К вопросу о происхождении зарубинецкой культуры

О Словене, Русе и их сестре Ильмере
О Кие, Щеке и Хориве и Зарубинецкой КультУре
К вопросу о происхождении зарубинецкой культуры
Оспомыньмо о тЪ яко об ОцеОреi едiн род Славене
А пОце о трiе сынове го роздiеленщеся на трiцiу
А тако ста о Русколанiе a Вiенцiе еже сен роздiелщесе на двы
Та бо тва об Боросiех якве бящете рострждена на двiе
А тогдiе iмахомь скоро десентЪ
А пощо грiядi грядящете а грендее оустроящiете
колiбва iмахомъ сен дiеляшетесе до безконцья
Та бо Русь едiна можащеть а не десЪнце
Дощ. 8...Вспомним же о том, как во времена Орея Отца был Славных род един
А после Орея Отца его три сына разделились натрое
И тоже стало с Русколанами и Вендами, что разделились надвое
Ведь тоже и с Борусами, расторженными надвое
И тогда имеем почти с десяток
А почто же гряды городить и огороды устраивать
коль будем делиться до бесконца
Ведь Русь единая только может, а не десяток
Влескнига. Жар-Птица и историческая память
https://vk.com/doc399489626_494084371

На рубеже и в начале нашей эры на обширной территории Восточной Европы, от Буга на западе и до Сейма на востоке, от верховьев Днепра на севере и почти до причерноморских степей на юге, широкое распространение получили памятники так называемой зарубинецкой культуры. Известно более сотни поселений и могильников этой культуры, ко лишь немногие из них подвергались исследованиям. Это обстоятельство весьма затрудняет решение многих вопросов, связанных с зарубинецкой культурой, и, прежде всего, решение вопроса об ее этнической принадлежности, происхождении и дальнейшей судьбе.
Почти все наши исследователи признают зарубинецкую культуру славянской. Впервые эта мысль была высказана открывшим эту культуру В.В. Хвойкой и с тех пор прочно укрепилась в науке. Но если славянская принадлежность зарубинецкой культуры признается всеми советскими археологами, то в вопросе о ее происхождении нет единого мнения.

...Зарубинецкая культура не сложилась и не могла сложиться в области Среднего Приднепровья, где она генетически не увязывается ни с одной из культур предшествовавшего ей времени. Культура эта сложилась в западных районах Припятского Полесья и Волыни в результате проникновения туда венедских племен с северо-запада, из Поморья. Появление памятников зарубинецкой культуры в Приднепровье является результатом переселения туда зарубинецких племен из более западных областей.
...Совсем иная картина наблюдается в западных районах распространения памятников зарубинецкой культуры, на территории Западного Полесья и северо-западной части Волыни. В предзарубинецкое время там встречаются две группы памятников, и обе они. как увидим ниже, весьма близки к зарубинецким.
...Между этими памятниками и появившимися им на смену зарубинецкими наблюдаются определенные связующие элементы. Причем элементы эти совсем иного порядка, чем это наблюдалось в восточных районах распространения зарубинецкой культуры. Речь идет не о единичных случаях находок на зарубинецких могильниках и поселениях скифских, подгорцевско-милоградских или юхновских сосудов, о чем говорилось выше. Перед нами непрерывность развития погребального обряда, массовое распространение тех же самых вещей и т.д.
...Указанные аналогии не следует рассматривать как следствие простых заимствований. И не только потому, что это далеко не едичные случаи и наблюдаются они не только в районах непосредственного контакта между подклёшевыми и зарубинецкими племенами (Западное Полесье), но и далеко на востоке — на Днепре и даже на Сейме. Дело в том, что при более внимательном изучении материалов мы видим картину постепенного распространения одних типов вещей и отмирание других.

...Из всего сказанного становится очевидным, что только в районах Западного Полесья и Волыни зарубинецкие памятники генетически и без какого-либо хронологического разрыва увязываются с более ранними памятниками. Во всех остальных районах распространения зарубинецкой культуры подобной связи не наблюдается. Неслучайно, что именно в области Западного Полесья мы встречаем наиболее ранние могильники и поселения зарубинецкой культуры. На этих могильниках и поселениях найдены ранние типы фибул, неизвестные на зарубинецких памятниках Приднепровья. Так, при моих раскопках в одном из погребений на могильнике в Черске Маневичского района Волынской области (р. Стырь) был обнаружен обломок железной раннелатенской фибулы (рис. 5.4). Остальные фибулы этого могильника — среднелатенские и представлены простейшими проволочными формами. Других, более поздних фибул здесь лет. В погребениях других зарубинецких могильников этого района также встречаются ранние варианты латенских фибул. Например, на могильнике в дер. Воронино, возле Турова, найдена бронзовая проволочная фибула с восьмеркобразной спинкой (рис. 5.2), а в одном из погребений могильника в дер. Велемичи у Давид-Городка — проволочная фибула с двумя шариками на спинке (рис.5.1). В этом же погребении, кстати сказать, найден обломок кельтского граффитованного сосуда.
Фибулу из Черска, поскольку от нее сохранился лишь обломок, трудно датировать точно. Учитывая, однако, характер конца приемника этой фибулы можно полагать, что она относится к концу III, а скорее всего ко II в. до н.э. Остальные из указанных выше фибул, безусловно, относятся ко II в. до н. э.16 Об этом свидетельствуют не только многочисленные аналогии, но и упомянутая уже находка в Велемичах кельтского графитованного сосуда. Ни на одном из зарубинецких памятников Приднепровья подобных фибул нет.
...Таким образом, мы видим, что наиболее ранние памятники зарубинецкой культуры известны в районах Западного Полесья во II в. до н. э. На более восточных территориях памятники эти появляются позже: в Приднепровье не ранее I в. до н.э., а далее к северо-востоку, на Десне и Сейме, еще позже, уже в I в. н.э. Нами подчеркивалось также, что только в районах Западного Полесья мы имеем ту местную основу, на которой возникла зарубинецкая культура. Не будет ошибкой поэтому утверждать, что появление этой культуры в других местах объясняется переселением туда зарубинецких племен из Западного Полесья. В противном случае невозможно объяснить, почему в Приднепровье на основе столь различных и этнически чуждых культур, притом как-то вдруг, возникла одна общая зарубинецкая культура, не похожая ни на одну из предшествовавших ей.
...Значительно легче, а главное, вполне логично поэтому допустить, что если на основе столь различных составных частей могло возникнуть что-то общее, связующее их воедино, то это общее было привнесено сюда из-вне. В данном случае этим общим связующим элементом и явились венедские племена, переселившиеся в Приднепровье из более западных районов.
...Примерно в III в. н.э. (а в районах Западного Полесья—несколько раньше) поселения и могильники зарубинецкой культуры прекращают свое функционирование. Дальнейшая судьба населения, оставившего их нам, неизвестна. В IV—VI вв. н.э. лишь кое-где прослеживаются своеобразные отзвуки зарубинецкой культуры, причем не там, где раньше была распространена эта культура, а в более северных районах, т.е. у балтийских и финно-угорских народов, что особенно интересно. Я имею в виду находки отдельных, совершенно зарубинецких по форме и технике выделки сосудов в ятвяжских погребениях, находки сосудов, очень близких к зарубинецким на могильниках и поселениях того времени в Литве, и в погребениях финно-угорских племен в бассейне Оки.
...В VI—VII вв. в западных районах территория, где когда-то были распространены памятники зарубинецкой культуры, появляются уже несомненно славянские могильники и поселения с керамикой так называемого пражского типа. Между этими памятниками и зарубинецкими имеется хронологический разрыв примерно в три столетия. Может быть, именно поэтому пока что памятники пражского типа генетически не увязываются с зарубинецкими, хотя предполагать наличие такой связи, как мне кажется, имеются некоторые основания.
Ю.В. Кухаренко. К вопросу о происхождении зарубинецкой культуры. Советская археология. 1960(1). с.289-300
https://vk.com/doc-23433303_125499752
О Словене, Русе и их сестре Ильмере
https://vk.com/doc399489626_525980540
од Оpie То се обящi нашы Отце со Борусоi
Рус Южный: поляне, древляне, русичи-словутичи
Чех: чехи, богемцы, словаки
Хорват: хорваты белые, хорваты черные, боснийцы
Нерц Северный (Нерис): нерци, меря, гольдь, мещера
Венд Восточный: венды славянские, вятичи, венды волжские
А эти племена впервые придут к Ильменю и на север в год 5400-й от СМ (108-й до РХ), а предки их Словен, Рус и Ирмера — это правнуки Склавена со своими родами:
Словен Сиверец: словены ирмерские, кривичи, дреговичи, северяне
Рус Южный: поляне, древляне, русичи-словутичи


Рецензии