Пластилин

          Мальчик звонко шлёпал ладонью по пластилиновой лепёшке. Чпок! Чпок! Расплющенный блин он брал за краешек и укладывал себе на щёки и на нос. Ещё он умел обёртывать блином свой указательный палец («чтоб не мёрз!») и очень ловко скручивать из блина кулёк, чтобы потом скомкать его, скатать в шарик и опять: чпок, чпок!
          Потом отщипнуть кусочек другого цвета и с ним проделать то же самое. Разноцветные блинчики складывались в стопку.
          Мальчик работал на публику. Дети это умеют, особенно четырёхлетние, особенно такие – кудрявые, голубоглазые, с длиннющими ресницами. «Публика» никак не реагировала, уткнувшись носом в толстый журнал. Но это было делом времени, а времени в запасе было много: мама и папа недавно ушли стричься, а мама хотела себе ещё какие-то ногти, а впереди «публики» ждали очереди ещё два человека, которые курили на крыльце.
          Здесь, в крошечном зальчике ожидания, умещались только кожаный диванчик, журнальный столик и металлическая вешалка. На вешалке висел длинный коричневый зонт. Дождя не было и в помине, и у зонта был скучный, тусклый и явно забытый вид.
         
          Сообразительный мальчик притащил с собой в парикмахерскую коробку пластилина. Он знал, что сидеть придётся долго и лучше ждать и лепить, чем ждать и ничего не делать! Коробка лежала на столике, а сам мальчик забрался с ногами на диванчик, и, пока он творчески размышлял, пришёл молодой человек и сел рядом. До этого мальчика никто не беспокоил – ребёнок же! Пусть сидит и лепит, лишь бы не капризничал. А молодой человек спокойно вытащил из-под коробки журнал и стал его листать.
          Из зала слышались голоса, играла музыка. Стопка блинов росла…

          Первым не выдержал мальчик. Он пристроил новый жёлтый блинчик на стопочку и объявил:
          - А меня зовут Ярик. И приготовился услышать: «А меня…».
          Ему не ответили.
          - А тебя?
          Молодой человек перелистнул страницу. Он вовсе не собирался разговаривать с ребёнком. Тем более, что и имя это… он считал его собачьим.
          «Ярик… Ярик…». Да, точно, это был рассказ, очень давно. Какой-то охотничий пёс Ярик, какая-то колбаса… Что-то такое он читал в детстве. Вот - запомнилось.

          Молодой человек не любил детей. Он равнодушно относился к самому их существованию, не терпел, когда они кричали или визжали и с сожалением вспоминал, что сам был когда-то ребёнком, а не родился сразу взрослым и «с мозгами». Потеряна уйма времени.

          Мальчик вертел в руках красный комок и поглядывал на своего неожиданного соседа. У дяди был добрый нос и большое кольцо на пальце. И цепочка на руке. И чёрная рубашка…
          Только он почему-то не хочет разговаривать с ним, с очень хорошим мальчиком Яриком.
          А между тем, с ним всегда все разговаривали.
 
          Мальчик скатал пластилин в большой шарик.

          - Хочешь, я подарю тебе этот пластилин?
          Мужчина покачал головой. Но не из стороны в сторону, а будто отмахиваясь.
          - Вот этот, красный. Хочешь?
          - Нет.
          - На. У меня его много.
          - Не надо.
          Мальчик потянулся и положил пластилиновый шарик на раскрытый журнал в руках мужчины.
          - Я же сказал – не нужно. Не мешай, - бесстрастно отреагировал ровный голос.
          И шарик вернулся обратно на столик.
          Это уже было похоже на игру. И мальчик снова схватил шарик и с силой прижал его к журнальной странице с белокурой тётей. Прямо прилепил. И засмеялся.
          Он смеялся победно, и большие голубые глаза его тоже смеялись, глядя на красивого дядю.
          - Ну вот, я тебе его подарил!
          Дядя оторвался от своего журнала и несколько секунд внимательно изучал мальчика.
          Глаза у молодого человека были тёмные, острые, и в них прыгали черти. Настоящие чертенята, добрые или злые - непонятно, но самые настоящие – с рогами, хвостами и копытцами на ногах.
          Они грозили мальчику из-под ресниц, но мальчик смеялся и не заметил их.

          - Понимаешь, в чём дело, - очень серьёзно изрёк молодой человек, - если ты мне подаришь этот пластилин, то он будет мой. Так ведь?
          - Да, - кивнул мальчик.
          - Ты хорошо подумай, прежде чем соглашаться. Ты не сможешь взять обратно этот шарик. Он останется у меня. Ты согласен?
          - Да, - согласился мальчик. Этот взрослый разговор очень увлёк его.
          - Точно?
          - Точно!
          - Хорошо. Я принимаю твой подарок. Спасибо.
          И молодой человек отложил журнал, взял подаренный пластилин и принялся мять его в ладонях. Для начала он вылепил бублик, потом гриб, а потом гриб вдруг быстро превратился в утку, а утка плавно перетекла в кошачью голову…
          Мальчик с улыбкой встретил гриб, с восторгом утку, а кошка вызвала на его румяном лице недоумение. Он поглядывал на дядю выжидательно, но дядя не обращал на него ни малейшего внимания и с увлечением крутил в пальцах чужой пластилин. 
          Мальчик нахмурился и протянул ладошку:
          - Ну, всё. Ты уже поиграл.
          - Не понял.
          - Отдай.
          - Ты же мне его подарил.
          - Отдай!
          - Ну что ты, так не делается. Ты мне сделал подарок, а теперь хочешь отобрать? Так нельзя. Пластилин теперь мой. Он ко мне уже привык.
          - Нет, мой. Это мой пластилин. Мама его мне купила.

          - Видишь ли, - и молодой человек высоко поднял брови, прислушиваясь к тому, что он сейчас скажет. –  Дарёные вещи не требуют обратно. Приличный человек ни за что не будет этого делать. Это называется фу.
          Мальчик покраснел.
          - Отдай мой пластилин!
          - Не могу. Это подарок. Я ведь не просил его у тебя. Ты мне его, можно сказать, навязал. И ты знаешь, мне очень понравилось лепить. Так бы всё время сидел и лепил! Сейчас вот постригусь… возможно, даже хорошо,… пойду домой и буду там лепить усиленно, просто в поте лица. Как Микеланджело. Ну, ты, скорее всего, не знаком с Микеланджело. Был такой…
          - А ты уже большой! У тебя, что ли, дел нет?
          Мальчик мыслил логично. Этот чужой и, как оказалось, очень плохой дядя был намного больше маленького Ярика. А все большие должны уступать маленьким. В общем-то, так оно всегда и было.
          И мальчик добавил:
          - Я скажу папе.
          - Что ты ему скажешь?
          - Всё скажу. И он у тебя мой… мою… мою вещь отнимет! Вот так.
          - А я знаю, что ты скажешь… Ты ему скажешь, что ты очень жадный. Вот так.

          И тут, приглаживая руками свою новую голову, появился благоуханный папа.
          - Ну как ты? – бодро вопросил он. – Не помер ещё со скуки? А что это у тебя такое? – И он  кивнул  на цветную стопку блинчиков.
          Папа стоял довольный, широкоплечий, спортивный, и пахло от него тем особенным ароматом, какой бывает только в парикмахерских и никогда дома.
          - А вот он не отдаёт мне мой пластилин, - наябедничал мальчик, показывая на сидящего рядом дядю.
          - Пальцем не показывай, - сказал папа. – Какой пластилин?
          - Ваш Ярик подарил мне вот этот пластилин, - и молодой человек показал кошачью голову. Голова была слеплена великолепно. – А теперь хочет отобрать. И, похоже, он даже собирается отрицать сам факт дарения. Вообще-то это странно.
          Папа что-то такое понял, но не совсем.
          Ерунда какая-то. Какой-то пластилин… И вроде человек взрослый. Не пацан какой-нибудь.
          - Если ты подарил – то и чёрт с ним, - сказал он сыну. – У тебя тут целая куча пластилина.  Интересно, нам долго ещё маму ждать? Может, на улицу выйдем?
          Мальчику показалось, что он сейчас заплачет, но это было бы унизительно, и поэтому он разозлился.
          - У меня и так красного мало! Совсем мало!
          - Что ты орёшь?
          - Потому что я переживаю! И я не жадный!
          Молодой человек сочувственно вздохнул и счёл нужным вмешаться:
          - Ну, это поправимо, вообще-то. Я могу обменять свой пластилин на любой другой. Для меня это не принципиально. Давай мне зелёный, а я тебе красный.
          Папа хохотнул и потеребил свой загорелый нос.
          «Зануда», - подумал он.
          - Ярик, не связывайся. Пусть дяденька играет, пока голова не закружится. Ты сам виноват, не надо свои вещи раздавать кому попало. Айда выйдем.
          - Не пойду, - сказал Ярик и намертво прилепился к дивану.
          - Ну что тут сидеть в духоте… Идём, подождём маму на улице.
          - Иди сам, - процедил Ярик мстительно.
          - Ну-ка, ну-ка, что это за разговоры? Давай-ка собирай свой пластилин. И быстренько.
          - Не буду, - огрызнулся мальчик. - Сами собирайте!
          И он замолчал и надулся. Кого именно он имел в виду под этим «сами»… В четыре года ребёнок может себе позволить сказать что угодно.
          Молодой человек бережно подправлял носик у слепленной головы…   
          Папа постоял, глядя на них обоих, сгрёб пластилин в коробку и бросил в пакет.
          Через пять минут вышла мама, дуя на блестящие ногти. Она вытащила из сумочки расчёску, поколдовала перед зеркалом и, закусив хорошенькую губу, долго всматривалась в своё отражение. Что-то ей, видно, не понравилось, она коротко бросила:
          - Я вас жду, - и скрылась за дверью.
          - Ярик, уходим, - сказал папа и тоже вышел.

          … В зале певец весело пел что-то про первую любовь. Как-то чересчур уж весело в такой напряжённый момент.
          Мальчик нашёл на коленке пятнышко и теперь ковырял его ногтем.
          - Мне кажется, ты зря отказался меняться, - сказал молодой человек, не глядя на мальчика. -  Это был неплохой вариант. Какой-то комок зелёного пластилина на чудесную красную кошечку! Впрочем, и теперь не всё потеряно. Так как кошечка моя, я могу её тебе продать. И тогда весь твой пластилин останется при тебе. По-моему, я хорошо придумал!
          Мужчина бросил на мальчика карий блестящий взгляд, и лохматый чёрт выпрыгнул из его глаз и поскакал по столу.
          - Ярик! – Папа приоткрыл дверь. – Ну, в чём дело? Что там у тебя? Нам долго ещё ждать?
          Ярик счищал с ладони пластилиновые кляксы…
          - Да что ж за день такой! – рассердился папа. Он попытался стащить сына с дивана за шиворот, но тот молча вцепился в валик и упёрся ногой в пол. И сжал зубы, и даже покраснел от натуги.
          - Ну, всё! – сказал сильный папа. Он вдруг засмеялся, обхватил мальчика поперёк туловища, отодрал от дивана и в таком виде – под мышкой - вынес на улицу. Потревоженный зонт закачался на вешалке.

          - Кто на стрижку, проходите! – позвал из зала женский голос.


Рецензии
Замечательный рассказ и поучительный!
С улыбкой, Вера

Веруня   24.03.2024 18:03     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отзыв. Очень рада, что Вам понравилось.))
Светлой и удачной весны Вам.

С теплом,

Галина Савинкина   25.03.2024 23:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.