Пейте кофе и улыбайтесь

   Сейчас бы горячего крепкого кофе! Будет сделано.
   Английский фильм «О, счастливчик!» 1973 года выпуска показали в советском прокате, как американскую комедию в 1975 году. Вероятно это было связано с тем, что международным кинопрокатом фильма занималась американская фирма. До сих пор не могу понять, как этот фильм попал на советскую территорию. По всем признакам нам была продемонстрирована супер-бомба с претензией на культовое кино. Другое дело, что не всем посчастливилось его увидеть. Для меня эта картина стала тем, чем группа «Битлз» была для предыдущего поколения советских граждан. С той лишь разницей, что любители «Битлз» ожидали увлекательную поездку на жёлтой подводной лодке к Люси в облаках с бриллиантами, а я об этом даже и не думал. Ведь я посмотрел «О, счастливчик!» и слушал песни Алана Прайса (экс-лидер «Энималз») из этого фильма. Там была совсем другая история. Могу предположить, что Джон Леннон что-то такое предвидел и это заставило его свалить из «Битлз» в свободное плавание, но сейчас не об этом.
   Фильм показали один раз и больше никогда не повторяли. Пересмотрел его только после 1991 года, когда по ТВ стали показывать ВСЁ. Картина оказалась пророческой, вплоть до атомной аварии на секретной базе и экспериментов над людьми. Ранее, ещё в 80-е, мне удалось достать журнал «Англия» с материалами о творчестве Линдсея Андерсона (режиссёр фильма) и его главном актёре, Малькольме МакДауэлле (тот самый «Счастливчик»). Все мои впечатления подтвердились документально.
   О чём фильм?
   Мику Трэвису (Малькольм МакДауэлл), только постигающему премудрости профессии коммивояжёра по продажам кофе, невероятно повезло - его кандидатуру рекомендует специалист по персоналу Глория Роу (Рэйчел Робертс) руководству Imperial Coffee на престижное место представителя компании в северо-восточной части Англии. Однако карьера Мика претерпевает весьма неожиданные повороты, которые подстерегают его на каждом шагу.
   Это завязка сюжета, а далее режиссёр, развенчивая одну красивую легенду за другой, проводит своего героя по всем значимым сферам социума: преуспевающая частная компания, государственный сектор, религиозная идиллия, современная наука, шоу-бизнес, наконец, высшие деловые круги, органично сочетающие коммерцию с политикой. И финальные кинопробы, которые превращаются в грандиозную дискотеку. Которая в свою очередь создаёт ощущение полной отстранённости от происходящего и абсурда от любого вида жизнедеятельности. В беззаботно танцующей толпе мы узнаём всех участников (одних и тех же – лишь менявших свои обличья) затянувшегося путешествия Трэвиса по жизни. Остаётся только улыбаться, а если не получается то режиссёр (камео самого Линдсея Андерсона) врежет по морде кандидату на главную роль и счастливая улыбка вновь вернётся на его лицо.
   Не люблю выдавать спойлеры, но это особый случай. Великолепные, энергичные ритм-н-блюзы в исполнении Алана Прайса, лично принимающего некоторое участие в сюжете, задают картине неповторимый ритм и атмосферу. Они хлёстко комментируют каждый поворот сюжета в жизни главного героя фильма. А комментировать есть что, один только допрос Трэвиса на военной базе чего стоит плюс человек-свинья в медицинском научном центре. «Ужас, ужас, ужас», - как говорил полковник Курц.
   Музыканты фильма обращаются к зрителям, сидящим в зале, напрямую:
«Все люди испытывают перемены // Никто не знает что происходит // Люди двигаются с места на место // А жизнь мира идет своим чередом».
   Процесс продолжается....


Рецензии
Здравствуйте, Вольфганг!

На мой взгляд, получилась отличная статья о шикарном фильме! Захотелось пересмотреть. Очень интересно какие будут впечатления. Я давно смотрел еще один фильм Линдсея Андерсона "Такова спортивная жизнь". Какие еще фильмы этого режиссера стоит посмотреть?
Вообще, фамилия Андерсон - счастливая для кинематографа:)). Мне понравились несколько фильмов и Пола Томаса Андерсона: "Нефть", "Мастер" и даже "Призрачная нить"

С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   27.11.2019 23:50     Заявить о нарушении
Приветствую, Александр!

Просто отлично, что мы посмотрели этот фильм! Главное — вовремя. Сам я пересматривал его до 2000 года, а на данную публикацию меня вдохновил просмотр 1 части этой трилогии — фильм «Если...» (1968), который давно хотел посмотреть да всё руки не доходили:) Конечно с моей точки зрения лучшей частью является «О, счастливчик!», но предыстория тоже очень хороша. По ходу просмотра всё ждёшь когда режиссёр и его команда дадут задний ход, но не тут-то было. К финалу драйв только нарастает и заканчивается ... всё, молчу, молчу:) Вот тут спойлеры совсем противопоказаны. Да, третья часть называется «Госпиталь «Британия», но она более замкнута по контуру:), а вот «О, счастливчик!» просто идеален. Кстати, «Такова спортивная жизнь» посмотрел позже «Счастливчика», по телевизору. Игра Харриса оставила сильное впечатление и режиссура такая жёсткая. Ведь фильм, как и режиссёр примыкает к английской группе «Свободного кино» (Тони Ричардсон, Карел Рейс, Джон Шлезингер). Какие люди!
Что касается Пола Томаса Андерсона, то да, фигура тоже весьма заметная, хотя и стоит особняком:) Его фильм «Любовь, сбивающая с ног» для меня лично — культовое кино. А до этого я посмотрел «Ночи в стиле буги» (1997), «Магнолия» (1999). Потом конечно же «Мастер», а вот с «Нефтью» прокол, до сих пор не посмотрел. С «Призрачной нитью» отдельная тема. Когда я прочитал краткое содержание фильма, то у меня возник закономерный вопрос — на какую сторону улицы перешёл уважаемый режиссёр? Что-то я засомневался и не пошёл смотреть картину:))

С уважением, Вольфганг.

Вольфганг Браузер   28.11.2019 18:23   Заявить о нарушении
«Просто отлично, что мы посмотрели этот фильм! Главное — вовремя».

Я согласен, что нам повезло! Обязательно посмотрим «Если…»

«Ведь фильм, как и режиссёр примыкает к английской группе «Свободного кино» (Тони Ричардсон, Карел Рейс, Джон Шлезингер). Какие люди!»

Спасибо, ничего не знал о группе «Свободное кино».

«а вот с «Нефтью» прокол, до сих пор не посмотрел».

На мой взгляд, «Нефть» - это лучший фильм Пола Томаса Андерсона из тех, что я смотрел.

«С «Призрачной нитью» отдельная тема. Когда я прочитал краткое содержание фильма, то у меня возник закономерный вопрос — на какую сторону улицы перешёл уважаемый режиссёр? Что-то я засомневался и не пошёл смотреть картину:)»

Да, всё так и есть:)) Но после просмотра фильма у нас с Юлией возникло радостное ощущение: как же у нас все хорошо, какие же мы нормальные люди по сравнению с персонажами фильма:)) Так что фильм не огорчил:))

Александр Галяткин Юлия Фадеева   28.11.2019 19:10   Заявить о нарушении