Об абстрактном искусстве и о художниках

Недавно в мессенджере я беседовал с одним художником. В своё время он закончил с отличием серьёзное московское художественное заведение. Сейчас несколько лет живёт и работает в Америке.
Речь у нас шла об абстрактном искусстве.

Он. Лучше в работах иметь сюжет, тогда тепло есть. Абстракции просто холодные.

Я. В абстракциях через цвет можно передавать настроение и эмоции. Это как в музыке.

Он. Но в сюжетной работе жизни больше всегда. И это что - то от самого человека.
Перефразируя Толстого - все абстракции похожи друг на друга, все сюжеты разные.
Если говорить о музыке, то даже у Чюрлёниса картины сюжетные.
При взгляде на абстрактные картины переживаний, естественно, нет. Только голый дизайн. Такого здесь километры. У каждого художника полный чулан абстракций. Одна знакомая жаловалась, что уже некуда складывать. И это всё ни о чём.

Я. В том то и дело, что уровень разный. Слабых абстракций много. Не все чувствуют цвет, линии, пятна. В реализме тоже масса посредственных картин.

Он. У американцев с этим всё в порядке, классно всё чувствуют. Но они все не нужны. Никому.

Я. Американцы пресытились.

Он. Нет. Тенденция на развитие человеческого. Чтобы было не холодно - абстрактное - отвлечённые.

Я. Каждый случай индивидуален. Даже Малевич в поздний период после абстрактных поисков вернулся к реализму. Я думаю, что всё же ему необходим был этот поиск. Каждому своё...
 

Известный филолог Лотман писал, что стихи должны быть непонятными. Тогда возникает диалог читателя с текстом.
 Как правило, понятные стихи скучны. Подобное можно сказать и о картинах.
Абстрактные работы дают пищу для фантазии. Недаром Леонардо да Винчи мог часами смотреть на пятна и линии на стене. У него возникали композиции.

В современном мире сейчас  спрос на произведения искусства складывается из различных факторов. На примере Китая можно проследить один из моментов артрынка. В тех районах, что граничат с Россией,  спрос на картины, в которых изображены самовары, берёзки и прочие атрибуты русской деревенской жизни. Работы китайских мастеров в таких районах поднадоели. Рынок переполнен ими. Китайские галеристы устремились в Хабаровск и во Владивосток. Российские художники еле успевают за спросом. Пишут сотнями картины на национальную тему.
Если же взять другие развитые районы Китая, к примеру, Гуанчжоу, который славится своими авангардными постройками, то там наоборот востребовано абстрактное искусство.
Так что утверждение моего оппонента о том, что абстрактные работы никому не нужны, довольно относительное.


О художниках - в широком значении этого слова:

В основном есть три группы:

1. Те, кто рисуют, пишут ( рассказывают ) то, что они видят.
Иными словами - фотографируют объекты.
Они занимаются искусством.

2. Те, кто рисуют, пишут из собственного воображения.
Они создают сюжеты. Воплощают свои идеи.
Вторая группа более творческая, чем первая.
Они занимаются искусством и творчеством.

3. Те, кто совмещают оба процесса.


Рецензии