зимой и встре-
чи с весной. У славян оный переход на протяжении веков связан с двумя
божествами: Мареной и Ярилой. Что любопытно, обоим сим персонажам
в славянской мифологии приписываются любовные отношения, что связа-
но с древним мифом плодородия. Марена, равно как и Ярила, относятся к
божествам неоднозначного порядка, ассоциируемым, по-видимому, с про-
тиворечащими по отношению друг к другу символами. Однако, ныне нас-
тупила пора для того, чтобы присмотреться поближе к Яриле, коего славя-
не имели в обыкновении называть Яровитом или Яруном.» «Slawoslaw.pl»
Перевод с польского языка Валентина Валевского, ссылка на источник и
оригинальный текст:

https://www.slawoslaw.pl/jarylo-jarowit-pan-sily-i-mlodosci/

«Powoli i nieublaganie zbliza sie czas zegnania zimy i witania wytesknionej
wiosny. U Slowian przejscie to od wiekow wiazano z dwoma bostwami: Ma-
rzana i Jaryla. Co ciekawe, obu tym postaciom w mitologii slowianskiej przy-
pisuje sie romans, ktory wiaze sie z pradawnym mitem plodnosci. Zarowno
Marzana, jak i Jarylo to bostwa mocno niejednoznaczne, kojarzone z pozornie
sobie sprzecznymi symbolami. Dzis przyszla pora, by przyjrzec sie blizej Jary-
le, ktorego Slowianie zwykli nazywac takze Jarowitem badz Jarunem.»

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещен рисунок художника Бориса Ольшанского
https://images89.fotosik.pl/668/47f777746b9b2e76.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110052800666


Рецензии