Эффект Кулешова в тяжелом и легком романостроении
ЭФФЕКТ КУЛЕШОВА
В своей книге «Искусство кино» (1929) выдающийся теоретик советского кинематографа Лев Кулешов (1899-1970) описал когнитивный эффект, названный впоследствии его именем.
Суть открытия Кулешова заключается в том, что на стыках кинокадров и в их комбинациях рождаются новые смыслы.
К подобному выводу, но в области экономического поведения потребителей (адресатов) информации, пришли израильские ученые Амос Тверски и Даниэль Канеман, опубликовавшие в 1979 совместную работу под названием «Теория перспектив: анализ принятия решений в условиях риска» (Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk) в журнале Econometrica.
Их интересовала зависимость принятия решений адресатом вербальной информации от формы и способа ее подачи. Оказалось, что такая зависимость действительно существует.
Их концепция получила название фрейминга (framing effect, эффект обрамления, от англ. frame — рамка).
Итак, в ходе своих экспериментов за монтажным столом Кулешов многократно использовал один и тот же кадр, тасуя второй кадр в его окружении, что позволяло ему, как оказалось, управлять восприятием зрителя и вызывать у него заранее продуманную и придуманную реакцию.
В его опытах первый кадр оставался неизменным (лицо мужчины крупным планом), тогда как второй представлял собой по очереди тарелку супа, ангельского вида девочку в гробу и красивую девушку в эротичной позе на диване.
Соответственно зритель в первом случае представлял себе голодного мужчину, во втором он же скорбел вместе с ним по безвременно ушедшему в мир иной ребенку, а в третьем — пребывал в ожидании экранного секса.
В отличие от арифметики, от перемены слов, строк и строф стихотворения его итоговое значение и производимое им впечатление могут изменяться кардинально вплоть до противоположного. Так за счет включения воображения и заложенной образованием и воспитанием программы рождаются в уме человека новые смыслы.
По аналогии и значение сцены или эпизода романа в восприятии читателем его сюжета может изменяться в зависимости от перестановки окружающих их сцен-эпизодов, а также нарушения их линейной последовательности.
ЭПИЗОДНЫЙ ПЛАН РОМАНА
В кинематографе у каждого фильма есть отец по имени сценарий и мать – сюжетообразующая идея данной истории. Точно так же можно сначала зачать и родить сценарий романа, и лишь потом сотворить с помощью слов умозрительный фильм на его основе.
Такой сценарный план весьма облегчит жизнь текстотворца, ибо перед его глазами возникнет более полная, последовательная и понятная картина истории, чем в случае более схематичного по своей сути синопсиса.
Уже на этапе сотворения сценарного плана можно будет представить себе движение его эпизодов во времени, не вдаваясь в детали.
Что немаловажно, эпизодник позволит также контролировать объем будущего произведения.
Роман подобен стихотворению в том смысле, что он имеет свой размер, свой сюжетный ритм, свои перманентно возникающие (кочующие) темы-рифмы и одинаковый объем в знаках составляющих его частей и глав.
Здесь и возникает аналогия с количественными параметрами строки в стихотворении.
В текстовых редакторах всегда найдется опция, позволяющая контролировать объем (количество знаков с пробелами) выделенного текста.
В издательском деле для определения объема текста используется термин авторский лист. Один авторский лист – это 40 000 знаков с пробелами.
На роман объемом в 10 авторских листов вполне достаточно 30-40 реперных сюжетных эпизодов.
Предположим, вы решили, что объем вашего будущего романа составит 10 авторских листов, о есть 400000 знаков с пробелами. Делим 400000 на 30–40 эпизодов, получается примерно 10-15000 знаков в одной главе романа. В каждой главе может быть несколько эпизодов.
В таком эпизоднике указывается только самое важное, реперное событие эпизода перипетий, то есть такое, которое является следствием предыдущего и опорой для следующего реперного события.
Эпизод состоит из ряда взаимосвязанных и последовательно возникающих сцен. В идеале событие в эпизоде одной сюжетной линии должно отзываться событием в другой вплоть до финала романа.
В этом случае между эпизодами романа возникнут множественные гиперссылки, которые и свяжут сцены-эпизоды в одно целое, т.е. в логично развивающийся сюжет.
Но вовсе не обязательно строить сюжет строго линейно, сознанием читателя можно манипулировать еще и с помощью перестановки и комбинации сцен и эпизодов.
Здесь и возникает аналогия с эффектом Кулешова.
Проще говоря, значение, смысл и восприятие сцены или эпизода романа тоже может меняться в зависимости от окружающих его сцен-эпизодов, а также изменения их последовательности.
Таким образом эффект Кулешова как детонатор читательской мысли может быть использован также в ходе работы над романом как на уровне замысла, так и монтажа его сцен и эпизодов.
© Copyright: Андрей Викторов Денисов, 2006 год.
<><><>
О том, как это работает, смотрите в статье "ИГРЫ С ВРЕМЕНЕМ В РАССКАЗЕ
О. ГЕНРИ «ПРИНЦЕССА И ПУМА»" – http://proza.ru/2019/11/07/639.
См. также "РОМАН С ОСТРОСЮЖЕТНЫМ РОМАНОМ" –
http://proza.ru/2019/10/29/1356
Свидетельство о публикации №219112801601