Дракон улетает за горизонт

Император Поднебесной был очень болен. Лучшие медики Империи ничего не могли поделать с его болезнью. Они перепробовали все имевшиеся в их наличие средства для исцеления своего Господина, но все тщетно. С каждым днем Император угасал подобно огню, в который прекратили подкладывать топливо. Когда сам Император понял, что усилия врачей бесполезны, и жить ему осталось совсем немного, он послал за своим давним знакомым, даосским монахом которого звали «Дающий мудрые советы».

Гонцы отправились к одинокой скале стоявшей на берегу «Желтой реки» для того чтобы доставить старца к их Повелителю. Они снарядили для этого повозку, в которую впрягли самых быстрых лошадей, так как боялись, что не успеют исполнить последнюю волю их Императора. Через два дня они добрались до места, где жил монах. В тот день «Дающий мудрые советы» занимался заготовкой хвороста на зиму. Он увидел издалека повозку и всадников направлявшихся в сторону одинокой скалы, и, оставив хворост лежать на земле, отправился налегке поинтересоваться, кто к нему приехал. Подходя ближе, монах понял, что это – императорские гонцы.

Один из гонцов увидев приближавшегося монаха, пошел ему навстречу.

- Я приветствую «Дающего мудрые советы» - сказал, поклонившись, гонец.

- Что случилось? Моему Императору нужен совет? – спросил монах.

- Император умирает. Он просит вас приехать к нему! – ответил гонец.

- Мой Император умирает! О, Небо! А я все думал, к чему сегодня мне приснился улетающий за горизонт дракон! Едем в столицу немедленно!

- Повозка готова, Мастер! – ответил гонец.

- Ехать в повозке будет слишком долго! – озабоченно сказал «Дающий мудрые советы». - Я готов ехать верхом, в моем сне дракон улетал за горизонт, значит, времени совсем мало!

Монаху подали коня. Он, несмотря на почтенный возраст, легко запрыгнул в седло и все двинулись в сторону столицы.

Император лежал в постели, возле которой сидело три придворных лекаря готовых в любую секунду подать ему лекарство. В императорскую спальню вошел «Дающий мудрые советы». Он подошел к постели Повелителя:

- Ты приехал, мой друг! – едва заметно улыбнулся император.

- Да, Повелитель, я приехал! – ответил даос.

- Присядь, мне хочется с тобой поговорить, мы давно не виделись!

Монах сел рядом с кроватью Императора.

- Оставьте нас! – сказал Император, обращаясь к лекарям.

Те, переглянулись и, оставив у постели Повелителя склянки с лекарством, вышли.

- Я умираю, монах! – сказал Император.

- Вы не умираете, Император! Сегодня во сне я видел дракона улетающего за горизонт! Вы улетаете за горизонт!

- Хорошо, пусть так, мне нравятся твои слова, монах, – улыбнулся Император – улетать за горизонт звучит лучше, чем умирать!

- Лучше, мой Повелитель! И правдивее!

- Возможно. Знаешь, монах, мне немного страшно! – сказал Император, глядя в глаза даосу.

- Вам нечего боятся, мой Повелитель! По дороге сюда я спрашивал у ваших подданных, знают ли они ваше имя? И ни один из них не назвал его!

- О чем это говорит? – спросил Император.

- В труде Лао-цзы сказано, что когда подданные не знают, как зовут их Повелителя, значит, он правит Империей – мудро! Ниже стоит правитель, что любим народом. Его имя известно людям. Еще ниже тот, кого подданные боятся. Еще ниже тот, чье имя проклинают!

- Я всегда старался жить по совести и решал дела, опираясь на разум и сердце, – сказал Император, - за свою жизнь я не издал ни одного нового закона!

- Вы все делали правильно, мой Повелитель! - кивнул головой даос, - сильные духом - живут по совести, слабые - издают законы!

- Дай твою руку, монах! Твои слова успокоили меня! Теперь я не боюсь неизвестности!

Монах подал руку Императору. Тот слабо сжал ладонь даоса в своей руке.

- Я волнуюсь лишь об Империи, которой правил столько лет, - прошептал Император.

- Вам не о чем волноваться, Повелитель! Вы сделали все, что могли для ее блага! И теперь, возвращаетесь к источнику бытия! Туда - куда все мы возвращаемся! Туда - откуда все мы пришли!

- Ты утешил меня! – посмотрел Император в глаза даосу. – Спасибо, друг мой! А сейчас иди, тебя проводят в твои покои, где ты сможешь отдохнуть и подкрепиться. Я прошу лишь об одном, останься до тех пор, пока я не умру. Извини, не так выразился, едва заметно улыбнулся Император, - пока я не скроюсь за горизонтом.

- Я буду здесь, мой Повелитель! – ответил даос.

«Дающий мудрые советы» вышел из спальни Императора, в которую сразу же вернулись врачи и стали предлагать тому лекарства.

Вечером, Император умер. Империя погрузилась в траур и лишь один человек, старый даосский монах, улыбался. Он знал, что Император подобно дракону – улетел за горизонт, вернувшись к источнику бытия...


Рецензии