4. А К Дойл. О псах и гербах в истории Баскервилей

Илл. 1. Карта Британии (красным цветом отмечен Уэльс, рядом с западной границей Уэльса на зелёном фоне Англии отмечен Херефорд, графство Херефордшир).
Илл. 2.Большой герб Бэскервиллов на чайном наборе, приобретённом в 2011 г. Джоан и Эмметом Элдредами (by Joanne and Emmett Eldred, 2012).
Илл.3. Фрагмент щита большого герба Бэскервиллов на чайном наборе, приобретённом в 2011 г. Джоан и Эмметом Элдредами (by Joanne and Emmett Eldred, 2012).
Илл.4. Фрагмент герба Бэскервиллов на предмете столового сервиза из Бэскервилл-холла, обнаруженного в 2008 г. (by Joanne and Emmett Eldred, 2012).


А.К.Дойл. О псах и гербах в истории Баскервилей

М.А.Рушева


В повести Артура Конан Дойла (АКД) «Собака Баскервилей», напечатанной в 1901 г. – 1902 г., сообщено о гербе вымышленных девонширских Баскервилей, изображённом на двух привратных колоннах дартмурского Баскервиль-холла в виде кабаньей головы, символа мужества. Вероятно, этот герб связан автором с эпохой Ричарда III Йорка (1483 – 1485), избравшего своим нагрудным знаком изображение белого вепря. Утверждается, что на коронацию в 1483 г. было заказано 13000 эмблем с этим знаком, и слова «белый боров» стали прозвищем Ричарда III. Гербы появились в Европе между первым и вторым крестовыми походами, в интервале между 1096 г. – 1099 г. и 1147 г. – 1149 г., и первоначально представляли собой знаки отличия на щитах и плащах рыцарей (Джон Фоли «Энциклопедии знаков и символов». М.: ВЕЧЕ  АСТ, 1996). 


В повести АКД присутствовали два пса Баскервилей. Во-первых, речь шла о легендарном чудовище эпохи Карла I Стюарта (1625 – 1649), растерзавшем горло Гуго I Баскервиля. Это чудовише описано как огромный чёрной масти зверь, сходный видом с собакой, но выше и крупнее обычных собак (but it was that, standing over Hugo, and plucking at his throat, there stood a foul thing, a great, black beast, shaped like a hound, yet larger than any hound that ever mortal eye has rested upon). Следует отметить, что и в английском тексте, и в русском переводе чёрное чудовище не названо собакой. Это зверь, сходный с собакой, но выше и крупнее.


Во-вторых, в повести фигурировал весьма крупная свирепая собака, купленная Стэплтоном-Баскервилем в Лондоне у Росса и Менглса на Фулхемроуд и разукрашенная им по чёрной шерсти светящимся составом для придания потустороннего облика. В повести сообщалось, что, видимо, это был гибрид мастифа и ищейки-бладхаунда, размером с молодую львицу. В более раннем рассказе АКД «Лисий король (Pulled up)» (1898), сходном по фабуле с повестью «Собака Баскервилей (Hound of Baskervilles)», в ходе странной охоты с гончими на лису у героя рассказа в голове всплывают слухи о лисьем короле-демоне, но чудовище, растерзавшее четверых гончих, оказывается крупным серым волком, сбежавшим, как полагают, из зверинца*.


Представляется, этот рассказ был первой пробой пера АКД на тему герба реального рода Бэскервиллов (этот немного изменённый перевод фамилии даётся для отличия от вымышленных АКД девонширских Баскервилей). Рассказ создан после посещения автором Бэскервилл-холла, где АКД ознакомился с гербом и историей рода, причём Бэскервиллы просили АКД изменить в печати сведения об их доме так, чтобы их не тревожили докучливые туристы и поклонники АКД. Эти события, как и выход в свет рассказа «Лисий король», случились гораздо ранее знакомства с журналистом Бертрамом Флетчером Робинсоном. 


Реальный Бэскервилл-холл расположен в Южном Уэльсе, области Поуис, деревне Клиро Курт вблизи городка Хей-он-Уай, около границы Уэльса с графством Херефордшир (илл. 1; в Херефордшире был родовой замок Ирдисли, его первый владелец умер в 1109 г., впоследствии Бэскервиллы расселились в разных местах Уэльса). Герб Бэскервиллов, представляющий собой голову пса со сломанным окровавленным копьём, изображён на фронтонах и лепнине зала, но в 1945 г. Бэскервилл-холл был продан его владельцами за долги, и с тех пор в этом здании расположен отель с тем же названием. 


В 2008 г. в одном из помещений отеля Бэскервилл-холл  был обнаружен упакованный и спрятанный (ещё до 1945 г.) столовый серебряный сервиз Бэскервиллов из 42-х предметов, на каждом из которых изображён тот же герб, что и на лепнине здания, а в 2011 г. на торгах был обнаружен чайный серебряный набор из двух предметов, на которых также выгравирован герб Бэскервиллов, о чём рассказано четой английских коллекционеров Джоан и Эммет Элдредов в заметке 2012 г. Ниже приводятся описания этих гербов приблизительного свойства, поскольку они сделаны по имевшимся в работе Элдредов фотографиям. При описании гербов принято употреблять слово «пёс», объемлющее как прирученных псов с изображениями ошейников, так и диких псов (собак, волков) – без ошейников. На фотографиях гербов ошейник отсутствует (илл. 2 – 4).


Фотография изображения на чайном наборе (илл. 2 и 3; лондонская мастерская Генри Чавнера, примерно 1891 г.) представляет собой большой герб: металл Арджент, щит усложнённой треугольной формы, нерасчленённый, окаймлённый, с внутренней и внешней полосами. В центре щита находится голова пса, лохматая, с раскрытой пастью, длинным языком и тремя штрихами выбросов, исходящими из ноздрей. Голова покоится на отломанной утолщенной части древка копья, трижды перевитой светлой и тёмной лентами (всего 6 витков). Более тонкая отломанная часть древка с наконечником копья удерживается в пасти пса. С наконечника копья капают пять капель крови. Затылочный бугор пса, как видится, одет в короткий конический шлем. Перо (клинок) копья листовидной формы (несколько похоже на металлическое  ученическое перо для письма), немного ниже пера видны два расширения на трубке. Над щитом расположен шлем (анфас) с навершием  (верхняя фигура навершия неразличима). От короны отходят в стороны два светильника (?) и спускается, обволакивая щит, мантия с редким рисунком в виде трёх штрихов и каймой с мелкими кружками (?) по верхнему краю. Мантия по обеим сторонам стянута шнурами, в результате чего из углов мантии образованы складки в виде конусов с «головками» в виде бутона и трилистника.


На фотографии фрагмента одного из 42-х предметов столового сервиза Бэскервилл-холла (илл. 4; изделие 1780-х годов) видна та же голова пса со сломанным копьём и пятью каплями крови, но на утолщенной части копья различимо большее  число витков лент (примерно, восемь). Отмечается несколько иное соотношение длин утолщенной части древка и более тонкой части древка с наконечником, но по данной фотографии  неясна ситуация с покрытием шлемом затылочного бугра пса.  Наконечник копья с клинком несколько иной формы (сохраняется, однако, сходство с металлическим  ученическим пером для письма) и иными ограничителями на трубке (возможно, кстати, на обоих изображениях присутствуют отверстия по краям самой широкой части пера).


В «Семейной истории Бэскервиллов», представленной Брайаном Эрвином (под ред. Питера Бэскервилла Рэнса) в 1990 г. и содержащей ссылку на более раннюю статью Маделин Хоптон (1907) по данной тематике, написано, что существовало много гербов Бэскервиллов, но приводится описание герба по линии обитателей Херефордшира, основной ветви рода: «Герб в металле Арджент, с шевронной V-образной складкой между тремя синими полями (heurts). Эти поля (heurts) взяты от маленькой круглой ягоды, называемой  черникой или винной ягодой, она тёмно-синего цвета и растёт на валлийских горах. Геральдическое выражение hurt обозначает цвет и форму нагрузки (charge) на щите. «Крестом» (навершием) герба служит "стёртая" (не отрезанная, а отчленённая с шерстяными космами, прим. автора этих строк) волчья голова, в пасти которой сломанное  копьё с пятью каплями крови. Девизом является «Spero ut Fidelis», что переводилось как «Надеюсь как верующий» или «Надежда через веру». (Слово heurts, очевидно, Эрвин отождествляет с hurts, что в геральдике означает «голубые поля круглой формы»).

***

Одной из тем, вдохновившей АКД на создание повести «Собака Баскервилей», называются легенды о чёрных псах. Кон Аннон, «псы преисподней» из валлийского фольклора, предвещали смерть своим воем. В кельтских легендах чёрные псы сопровождали и охраняли женщин в ночных путешествиях (собственно говоря, легендарная собака Баскервилей, появилась, когда дочь фермера убегала от Гуго Баскервиля по тропам Дартмура, но спасение запоздало, поскольку девица умерла от страха перед погоней). Земной «неистовый гон» пьяных сквайров останавливал пёс больших размеров – в рассказе  «Лисий король» – волк, в повести «Собака Баскервилей» – зверь, похожий на собаку.

Чёрный пёс Вlack Vaughan (Чёрный Вон, Воан или Воган)  с торфяников хребта Хергеста, известный по легендам Уэльса, как представляется, был связан с семейством Воганов, а не Бэскервиллов.  Следует отметить, что, в записях генеалогической схемы Бэскервиллов попутно упоминались члены валлийского семейства Воганов.  Британский генеалогический сайт упоминает Сибил Морган Бэскервилл (1435 – 1499) из Херефордшира, которая имела в мужьях Уоткина Вогана. Также упоминается Элизабет Бэскервилл (1464 – 1546), супруга Уолтера (Уоткина) Вогана. Таким образом, брачные отношения семейств Воганов и Бэскервиллов, соседствующих домами близ хребта Хергест, известны в истории XV в., но у Бэскервиллов была некая связь с волком, чья голова была изображена в навершии герба херефордширских Бэскервиллов и на двух гербах столового сервиза и чайного набора Бэскервиллов.
 

Популяции британских волков стали уничтожаться в Британии ещё до нормандского нашествия, поскольку волки являлись серьёзной опасностью для людей и скота. Волки также разрывали могилы, пожирали трупы на полях сражений и в чумных деревнях. Английский король Этельстан ввёл в 950 г. дань волчьими шкурами, а преступников заставляли выкупать себя охотой на волков с предъявлением волчьих языков. Период с января и почти до конца марта был для дворянства сезоном охоты на волков. После нормандского нашествия в 1066 г. стали известны договоры от имени Вильгельма Завоевателя, предоставлявшие подданным владение территориями с условием их защиты от врагов и волков. Король Иоанн Безземельный (1166 – 1216) определил за двух волков премию в 10 шиллингов, Эдуард I (1239 - 1307) заказал полное уничтожение волков в Англии и Уэльсе. Считается, что волки вымерли во времена правления Генриха VII (1485 – 1509), и появление волка в рассказе АКД «Лисий король» было весьма загадочным и нетривиальным происшествием. Почему молодой герой рассказа "Лисий король" не узнал зверя, величиной с осла, с огромной серой головой и чудовищными блестящими клыками? - Да потому, что волков в Британии уже не было. Чёрное чудовище из легенды Баскервилей в повести АКД тоже не было собакой, оно было лишь зверем, сходным с собакой - зверем, уже не характерным для фауны Британских островов.    

***

Следует отметить, что европейские цветные гербы с изображением лохматых пёсьих голов без ошейников, с длинными  красными  языками, похожими на пламя,  и оскаленными зубами  имеют несомненное сходство с гербами Бэскервиллов на столовом сервизе и чайном наборе. Герб Бэскервиллов отличается присутствием окровавленного сломанного копья, что означает конец поединка и победу обладателя этого  герба  над противником – тем самым волком, о которого сломано копьё. В «Семейной истории Бэскервиллов (под ред. Питера Бэскервилла Рэнса)», представленной Брайаном Эрвином в 1990 г., высказано мнение, что, в старину волки были предметом охоты в Уэльсе, их истребляли, и, несомненно, некий мужественный поступок по спасению жизни от волчьей хватки мог способствовать возникновению этой геральдической картины.


Бэскервиллы, безусловно, участвовали в охоте на волков и боролись с врагами (мотив "волчьего"герба).  Герб, который лучше всего представлен на фотографии чайного набора, принадлежащего Элдредам, имеет одну занятную особенность: неясно проглядывается плоский конический шлем, прикрывающий затылочный бугор пса. Это может означать не только истребление волков как таковых, но также и победу над неким злым и алчным врагом, сравнимым  с волком.


В ранней истории Бэскервиллов Брайаном Эрвином упоминается поединок между Ральфом (или Робертом) Бэскервиллом, супругом дочери Лорда Клиффорда, и его тестем, самим Лордом Клиффордом, обвинённым в несправедливом захвате собственности из замка Колвин (мотив захвата собственности внутри семьи, нашедший отражение в повести АКД как попытка захвата). Место поединка указано в записях как церковный двор Llowes, где на месте гибели Лорда Клиффорда был установлен памятный вертикальный камень, либо, в другой записи, близ Херефорда, где впоследствии установлен белый крест. Ральф Бэскервилл получил после этого поединка помилование от Папы Римского. Время события относится, видимо, к первой половине XII в., поскольку сам Ральф (или Роберт) скончался в 1148 г. Клиффорды, как и Бэскервиллы,  значились в числе родов нормандского происхождения.


Упомянутый замок Колвин был построен в средние века в Уэльсе, недалеко от Ллансантфрейда на месте римского форта. В 1196 г. при столкновении нормандцев и валлийцев он был захвачен валлийским правителем Рисом ап Грифидом, умершим в 1197 г. В 1242 г. замок перестроен Ральфом де Мортимером, чей род также имел нормандское происхождение.  В те давние времена его представители были соседями Бэскервиллов (со смертью Эдмунда Мортимера в 1425 г. прямая мужская линия рода прервалась, земли и титулы перешли племяннику Эдмунда Ричарду Йорку (1411 – 1460), сыну Анны Мортимер и Ричарда Конисбурга, ставшего отцом двух королей и предком всех последующих английских монархов). Джеймс Мортимер, захудалый потомок рода Мортимеров, в начале XX в. возник перед читателями в повести АКД «Собака Баскервилей» в качестве друга, собеседника и домашнего врача обитателей Баскервиль-холла. Им было о чём поговорить…


Нашёл ли давний поединок Бэскервилла и Клиффорда своё отражение в "волчьем" гербе, всё же остаётся загадкой и семейной тайной Бэскервиллов, но очевидно, что  АКД знал о «волчьем» гербе Бэскервиллов, чьё лепное изображение украшало фасад и стены зала дома в Поуисе, и, быть может, именно поэтому рассказ «Лисий король» заканчивается убийством волка и спасением молодого наследника имения, рядом с которым был семейный врач, друг покойного отца. Отрезвление героя в рассказе началось из-за ужаса перед смертью, символом которой был чудовищный волк.

-----------------------------

* http://proza.ru/2019/11/28/1126

 


Рецензии
Здравствуйте, Мара.
Я было грешным делом разочаровался почитать что-нибудь интересненькое, а тут Ваша заметочка.
Очень понравилось. А если апроксимировать на на 21-ый век, то вообще чудесненько!
А вот о чём. В Московской области тоже имеются болотистые места. Например, в Шатуре. И собачки в тех местах водятся...Уверяю Вас.
Очень, очень понравилось.
С уважением,
Сергей Владимирович Тимофеев.
P.S. Нажму зелёненький кружочек - понравилось. Очень, очень актуальненько. Набивший оскомину "101-ый километр" тоже в той стороне, кстати говоря. И болота...там...и...Молодец Артур! Хороший рассказ (повесть?) написал. Про болота и собачек...м-м-м...конфетка!.....А уже 21-ый век...м-м-м-м... и собачки, и болота..м-м-м... Ещё одну зелёненькую нажму, пожалуй!

Сергей Тимофеев1   29.11.2019 12:27     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию...
В XX веке некто Короткевич сообразил, что болота в Белоруссии не хуже дартмурских... Прикинул расклад... Написал повесть "Дикая охота короля Стаха". Потом кино поставили, но повесть лучше фильма...
В Московской области болота чересчур и зряшно осушили, вот когда снова зальют - вот тогда, пожалуй, разговор с прозаиками будет конструктивным (смайл)...


Мара Рушева   29.11.2019 13:12   Заявить о нарушении
Не на чем.// Осушили, но не все. Не до конца. Ну, болото - всегда болото.// Я к чему это? Артур (английский) написал про уэльских собачек, а у нас всё также, всё то же! Почти. В 21-м веке. ага. С точность до величины следующего порядка малости. Только в Подмосковье. // Вот только конандойликов не хватает (смайл).
P.S. С удовольствием буду почитывать статейки такого плана как вышепреведённая. (инфо для Вас)

Сергей Тимофеев   29.11.2019 15:41   Заявить о нарушении