Заведение искусственных минеральных вод

Христиан Лодер

Знаменитый анатом, доктор хирургии, член многих научных обществ, автор ряда научных статей, лектор  и прекрасный  организатор обществ,  Фердинанд Юстус Христиан Лодер работал и в Германии, и в России.   В начале XIX века открыл в Москве «Заведение искусственных минеральных вод», пользовавшееся немалым успехом.

Доктор хирургии, лектор и прекрасный  организатор Фердинанд Юстус Христиан (Христиан Иванович) Лодер родился в 1753 году в Риге. Его отец - пастор, по имени Иоанн, выходец из Франконии, но жил в Лифляндии, где и был советником Лифляндской консистории.

 Сначала  Христиан Лодер окончил Императорский лицей в Риге.   Затем продолжил образование   в Геттингенском университете на медицинский факультете.
В 1777 году получил звание доктора медицины и хирургии. Два года путешествовал по Голландии, Франции и Англии, посещал лекции ученых-медиков  и и под их руководством выполнял хирургические операции. Защитил диссертацию и с 1779 году обосновался в Германии, в городе Йена, знаменитом своим университетом. Стал членом академического сената и медицинского факультета, защитив в том же году диссертацию на степень доктора философии.

В Йене Лодер преподавал анатомию, физиологию, хирургию, повивальное искусство, медицинскую антропологию, судебную медицину и естественную историю. Лодер был прекрасным организатором. Под его руководством в Йене был выстроен анатомический театр, родильный госпиталь, при котором помощником был Шторк, и музей естественной истории, при котором помощником был Ленц.

Лодер стал в Йенском университете ординарным профессором анатомии, хирургии и акушерства; затем он не раз был проректором университета. В бытность в Йене Лодер исправлял должность городского физика, упражнял своих слушателей в диспутах на латинском языке и преподавал повивальным бабкам правила акушерского искусства. В это же время Лодер издал превосходные анатомические таблицы. В 1781 г. он стал лейб-медиком герцога Саксен-Веймарского и главным наблюдателем музея. Тогда же Лодер устроил в Йене перевязочную станцию. Вскоре он сделался первым придворным доктором принца Саксен-Веймарского.

В 1803 году, оставив Йену, Лодер сделался тайным советником прусской службы и профессором анатомии в Галле. Кроме анатомии, он здесь преподавал все те же предметы, что и в Йене, исключая медицинскую антропологию. Он улучшил в Галле анатомический театр и устроил медико-хирургическую больницу.

А спустя три года туда входят французские войска. Король Вестфальский Жером Бонапарт   предложил Лодеру  остаться, но тот отказывается и переезжает в Кенигсберг.

А в 1810 году он вновь в России, на этот раз в Санкт-Петербурге.
Лодер начинает с обычной частной практики. Но не проходит и года, и доктор представлен императору Александру Первому. После этого он получает чин действительного статского советника и звание царского лейб-медика.

Общественный деятель

Христиан Иванович Лодер был человеком в Москве известным и уважаемым. Опытный врач, профессор Московского университета, почетный член Петербургской академии наук, член многих научных обществ, автор ряда научных трудов. Кроме всего прочего, он был общественным деятелем. В 1812 году ему было поручено по распоряжению Кутузова  устройство военных тыловых госпиталей на 6 000 офицеров и 30 000 нижних чинов.

Блистательный организатор, он и здесь не подвел. Госпитали  появились в трех городах:  Касимове, Меленках и Елатьме. И еще один временный, по личному распоряжению главнокомандующего, Светлейшего князя Кутузова – на 30 000 человек. С задачей справился. «Раненых в Бородинском сражении перевозили в уже опустевшую Москву, где за ними хорошо ухаживали, там было всего в изобилии»,;— пишут современники.

К 20 сентября 1812 года в госпиталях Касимова, Елатьмы, Меленок было 9000 больных и раненых. Под руководством Лодера самоотверженно работала сравнительно небольшая группа врачей, фельдшеров, аптекарей, их учеников и студентов (те же, что работали во временном госпитале в Москве). Из более чем 30;000 раненых, поступивших с сентября по май, вернулись в строй более 23 тысячи.
За блестяще выполненное поручение Христиан Иванович получил Орден Святой Анны 2 й степени с бриллиантами «при рескрипте» (письмо монарха, лично подписанное, с объявлением о награде). Во время управления госпиталями Лодер ревизовал и другие госпитали, казармы и тюрьмы.

В 1820 году Лодер занялся постройкой анатомического театра (помещение для анатомических работ, исследований и чтения лекций) в Москве. Одно время театр считался лучшим в Европе. За эту деятельность Лодер получил орден Святого Владимира (II степени). До 1831 года  ежедневно он читал благотворительные лекции.

В 1830 году Лодер  принял энергичные меры для борьбы с холерой, занимался постройкой и организацией городской больницы. За это он получил от государя табакерку с бриллиантами.

Деловая жилка

Христиан Иванович собственноручно вылечил и выходил от раны, полученной в наполеоновскую войну генерала от инфантерии графа А.Остермана-Толстого.
И тот стал покровителем Лодера. Скорее всего, этот покровитель посодействовал в одном невероятно выгодном деле, Лодеру удалось продать свое собрание анатомических препаратов и устроить так, что они были подарены Московскому университету.

Вот как эту историю описывал Михаил Прохорович Третьяков, член правления Московского университета: «В то самое время, как производилась отстройка главного университетского корпуса под непосредственным распоряжением самого попечителя, князя Оболенского… начал увиваться около князя старичок небольшого роста, худощавый, льстивый, бойкий на словах, бывший старшиною в какой-то масонской ложе.

Этот старичок был лейб-медик Лодер. Он просил князя о покупке у него для университета собрания анатомических препаратов за сто тысяч рублей. Князь, соображая, что университет лишился в 1812 году почти всех ученых сокровищ своих, убедил министра кн. Голицына приобрести у Лодера продаваемое им собрание анатомических препаратов за 125 000 рублей на счет сумм, принадлежавших департаменту министерства народного просвещения». Лодер вызвался преподавать медицинским студентам анатомию шесть раз в неделю, по два часа, иллюстрируя их операциями над трупами,  без жалованья, что и было принято попечителем и министром с признательностью. Для этого особым указом императора он был включён в состав Московского университета в качестве почётного члена, оставаясь в то же время на придворной службе как лейб-медик императора.

В Биографическом  Русском словаре А.А.Половцова читаем:  «В 1831 году, вследствие расстроенного здоровья, Лодер должен был прекратить чтение лекций в Московском анатомическом театре, принеся в дар университету свое собрание анатомических инструментов и разных приборов для анатомического театра». Вероятно, у него были еще и личные врачебные инструменты.

«Заведение искусственных минеральных вод»

В 1828 году в Москве появилось «Заведение искусственных минеральных вод» на Остоженке.  Название «Остоженка» - низменное сенокосное место, сегодня это бывшие доходные дома, известные особняки.  Под  № 37/7 находится  Музей И.С.Тургенева на Остоженке. Действие повести «Муму» происходило именно в этом доме).

 Лодер взял в компаньоны   Фердинанда Фридриха Рейса (1778 – 1852), заслуженного профессора химии в Московском университете. Нужно сказать, что и ранее было начато строительство подобного заведения, его финансировал князь Лев Александрович Шаховской, но не увенчалось успехом. Говоря современным языком, у Лодера был свой бизнес-план, уверенность в своих силах, связи. Было уважение к его известному имени. Он умел заставить себя уважать. Николай Пирогов упоминал о нем в книге «Из дневника старого врача»: «Да, невелика птичка, старичок невеличек, да нос востер. Слышали, как он обер-полициймейстера отделал? Едет это он на парад в карете, а обер-полициймейстер подскакал и кричит кучеру во все горло: «пошел назад, назад!» Лодер-то высунулся из кареты, да машет кучеру – вперед-мол, вперед. Полициймейстер прямо и к Лодеру. «Не велю, – кричит, – я обер-полициймейстер». «А я, – говорит тот, – Юст-Христиан Лодер; вас знает только Москва, а меня – вся Европа».

Знаток человеческого тела,  Лодер был горячим сторонником лечения минеральными водами в сочетании с физическими упражнениями, прогулками в быстром и медленном темпе после приёма минеральной воды. При ходьбе тренируется 90% мышечной ткани, улучшается работа сердца и лёгких, сжигаются калории. Клиника была очень популярна, несмотря на немалую цену лечения – 300 рублей. Оно включало в себя питие «кислых» вод, минеральные ванны и обязательные трёхчасовые прогулки на воздухе.

Интересно, что польза от учреждения Лодера действительно была. Ранний подъем, прогулки, свежий воздух и общее ощущение радости действительно улучшали здоровье, помогали сбросить лишний вес.  Заведение Лодера твердо встало в один ряд с настоящими минеральными курортами! Уже в шестом часу утра к старому доктору Лодеру, в Хилков переулок, съезжались экипажи. Прибывшим раздавали кружки с водой. Христиан Иванович прописывал не только питьё «кислых вод», но и многочасовые прогулки на воздухе. В бодром темпе отдыхающие шагали по дорожкам парка к реке и обратно под музыку духового оркестра, игравшего в одной из беседок.

Дипломат Ф.Ф.Вигель писал: «Старый и знаменитый Лодер завел первые в России искусственные минеральные воды. Они были открыты над Москвой-рекой, близ Крымского брода, в переулке, в обширном доме с двумя пристроенными галереями и садом.Всякий день рано поутру ходил я пешком по Старой Конюшенной на Остоженку. Движение, благорастворенный утренний воздух, гремящая музыка и веселые толпы гуляющих больных (из коих на две трети было здоровых), разгоняя мрачные мысли, нравственно врачевали меня не менее, чем мариенбадская вода, коей я упивался». П.А.Вяземский пишет в Петербург А.С. Пушкину в Петербург о заболевшем В.А. Жуковском: ««Я… не рад, что он остается в Петербурге. Он, говорят, очень болен. Убеди его куда-нибудь съездить, хоть в Москву к искусственным водам».

Память

Лодер скончался в 1832 году возрасте 79 лет.  Он был похоронен на Введенском кладбище. Ф.Ф.Рейсс через несколько лет уехал на родину, в Штутгардт. «Заведение искусственных минеральных вод»  просуществовало до середины XIX века. В его помещениях и на участке разместились разные учреждения, сад со временем оказался почти вырублен, но память о «Заведении» осталась. На месте «Заведения» в 1957 году был устроен бассейн «Чайка» – первый в Москве круглогодичный бассейн под открытым небом.

 С. В. Максимов рассказал о его происхождении словосочетания "гонять лодыря" в своей книге «Крылатые слова». Так как пациенты доктора Лодера были люди богатые, приезжали на Остоженку в экипажах, то кучерам приходилось ожидать господ, пока те бродили свои три часа по парку. И скучающие с раннего утра в ожидании хозяев кучера объясняли зевакам: тут, мол, «Лодер бар гоняет», «Лодыря гоняют», или «Лодерем ходят», ведь для простого народа это казалось бездельем, бесполезной тратой времени.

Но слово «лодырь», если верить такому авторитетам, как В. Даль и М.Фасмер, было заимствовано славянскими языками из немецкого Lotterbube, Lotter (бездельник, шалопай) через старонемецкое lodder или из церковной латыни Latro (вор). А вот гонять таких лодырей стал действительно Христиан Иванович (по странному совпадению его фамилия тоже происходит от старонемецкого lodder). Так с лёгкой руки московских кучеров  произошло выражение «гонять лодыря».

В теории хирургии Лодер дал много ценных наблюдений и обобщений, основанных на опыте, как-то: о лечении вывихов, водяной болезни, полипов и др. Из трудов Лодера большая часть печаталась за границей на иностранных языках. Основные труды: «О приготовлении минеральных вод по методу доктора Струве в Дрездене и практическом заведении подобных вод в Москве» (1825), «Письмо от 14 нояб. 1830 г. об эпидемии холеры в Москве к г. тайному советнику лейб-медику и кавалеру Стоффрегену в С.Петербурге» (1831). Среди учеников Лодера – И.Гете, А.Гумбольдт, П.Эйнбродт…


Рецензии
Спасибо, Валентина.

С интересом прочитала о Лодере.
Жаль, что не нашли другого места для бассейна.
Какое-то маниакальное стремление "утопить" историческую память (я о храме Христа Спасителя).

Заинтересовалась этой историей и нашла статью http://dr-manshina.blogspot.com/2015/06/1828.html#more
Я думаю, если бы в парке Музеон появилась беседка-бювет в стиле 17 века, можно было бы возродить эту полезную традицию.

Елена Гвоздева   01.05.2023 17:41     Заявить о нарушении