Разговор в безвременье

Как часто в жизни мы совершаем ошибки, обжигаемся и затем боимся сделать шаг, зацикливаясь на опыте прошлого. Жизнь идет, а мы словно замерзшие во льду опыта прошлого при помощи воспоминаний пытаемся оживить тот огонь в груди, который горел когда-то.

Он сидел возле камина и смотрел на огонь. За окном завывала вьюга, ветки дерева стучали в окно, как будто дерево кричало: «Впусти, здесь так холодно!». Но у него было тоже холодно – холодно в Душе. Поэтому он так любил такие моменты, когда за окном непогода, а ты дома, где тепло, уютно и безопасно.

Огонь танцует в камине, и его танец жизни завораживает. Огонь рисует свои картины в камине, а ты погружаешься в волшебный мир наслаждения тепла и света. Языки пламени нежно обнимают дерево, пытаясь проникнуть в его глубину. И от этого проникновения и единства в воздух летят огненно красные светлячки пламени.

«Вот так и мужчина, войдя в мир женщины – подумал он – хочет проникнуть в самую глубину ее мыслей, чувств, Души. Но сталкиваясь там с несоответствием, начинает жечь, менять, ломать, превращая в пепел все то, что раньше вызывало восхищение».

Он потянулся, налил себе еще виски, сделал глоток и расслабился, глядя на огонь. Мысли текли плавно, одна сменяла другую.

«Почему жизнь такая несправедливая?» – подумал он.

Он был очень правильный, в жизни во всем у него был свой порядок и границы, которые никому не позволялось нарушать.

«Все так, как надо! Все правильно! Но почему я так несчастен?» – ответа не было и его сердце молчало, и радость капля за каплей уходила из его жизни.

Он вспомнил свою первую любовь. Их отношения были идеальными. Они понимали друг друга с полу-мысли. Их желания совпадали. Они с радостью вместе встречали рассвет и провожали закат. Они были всегда вместе, несмотря на то, что были отдельно друг от друга. Они чувствовали присутствие друг друга каждую минуту.

Воспоминания наполнили каждую клеточку его тела радостью, и тепло растеклось по всему телу. Он радовался и строил планы на их совместную жизнь. Он любил. Но однажды все закончилось. Она ушла, ничего не объясняя. Ушла, не оставив возможности хоть иногда видеть ее. Вот с этого момента в его Душе поселился холод.
Ему опять стало холодно. Он поежился и подкинул еще дров в камин.

Нет, конечно, дальше в его жизни было еще много отношений. Он никогда не был один. Женщины любили его. И он принимал их любовь, но у него были жестко выстроены границы дозволенного, куда ни кто не мог пройти. Если кто-то был не согласен, он без сожаления прекращал отношения.

У него была репутация человека холодного, бессердечного, да и сам он уже забыл, как это сострадать. Страх близости лишал его возможности показать истинные чувства и порождал множество масок - маску безразличия, благополучия, радостного и открытого человека, маску успеха. Он надевал их перед тем, как выйти из дома, как шляпу или галстук, менял их в зависимости от контакта, и снимал, когда оставался один на один с самим собой. И только одна маска вросла в него и стала его второй коже – это маска безразличия. Однажды он сам запретил себе чувствовать. Отказавшись от чувств, вызывающих душевную боль, он так же отказался и от радости и любви.
«Зачем любить, если это все равно приведет к уже знакомому  концу». – говорил он сам себе.

Он жил, и сердце его молчало. Но когда он смотрел на отношения своих друзей, ему тоже хотелось семьи, близости, уюта, детей.

«Чем же те отношения, отношения, которые были у нас нею, отличались от других?» – подумал он и закрыл глаза.

Он представил, что она снова рядом и начал свой обычный ежедневный разговор с нею. Он представил, что она сидит напротив него в кресле, на ней длинное белое платье. Она такая шикарная, но в то же время домашняя и родная. Волосы небрежно ложились на ее плечи. Ее тонкое, матовой белизны лицо светилось ласковым неутолимым любопытством. Она встала и подошла к нему. Ему казалось, что он слышит каждый шелест ее платья, чувствует тонкий завораживающий аромат духов и тут же комната наполнилась запахом чайного дерева и морского свежего воздуха. Ему показалось, что она подошла и обняла его за плечи. Тепло от воображаемой близости накрыло его с головой, и он улыбнулся.

- Скажи, а почему ты не спрашиваешь о том, как я жил все это время?

Она остановилась, и казалось, готова была отпрянуть назад, но вместо этого пристально посмотрела на него. Ее темные, лучистые, живые глаза так просияли, как будто он сказал что-то необыкновенно приятное.

- Зачем мне это знать? Я вижу тебя и я рада. С некоторых пор я предпочитаю не возвращаться в прошлое, все равно ничего нельзя изменить.

- А знаешь, на что  я бы променял весь остаток жизни?

- Не знаю. Скажи.

- Чтобы вернуться к тому дню, к тому камину и сделать все, чтобы не дать тебе уйти – он тихо засмеялся. От этих мыслей ему всегда становилось хорошо. Он встал, подкинул еще дров и налил еще виски. – Ну вот, теперь ты скажешь: «Ты все испортил».

- Нет, не скажу. Я же не лечить тебя пришла, да и врач сам болен. Я тоже об этом иногда думаю. Ты знаешь, я ведь тогда ждала, что ты хотя бы сделаешь попытку меня остановить или на крайний случай спросишь: «Почему?». Но ты молчал.

- Тогда я считал, что так будет лучше. Но я ошибался. Я понял это тогда, когда ничего нельзя уже было изменить. И с того времени со мною всегда находится бестелесный призрак тебя. Я тебе рассказывал об этом.

- Когда?

- Всегда. Я всегда тебе что-то рассказываю, а затем представляю, как ты мне отвечаешь. Ты знаешь, мы даже спорим, но потом ты соглашаешься. Вот так я живу без тебя и с тобою все это время, во времени тоски и безвременья.

- Я тоже все это время жила в безвременье. Только у женщин плохо это получается. Забот много. Ты знаешь, у нас у женщин есть одна деталь, нам важно знать, что это навсегда. Вот поэтому мы, присваивая, пытаемся удержать то, что считаем своим по праву. Присваивая, мы начинаем искать подтверждение любви снаружи, и что это не закончится никогда. В этот момент мы напрягаемся, отворачиваемся от себя, контролируем, заставляя события пойти по сложенному в голове сценарию, и когда складывается не так, мы требуем, ревнуем, высказываем претензии, как будто ты обманул мои надежды. В этот момент мы теряем все. А ведь все гораздо проще! Достаточно не присваивать, а держать свое состояние и быть благодарной за то, что есть. Но это не значит, что это остановка в развитие отношений. Это значит, что я, таким образом, выражаю радость и благодарность за то, что ты есть в моей жизни.

- Ты изменилась.

- Я много думала об этом, училась, пробовала по-разному, пока не нашла ответ.

- А я искал тебя в других, только не впускал их сюда – он положил руку на грудь – в Душу. Только однажды я позволил еще одной девушке пройти дальше дозволенного. Она была другая, не похожая на тот типаж, к которому я привык. Такие девушки мне никогда не нравились. Но она чем-то зацепила и заставила мое сердце открыться. И я разрешил ей пройти дальше. Я летал, жизнь снова возвращалась, и птицы пели громче, и рассвет был ярче. Все было по-другому. Я даже стал делать вещи, которые я раньше не позволял делать себе. Я тоже пробовал жить по-другому. Но это продлилось недолго. Она тоже ушла. Ушла, как и ты, ничего не объяснив, оставив меня одного.

Он погрузился опять в тоску, видение исчезло, и появился холод. Холод, пробирающий до самых костей, заставляющий ненавидеть себя и рождающий внутри такую же пустоту - холодную, давящую и одинокую.

«Почему жизнь такая несправедливая? – подумал он. – Может, все-таки развернуть свое сердце в сторону тех, кто меня любит? А там как Бог даст».
 
Но сердце его молчало, и радость капля за каплей уходила из его Жизни.

Он протянул руку, взял телефон и набрал номер.

- Добрый вечер. Простите за поздний звонок. Мне вас рекомендовали как лучшего специалиста.

- Добрый. Спасибо.

- Когда мы можем с вами встретиться?

- Давайте завтра, часиков в десять. Вам будет удобно?

- Да. Спасибо. До встречи.

Утром, в назначенное время, он входил в кабинет психолога. Он решился на этот контакт, потому что явно уже ощущал, что его жизнь превратилась в быстро двигающуюся карусель. И уже требовалась остановка, для того чтобы пересмотреть весь сценарий своей жизни и исправить то, что он считал невозможным исправить. А может быть, он устал от этого холода, которые пронизывал его душу до каждой клеточки или от  безвременного диалога? А может наконец-то захотелось поговорить о своей боли с живым человеком?

- Доброе утро.

- Доброе утро. Расскажите, что Вас беспокоит?

- Меня беспокоит то, что я не могу построить те отношения, которые хочу. Вернее все отношения строятся по двум видам сценария. Одни мне не интересны, другие, которые захватывают и заставляют сердце биться, заканчиваются тем, что в результате я остаюсь один.

- Для начала, давайте разберемся с теми отношениями, которые вызывают боль. Для этого мы сейчас с Вами проведем методику «Восприятие прошлого». Мы воспринимаем не только события настоящего, но и события прошлого с позиции настоящего. Скажите, что Вы чувствуете при этом воспоминании?

- Я чувствую обиду, досаду, разочарование и злость на себя.

- Опишите свое состояние, когда Вы находитесь в своем воспоминании. Чем наполняет Вас ваше прошлое?

- Когда я представляю, как я веду свой разговор с нею, я чувствую близость, понимание, теплоту, но все заканчивается как обычно. Она исчезает, и я погружаюсь в свое одиночество.

- Хотите ли Вы это повторить?

- И да, и нет.

- Почему Вы всегда возвращаетесь к одному и тому же дню? Что не устраивает Вас в вашем настоящем? В Вашей совместной истории было много и позитивных моментов. Так почему Вы возвращаетесь раз за разом именно к этому моменту вашей истории?

- Одиночество. Я ищу. Я не понимаю, что я сделал не так. Я обвиняю себя. Может быть, нужно было, как-то поступить по-другому. И я не совсем возвращаюсь в прошлое, я представляю свое прошлое в настоящем, как будто ничего не изменилось. Каждый вечер я представляю ее и веду с нею разговор. Иногда мы ссоримся – он засмеялся – доктор, это не нормально? Но вы правы, я все время воспроизвожу один и тот же день, но как будто он происходит в настоящем.

- Вы воспроизводите не прошлое. Вы воспроизводите не состоявшееся будущее. Вы раз за разом создаете разговор, который не состоялся. Но чтобы разговор состоялся продуктивный, а не обвинительный, к нему нужно подготовиться. То есть не придумать, чтобы я мог ей сказать, а внутренне вырасти, сначала познать себя, свою историю и определить причину данного сценария.

- Я готов – сказал он.

Ему как-то было спокойно рядом с этой женщиной. Может потому что нас с детства учат доверять докторам, а может, потому что когда она слушала и говорила, в ней не было осуждения.

- Одиночество – состояние, которое не все могут принять. На самом деле, одиночество - это умение быть взрослым, самостоятельно решать свои задачи, организовывать свою жизнь по собственному желанию, общаться с теми с кем хочется, и строить отношения не ограничивая свою свободу и свободу другого человека. Вы вместе, не потому что не можете жить друг без друга, а потому что хотите вместе идти по дороге и вам интересно друг с другом. Испытывая страх одиночества, Вы закрываете себя от возможностей, которые открывает вам жизнь. Мы встречаемся друг с другом не для того чтобы удовлетворять потребности друг друга, а для того чтобы благодаря данному контакту  открываться новым знаниям, познавать себя, делать себя лучше и дарить себя. Просто давать то, что умеешь, то, что можешь. Иногда в отношениях кто-то выходит вперед, а кто-то остается на месте, и тогда контакт прерывается. Из-за страха, что вы сможете уйти на другой уровень, а близкий вам человек останется на прежнем уровне и жизненные обстоятельства сложатся таким образом, что вам придется расстаться, вы закрываетесь от возможностей, которые предоставляет вам жизнь.

- А как не бояться? Вот ты встретил своего человека, ты открыт, тебе хорошо, ты счастлив, и я считаю нормальным беречь и охранять, то, что дорого для тебя.

- Охранять от кого? Вы говорите об отношениях как о вещи, которая принадлежит только вам. А такие отношения это подарок, который дан сверху. Вы слышали такое выражение: «Любовь живет в свободе»? Отношения не бывают для меня или для кого-то. Отношения – это то, что связывает вас. Возвращаясь, раз за разом к своей истории, Вы якорите свой страх одиночества, тем самым воссоздавая такую же реальность с другими людьми. Через этот страх потери Вы отказываетесь от близости. Конечно отношения близости самые сложные, но в этом их ценность. Вы подходите друг к другу так близко, что становятся видны даже очень маленькие искажения. И вы реагируете на них. Но в чем их ценность? В доверии! Ведь только доверяя, Вы можете подпустить так близко. А доверие – это качество любви. Вы закрылись от контакта, но не отказались от любви внутри себя, вот поэтому Вы раз за разом воспроизводите этот контакт.

- Да вы правы. Мои чувства закрыты и защищены, как в панцире. Но как научиться давать свою любовь, не испытывая страданий. Ведь когда ты любишь -  ты открыт. Твоя Душа открыта. А ей больно.

- Страдание – это тоже выбор. Вы сами выбираете быть счастливым или страдать. Жизнь каждого человека это путь одинокого странника. Мы идем по жизни, встречаемся с другими людьми, образуем связи, наполняя их разным состоянием. Когда связь наполнена состоянием удовлетворенности и благости, ее закончить сложно. По сути, нам принадлежит не другой человек, а контакт. Момент общения. И мы вправе выбирать каким он будет. если человек дорог, всегда можно договориться. Мы привязываемся ожиданиями. Мы навешиваем собственные ожидания на другого человека, имея уже определенное представление о нем. И воспринимаем его через собственные ожидания. Ожидания не оправдываются и мы сами оформляем событие как негативное, для того, чтобы продолжить свой Путь дальше, но без этого человека.

- Так получается, что проблема в ожиданиях?

- Да. Вернее в отсутствии веры в себя. Ожидания вытекают из дефицита. А дефицит из отсутствие веры. У каждого человека есть свои задачи и для решения этих задач ему изначально все дано. Например: качества любви необходимы для построения отношений и от них зависит, чем будет наполнен ваш контакт, качества мужественности и женственности для решения тех задач, которые возникают на пути. Но для этого нужно обладать знаниями и  эти знания мы получаем через собственный опыт. У нас есть все, но осознать нам это мешает собственный дефицит. Поэтому мы обращаемся к внешнему миру.

- Да, наверное, для того, чтобы быть счастливым, нужно научиться: не привязываться, быть благодарным и легко отпускать любого – ответил он.

- Не привязываться и легко отпускать не значит не любить. В любви важен близкий человек, но ваш фокус внимания должен быть на контакте. В таком случае вы выстраиваете бережные отношения. Такое реалистичное понимание убережет вас от лишних болезненных разочарований и уменьшит раны от разрывов близких связей. Когда Вы строите отношения с миром, людьми, предметами, попробуйте подойти с позиции «Я могу себе это позволить, не привязываясь к этому».

- Да я так и строю другие отношения, но они меня не радуют.

- Не совсем так! В ваших отношениях нет душевной близости. Вы закрываетесь от этих отношений, надевая маску безразличия, тем самым вы закрываетесь от близости и не чувствуете ничего. Давайте разберем вашу маску. Маска – это такая же часть вас, созданная вами же, как форма защиты от боли, которую вы переживаете. Или может Вы, таким образом, защищаете свою боль, чтобы она никуда не делась? По сути, маска и является колыбелью вашей боли. Через эту маску Вы холите, лелеете свою боль. Вы упиваетесь своею болью. Опишите свой физический образ, когда Вы надеваете эту маску. Посмотрите на себя, как бы со стороны: на свой взгляд, на выражение лица, положение тела,  свои движения, действия, как вы отвечаете и что говорите.

- Интересно.. Мой взгляд выражает скуку и отсутствие интереса. Да я, конечно, слушаю и что-то отвечаю, но мне не интересно.

- Если Вам не интересно, так зачем Вы идете на контакт?

- Я боюсь, что таким образом совсем останусь один. А здесь хоть какая-то иллюзия, что я не один. Хотя ведь на самом деле я один.

- Ну вот, по крайней мере, Вы вышли из иллюзии. Чтобы изменить реальность, необходимо принять то, что есть. А дальше Вы определяете то, что вы хотите. Что Вы хотите?

- Я хочу любить и быть любимым. Хочу близости и чтоб в наслаждении растворяться в ней.

- Эрик Фромм говорил: «Любовь – это искусство, сродни искусству жить». Жить – это чувствовать жизнь во всех ее проявлениях. Пропускать через чувства все события. Вы знаете, в негативных чувствах нет ничего плохого. Ситуативные эмоции это нормально. Не надо только в них растворяться. Вам мужчинам в этом плане проще. У вас рациональное мышление. То есть в тот момент, когда вас нарывает, например гневом, вы можете провести анализ «Почему?» Женщине сложнее, у нее мышление иррациональное, поэтому она так погружается в свои эмоции.

- Я понял, мне надо не бояться чувств. Благодарю.

Он вышел из кабинета в другом состоянии, как будто что-то уже ненужное он смог снять и оставить там, в прошлом. Он шел по улице и по-новому видел свой такой знакомый город. Была зима, но он совершенно не чувствовал холода. Деревья стояли одетые в пушистую белую шубку, как будто снег лежал не на ветках деревьев, а окутывал их белой пушистой дымкой. Воздух поражал своей чистотой. И хотелось вдыхать как можно глубже. И небо! Его глубина образовывала сферу. И люди! Они улыбались. А может, это потому что он шел и просто улыбался этому миру.


Рецензии