Реальный прототип Остапа Бендера

Каждый человек, хоть в малой степени знакомый с советским кинематографом и литературой, помнит знаменитого персонажа Остапа Бендера. И хотя этот ловкий литературный пройдоха и аферист является образом во многом собирательным, у него имелся реальный прототип. Звали этого человека Осип Шор. Конечно же, не все авантюры, совершавшиеся литературным Остапом Бендером, проделывались в реальной жизни Осипом Шором, однако целый ряд приключений действительно существовал. Правда, если Остап Ибрагимович мошенничал практически весь описанный в романах период, у его реального прототипа подобного рода проделки происходили в течение относительно короткого времени, и, как правило, были связаны с обычным поиском источников для пропитания.

Но обо всем по порядку. Родился Осип Шор в городе Никополе, ныне относящегося к Днепропетровской (Днепровской) области Украины, 30 мая 1899 года. Его семья жила зажиточно, что вовсе не удивительно: отец, Беньямин Шор, был купцом 2-й гильдии, а мать, Екатерина Бергер, дочерью крупного одесского банкира. Мальчику исполнился всего годик, когда он потерял отца, умершего от сердечного приступа. Матери ничего не оставалось делать, как перебраться в родную Одессу, где она вскоре нашла для себя новую партию – купца Давида Раппопорта.

Так началась одесская биография Осипа. Он получил образование в мужской гимназии Илиади, принадлежавшей сводному дедушке Осипа И. Р. Раппопорту. Умный мальчик неплохо учился, отдавая предпочтение правоведению и спорту. В дальнейшей жизни эти знания Осипу здорово пригодились. После окончания школы, Шор поступил в Новороссийский университет, однако вскоре передумал там учиться и в 1916 году отправился в Санкт-Петербург, где со своим вторым мужем проживала его мать, чтобы подать документы в Технологический институт. Увы, после череды революций учебу в столице пришлось прекратить. Вместо сытой жизни в город пришли бандитизм, голод и разруха.

Дорога до Одессы заняла целых 10 месяцев. Чтобы найти хоть какие-то средства для жизни, Осип придумывал самые нетривиальные способы заработка. Имея минимальное представление о шахматах, представлялся гроссмейстером. Не имея даже малейшей склонности к рисованию, на одном из пароходов, курсировавшем с агитационными рейсами, пристроился художником. В качестве проверяющего из пожарной части делал обходы различных заведений. И классика жанра: женился на женщине, имевшей небольшой торговый бизнес. Ну как тут не вспомнить незабвенную мадам Грицацуеву!

А в некоторых местах он даже представлялся членом некой подпольной антисоветской организации (тут же приходит на ум «Союз меча и орала»). Даже стиль одежды Бендера был скопирован писателями с Шора. В довоенные времена Осип мечтал уехать в Латинскую Америку, куда-нибудь в Аргентину или Бразилию. Поэтому стиль одежды его был особый: светлый верх, капитанская фуражка и шарф.

Какое-то время даже в Одессе Шор проворачивал оригинальные махинации. За определенный процент от ограбления Шор подсказал некоему бандиту Ваське Косому как ограбить банк, прикинувшись трубочистами. Раввину Берштейну он предложил составить план рая и продавать в нем места своим прихожанам. Идея выбрать себе наиболее удобное местечко в раю настолько понравилась прихожанам, что раввин сумел отремонтировать не только синагогу, но и собственный дом.

Но, пожалуй, наиболее оригинальной авантюрой Шора стала организация фирмы «Идеальная курица». Не секрет, что ощипывание забитых кур требует определенного знания и времени. И практически все потребители, производители и переработчики мечтали получить таких домашних птиц, которых бы не требовалось ощипывать. И в Одессе таковые нашлись. На открытой в городе сельскохозяйственной выставке голая курица, показанная в павильоне, мгновенно стала знаменитостью. От крупных производителей курятины в Одессу прибыли представители. Их встречал седой профессор, принимающий заказы. Когда наступил срок их выполнения, требуемая фирма исчезла. На ее месте осталась только курица с прицепленной к шее запиской, в которой было написано, что одесские селекционеры вывели еще одну курицу, у которой нет ни головы, ни костей. Как нетрудно догадаться, «седым профессором» был ни кто иной, как сам Осип Шор. Вот откуда взялись знаменитые «Рога и копыта», а также всевозможные подставные компании небезызвестного гражданина Корейко.

С приходом в Одессу советской власти Шор прекратил заниматься аферами. Он стал работником уголовного розыска и активно боролся с преступностью в городе. После трагической гибели старшего брата Осип уволился из органов и вскоре уехал в Челябинск, где стал работать снабженцем на первом в стране тракторном заводе. По одной из версий, за какие-то махинации получил срок. В годы войны пытался попасть на фронт, чтобы помочь матери и младшей сестре, которые остались в Ленинграде. После войны вместе с сестрой поселился в коммунальной квартире в Москве, а сам устроился проводником в пассажирском поезде, курсировавшим по маршруту Москва-Ташкент.

О событиях своей бурной молодости Шор поведал своему сотруднику по уголовному розыску Евгению Петрову и его товарищу Илье Ильфу. А когда они впоследствии пересказали услышанное брату Евгения, писателю Валентину Катаеву, тот предложил им написать плутовской роман. Так и появились знаменитые похождения Великого комбинатора. А сам Осип Шор скончался, всего полгода не дотянув до своего 80-летия, в ноябре 1978 года.

«Остап Бендер был задуман как второстепенная фигура, почти что эпизодическое лицо,— позже рассказывал Е. Петров. — Для него у нас была приготовлена фраза, которую мы слышали от одного нашего знакомого биллиардиста: „Ключ от квартиры, где деньги лежат". Но Бендер стал постепенно выпирать из приготовленных для него рамок. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним, как с живым человеком, и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу» (Е. Петров. «Из воспоминаний об Ильфе»).

Здесь Е. Петров лукавил, говоря о знакомом биллиардисте. Им был не кто иной как Осип (Ося) Шор со своими историями. О прототипе Остапа писатели никогда не упоминали. Кстати, был реальный прототип и у Корейко, который в отличие от мелкого жулика Остапа Бендера был зловещей фигурой, укравшей в голодное время поезд, везущий продукты.

Романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» стали классикой советской литературы, которая и в наши дни пользуются признательностью народа, переиздаются, сняты в замечательных кинофильмах и поставлены на театральных сценах. Эти романы стали культовыми, их читает даже молодёжь, а отдельные места часто цитируются. И неизвестно, родились бы романы не будь такого человека как Осип Шор, который в отличие от Остапа Бендера был не сыном турецко-поданного, а российским подданным и сыном дочери одесского банкира.

В статье использовались материалы из Интернета.


Рецензии
Сказки и сказочники. Сюжет "12 стульев" несколько раз был описан в литературе:Моррисон "Зелёный глаз Гуоны"(1904), К. Дойль "6 Наполеонов"(1899). У Бендера была татуировка с Наполеоном. Шор тоже "метил" в Наполеоны?

Зинаида Федорова   14.04.2020 08:53     Заявить о нарушении
Ничего удивительно! Сюжетов ограниченное число. Кто-то насчитал всего 12, другой - 18, а третий аж 24.
спасибо, Зинаида!

Олег Маляренко   14.04.2020 11:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.