Скрипка Ротшильда

ИНТ. ДОМ. ДЕНЬ.

Пожилой мужчина сидит на стуле посреди комнаты(Яков), склонившись над пустым маленьким гробом. По всему периметру комнаты у стен стоит 10-12 пустых гробов. Яков держит в руке линейку и делает замеры. Лицо скривлено в недовольную гримасу, щеки и нос сморщены, брови опущены.  Позади него стоит мужчина лет 30 в старом пальто, в руках мнёт шапку. Взгляд печальный. Наблюдает за Яковом.

ЯКОВ
(процеживая)
За такую чепуху возьму 2 рубля 50 копеек.

Мужчина на мгновение задумывается, затем молча кивает и спешно достаёт деньги из кармана пальто. Отдаёт Якову.

МУЖЧИНА
Вот, спасибо вам за работу. Не зря меня к вам направили.

Яков берёт деньги, встаёт со стула и кладёт их в шкатулку на рядом стоящем столе. В этот момент открывается дверь с улицы,  входит пожилая женщина(Марфа), в руке держит ведро с молоком, подходит к печи в углу.

МУЖЧИНА
(Якову)
 Мы завтра всё это будем... Ну, то есть... могу завтра его забрать?

ЯКОВ
(нервно)
Да, да, валяй. Но не позже. Всего доброго!

Яков не смотрит на посетителя и садится за письменный стол. Мужчина задерживается на мгновение, смотрит на Якова, мнёт шапку. Затем надевает её, выходит из дому. Яков сидит за столом и делает запись в блокнот: 2 руб. 50 коп. На лице появляется довольная улыбка. Марфа берёт ведро и переливает молоко в горшок. Её рука дрогнула и молоко выплескивается на пол. Яков бросает карандаш на стол, встаёт.

ЯКОВ
(кричит)
Ты что совсем ополоумела, раззява?

МАРФА
Немножко пролила…тьфу, зараза! Случилось же такое!

Яков подходит к Марфе. Замахивается на неё рукой, но не бьёт.

ЯКОВ
Это ты зараза! Оно ж денег стоит. Дал бы тебе!

Марфа испуганно поднимает руки и прячет за ними голову. Падает на стул, стоящий рядом. Яков опускает руку, плюёт и ругается.

ЯКОВ
Нуу, дддура! Глаза раскрой!

Яков подходит к полке над столом, берёт с неё скрипку, кладёт в её футляр, надевает пальто и выходит с футляром в руке. Марфа испуганно протирает пол и бубнит несвязно под нос.
 


НАТ. ДВОР. ДЕНЬ

Яков идёт по улице, заходит во двор частного дома. ПО двору бегает мальчик 6-лет и девочка лет 7-ми, играют. Возле входа в дом стоит толпа черноволосых мужчин, двое из них с пейсами, еще трое стоит курит. В толпе стоит полный мужчина(Моисей) ростом не выше 170-ти, с круглым животом и широким лицом. Он морщится, всматривается в посетителя. Затем улыбается.

МОИСЕЙ
(игриво)
Яков Матвеич, здрасьте дорогой! Ждём вас, ждём! Я уж начал переживать, где вы, как вы. Послать за вами хотел. Как вы поживаете?

Моисей протягивает руку. Яков пожимает её и снимает шляпу.

ЯКОВ
Привествую, Моисей Ильич. Я всё там же. Что у нас сегодня? Программа есть?

МОИСЕЙ
Есть, есть, Яков Матвеич! Всё дадим… Впрочем, всё как обычно.  Играем наше, народное, вы ж сами знаете.


ЯКОВ
(усмехаясь)
Хех! Так наше или ваше?


Яков проходит, Моисей открывает входную дверь, пропускает его вперёд. Входит за ним в предбанник дома. Похлопывая его по плечу.


ИНТ. ДОМ. ДЕНЬ

Яков снимает пальто, вешает на крючок, Моисей стоит на выходе.


МОИСЕЙ
И наше и ваше.. Яков Матвеич, прошу вас, давайте только не здесь... Тут племянница моя замуж выходит. Плачу 40 копеек, с меня ужин как обычно.

ЯКОВ
Во оно как! Хм.. 60 и на меньшее не согласен. Ещё и Мойша твой пусть после всего подбросит домой.

МОИСЕЙ
(взволнованно)
Послушайте, какие 60? Давайте уж 45. У нас всегда так было.

ЯКОВ
Э, не дружочек. 60! А кто у нас еще сыграет вам "Землю обетованную"? Есть такой?
Что-то не вижу. 60 и по рукам. И Мойшу предупредите. Давай-давайте.

Яков протягивает руку. Моисей выдерживает паузу, смотря недовольно в сторону. Затем вздыхает и жмёт руку.

МОИСЕЙ:
Яков Матвеич, только без этого, вашего.. Прошу вас. Взываю к вашей порядочности.

Яков поправляет одежду, смотрится в зеркало, причесывается. Кивает головой. Моисей с волнением выходит в зал. Яков берёт футляр со скрипкой, входит в зал.


ИНТ.ЗАЛ. ДЕНЬ

Яков играет произведение с оркестром перед гостями. Справа от него парень(20) с контрабасом, слева - старик(78) с трубой, а позади - мужчина лет 40-ка с лишним(Ротшильд) с флейтой. Гости едят, пьют, танцуют. Оркестр отыгрывает композицию, толпа аплодирует. Яков резко поворачивается к флейтисту Ротшильду.

ЯКОВ
Ты долго лажать ещё будешь, дуралей? Ухи вянут, не могу! Что ты всё жалобишь тут? Страдалец, мать твою. И опять он чеснока нажрался, фу! В другую сторону поддувай, не на меня!

Ротшильд смотрит на Якова, взгляд испуганный, глаза круглые. Согнул спину и втянул голову в себя. Яков поворачивается обратно. Перед оркестром – по центру комнаты накрытые скатертями столы с множеством блюд и напитков. Между столами и оркестрантами – толпа мужчин и женщин разного возраста, весёлых, потных, костюмы и платья мятые.
За столом жених(31) и невеста(24), стеснительно улыбаются. Моисей подходит к оркестру, смотрит на Якова, недовольно наклонив голову. Затем машет вверх-вниз кистью руки и идёт за стол к гостям. Оркестр исполняет следующую композицию. Толпа веселится. Моисей выпивает с гостями. По залу бегают дети. В помещении душно, все мокрые и разгоряченные. Оркестр доигрывает. Слышны аплодисменты и звук падающего стула.

ЯКОВ
(гневно кричит)
Да ты это специально. Издеваешься надо мной. Я ж слышу, и в ухо мне ещё подносишь играешь. Ты кого изводить собрался, картавый?

Гости смотрят на Якова. На полу лежит Ротшильд, смотрит на Якова , глаза круглые, подле него перевёрнутый стул. Над ним стоит Яков и замахивается на него флейтой. Затем бросает в Ротшильда флейту. Берёт скрипку под мышку и выходит из зала.

РОТШИЛЬД
(кричит)
Но ви, пожалуйста, потише, а то ви у меня через забор полетите!

ЯКОВ
(под нос)
Жидок проклятый.. Мерзость. Фу!

Гости провожают взглядом Якова. Моисей устремляется за ним, бросается в двери. Пробегает мимо оркестра, размахивает руками, оркестр спешно начинает играть новую композицию. Ротшильд поднимается и ищет флейту на полу.


НАТ. ДВОР. ВЕЧЕР

Яков стоит на крыльце, надевает плащ, кладёт скрипку в футляр, выходит со двора. Моисей выбегает из дома и догоняет Якова.

МОИСЕЙ
Яков Матвеич, ну что вы опять тут устроили? И словами такими бросаетесь. Ну куда вы? Это вы из-за Ротшильда?

Яков идёт, не обращая внимания на слова. Брови нахмурены, скулы сжаты. Ворчит бессвязно.

МОИСЕЙ
Да вернитесь вы! Я заменю, его не будет там. В самом деле. Накормим вас... Яков Матвеич, я вам не заплачу!

Яков идёт дальше, не обращая внимания и отмахивается резко рукой. Моисей догоняет его, касается плеча, останавливает и впихивает в руку рубль.
МОИСЕЙ
Яков Матвеич, вот возьмите. Жду вас через неделю на мероприятии у Биклеевых.

Яков держит рубль в руке. Смотрит удивленно на Моисея.

ЯКОВ
Тут рубь.. Куда ж ты мне его..

МОИСЕЙ
Вы нужны нам через неделю, без вас совсем плохо играют. И не только. Тут вот ещё что, приболел тяжко друг мой, Савелий Чиркин.

ЯКОВ
(воодушевленно)
Надзиратель что ли из участка?

МОИСЕЙ
Дают плохой прогноз совсем. Не больше недели протянет.. Одним словом, мне и другие ваши услуги нужны. Так, чтоб по-роскошнее...ну сами понимаете. Так что ожидайте клиентуру, приду к вам завтра задаток принесу. Не злитесь вы так. До скорого!

Моисей жмёт руку и идёт обратно в дом. Яков хлопает губами, кивает головой с благодарностью. Разворачивается. Идёт в сторону дома.


ИНТ. ДОМ. УТРО

Яков сидит на стуле, в руках инструменты, мастерит гроб и гладит материал-обивку. С ним рядом в комнате Марфа топит печь.У неё болезненный вид: синяки под глазами, пот стекает с лица, она дрожит.

ЯКОВ
(вполголоса)
Хороша материя, давно не работал с такой! Поработаешь тут. Помирают одни бедняки - деды и старухи.

МАРФА
Что-то не здоровится мне совсем. Прихворала что ли. Жарит меня.

Марфа уходит в другую комнату, руками придерживается стены. Яков садится за стол, не обращает внимания на жену и открывает тетрадь. Делает записи, выводит цифры в таблице. Пишет: «Итого 44 руб. 13 коп.» Он морщиться, качает нервно головой.

ЯКОВ
Что ж это такое? Ушло сколько! И куда! Ддубина!

Яков вскакивает со стула и проходится по комнате. Челюсть и кулаки сжаты.

ЯКОВ
Марфа, ты чего печь не натопила? Заледенеем тут! Куда пошла?!

Из другой комнаты слышен громкий шум падения. Яков встаёт и бежит в ту комнату. Видит на полу Марфу без чувств.


НАТ. ДВОР БОЛЬНИЦЫ. ДЕНЬ.

Яков с Марфой сидит на повозке, сосед-извозчик Митя(49) въезжает во двор больницы. Яков поддерживает Марфу за руку и талию и заводит её в здание.


ИНТ. БОЛЬНИЦА. ДЕНЬ.

Яков входит в кабинет с Марфой. В кабинете за длинным деревянным столом сидит доктор(Максим Николаевич). Делает запись в книжке. Поднимает глаза на посетителей и сразу же опускает вниз, продолжает писать.

ДОКТОР

Что у вас?

ЯКОВ
Извините, беспокоим вас, Максим Николаевич. Прихворал мой предмет, подруга жизни так сказать..

ДОКТОР
М-да.. Так. Горячка или.. Инфекция по городу ходит. Ну пожила старушка, уже пора и честь знать. Сколько ей?

ЯКОВ
(вежливо улыбается)
Да без месяца семьдесят. Оно то может и так, но всякому насекомому жить хочется.

ДОКТОР
Да мало ли чего! Вот эти порошки ей давай  два раза в день и холодный компресс прикладывай. Пока всё.


Яков садится на скамью перед столом, пытается поближе сесть к доктору. Вытягивает голову к нему.

ЯКОВ
Может банки ей поставите?


ДОКТОР
(хмурится)
Некогда, некогда. Ступай давай. Нечего тень наводить.

Доктор отрывается от письма. Машет рукой больным - женщине с мальчике в коридоре.

ЯКОВ
Ну помогите в самом деле, Максим Николаевич! Ей бы кровь гнать, при простуде. Поставьте ей хоть пиявки!

ДОКТОР
(гневно)

Поговори мне еще! Дубина. Проваливай.

Яков вспыхивает, лицо краснеет. Злобно смотрит на доктора.

ЯКОВ
Понасажали тут артистов! Богатому поставил бы банки, а бедному и пиявки пожалел. Ирод.

Яков берёт за руку жену и ведёт её из кабинета.


ИНТ. ДОМ. УТРО.

Яков сидит за столом. Делает запись в тетрадь: «Марфе Ивановне гроб – 2 р. 40 коп.». В другой комнате – Марфа лежит в постели, в поту, дрожит, бредит. Возле неё - две женщины соседки лет 65-ти, батюшка возле кровати. Читает молитву. Дочитывает. Выходит вместе с соседками из дома. Яков заходит в комнату, поправляет постель Марфы.

ЯКОВ
Что ж ты старая. Уйти решила. Знаешь на похороны сколько надо? Вот ддура! Чего ты веселишься?

Марфа смотрит на Якова. Её лицо приобретает живой весёлый вид, появляется румянец. Яков смотрит на неё, его взгляд испуганный.

МАРФА
Ты помнишь девочку. Мы её только назвали с тобой Соней, а она на следующий же день померла? Белокурый младенчик мой.. Что, забыл?

ЯКОВ
Да лежи ты, спи, отдыхай. Это тебе мерещиться.


Яков морщит лоб, опускает брови, щурит глаза. Гладит волосы на голове Марфы. Выходит из комнаты, берёт скрипку с полки и пиликает. Смотрит в окно, взгляд пустой.


НАТ. КЛАДБИЩЕ. УТРО.

Похороны Марфы. Яков стоит возле гроба. Держит в руке псалтырь и читает вслух.

Рядом стоит толпа, человек 10: старик сторож(Степан),могильщик, старухи, нищие, двое юродивых. Яков окончил чтение, подходит к гробу, трогает его за стенки и гладит деревянную крышку,

ЯКОВ
(вполголоса)
Хорошая работа!

Яков подходит к могильщику. Лицо довольное.

ЯКОВ
Благодарен тебе Степан. Помог.

СТЕПАН
Да о чем ты! Место хорошее... Но на батюшке зря ты это, сэкономил. Там тебе не зачтется.

ЯКОВ
Да я чем хуже? Этих дармоедов пол страны. Обойдутся!

Яков идёт в сторону дома.


НАТ. ДОРОГА. УТРО.

Яков медленно идёт по дороге, голова опущена, смотрит в землю. Подходит к калитке своего дома, ему навстречу идёт Ротшильд.

МОИСЕЙ
А я вас ищу, дяденька! Моисей Ильич велел вам зараз приходить к ним.

Яков открывает калитку и заходит во двор. Ротшильд смотрит на него.

ЯКОВ
Отстань!

РОТШИЛЬД
(взволнованно)
Как же это можно? Моисей Ильич будет обижаться сильно! Велел зараз же придти.

Ротшильд стоит, запыхавшись. Он часто моргает и смотрит в глаза. Яков смотрит на него, взгляд презрительный.

ЯКОВ
Что ты лезешь ко мне, чеснок? Не приставай!

РОТШИЛЬД
Но ви, пожалуйста, потише, а то ви у меня через забор тута полетите!

Яков гневается и бежит на него, поднимая вверх руки и сжимая кулаки.

ЯКОВ
Иди к чёрту! Житья от вас пархатых нет!

Ротшильд бледнеет от страха, присаживается и машет руками над головой, старается защититься от ударов. Затем вскакивает и бежит со всех сил. Рядом идёт пара мальчишек лет 10-ти, с палками в руках. Они видят Ротшильда и бегут за ним.

МАЛЬЧИК
Жид! Жид! Эй, жид! Ха-ха-ха.

 Из соседнего двора выбегает дворняга и так же бежит за Ротшильдом, лает на него. Она кусает его за ногу. Ротшильд резко вскрикивает.



НАТ. ДВОР. ДЕНЬ.

Яков играет на скрипке, сидит у входа в дом. Смотрит на дерево перед собой. Взгляд отрешенный, пустой. За забором появляется Ротшильд.

РОТШИЛЬД
Моисей Ильич велел передать, что больше не ждёт вас. А друга его, полицая, хоронят в другом месте. И гробик не нужен ваш.

Яков останавливает игру. Кладёт скрипку на скамью. Выходит со двора. Ротшильд отбегает от него на 5-6 шагов, смотрит назад. Яков молча уходит в противоположную сторону, не оборачивается. Взгляд задумчивый.



НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.

Яков идёт по дороге. Проходит мимо реки. Рассматривает воду, дома, деревья. Видит вербу, стоящую у реки. Возле неё мужчина(25) и женщина (24) стоят по пояс в воде.  На руках у мужчины белокурая девочка 2-х лет.
Он её окунает в воду, она заливается смехом. Женщина прыгает в воду и плывёт от берега. Яков смотрит на отплывающую женщину. Мужчина обнаруживает Якова.

МУЖЧИНА
Отец, вам помочь?

 Яков не отвечает и уходит. Идёт по улице, затем резким движением ускоряется в сторону дома. На него идут прохожие, женщины и мужчины, которым далеко за 60. Он всматривается в них и на лице его злость и отчаяние. Подходит к калитке, падает.


НАТ. ПОВОЗКА. ДЕНЬ.

Яков едет в повозке. Везёт его сосед. Яков плотно укутан в тряпки, у него озноб, он мокрый, взгляд расфокусирован. Повозка въезжает во двор больницы. Яков заходит в больницу.


ИНТ. БОЛЬНИЦА. ДЕНЬ

Яков сидит на стуле. Напротив него - доктор. Он делает записи в книжке и не смотрит на пациента.

ДОКТОР
Вот эти порошки выпивай два раза в день и холодный компресс прикладывай. Это всё.

Яков смотрит на доктора с равнодушным взглядом. Лицо бледное. Он молча берёт порошки и выходит из кабинета.


НАТ. ДВОР. ВЕЧЕР.

Яков сидит у порога своего дома и играет на скрипке. Он нежно держит её в руках и прикладывает к ней голову. В калитке показался Ротшильд. Он проходит по двору, а увидев Якова, останавливается и съёживается. Машет руками. Яков спокойно смотрит на него.

ЯКОВ
Подойди, ничего! Подойди!

Ротшильд смотрит недоверчиво и со страхом в глазах. Он подходит и останавливается в метрах полтора.

РОТШИЛЬД
А ви, пожалуйста, не бейте меня! Меня Мойсей Ильич опять послали. Не бойся, говорят, поди опять до Якова и скажи, что без них никак невозможно. В среду швадьба... Да-а! Господин Шаповалов дочку выдаёт и швадьба будет богатая, у-у!

Ротшильд щурит один глаз.

ЯКОВ
Не могу... Захворал, брат.
 Яков опять заиграл на скрипке. Из его глаз появились слёзы и брызнули на скрипку. Ротшильд меняет выражение лица с испуганного на скорбное. Он закатывает глаза и отводит их в сторону. Из глаз прыскают слёзы.


ИНТ. ДОМ. ВЕЧЕР.

Яков лежит в постели, вид слабый, лицо бледное, худое, нос заострён. Над ним стоит священник и читает Псалтырь. Яков смотрит на скрипку, которая лежит на печи.

БАТЮШКА
Вспомни, раб Божий Иаков, помнишь ли за собой грех особенный?

Лицо Якова напряженно сосредоточилось. Губы дрожат, пытается вымолвить слово.

ЯКОВ
(тихо)
Скрипку отдайте Ротшильду.

БАТЮШКА
(заботливо)
Хорошо.


ИНТ. ЗАЛ. ДЕНЬ

Ротшильд сидит в оркестре на мероприятии. В руках скрипка, он играет на ней. Оркестр молчит, играет один Ротшильд. Перед ним сидят гости за столом на мероприятии. Мужчины с печалью в глазах, женщины со слезами слушают игру Ротшильда.




 


Рецензии