Раскаяние

Одноактная пьеса
Действующие лица:
Александр – 30 лет.
Анна– жена Александра, его ровесница.

Все действия происходят в квартире Анны и Александра. Небольшое помещение, изображающее комнату. Посредине комнаты, в глубине стоит кровать; стол с и стул в  одном углу, шкаф – в другом; на полке шкафа книги и кукла. На стене есть окно, двери в коридор и на кухню. Этих помещений не видно.
Первая сцена.
Александр и Анна
Александр сидит за столом и что-то пишет в тетрадь. Со стороны коридора, как бы с улицы заходит Анна с пакетом в руке.
Анна. Привет. Целует Александра. Чем сегодня занимался? Уносит пакет на кухню.
Александр. Убирает тетрадь. То одно, то другое. Ты же знаешь, дел полно.
Анна. Возвращается. Читал? Или слушал лекции опять какие-нибудь?
Александр. О культуре общения. Ты будешь есть?
Анна. Нет. Уходит в ванную, слышен шум воды – моет руки, шум прекращается, Анна возвращается уже в другой одежде.Я на работе перед отъездом чай попила. А ты?
Александр. Я тоже недавно ел.
Анна. Уходит на кухню. Я смотрю, ты пирогов настряпал. С чем?
Александр. С капустой.
Анна. Возвращается. Потом поедим, позже. Люблю, когда ты на выходном.
Анна садится на кровать, листает журнал.
Александр. А я тебе давно говорю, давай я буду дома сидеть. Каждый день буду тебе пироги печь, убираться, супы варить.Шутит и говорит мечтательно.
Анна. Ага. А кто будет деньги зарабатывать?
Александр.Шутит. Ты устроишься на вторую работу.
Анна. Нет уж. Лучше ты работай. А я и без пирогов обойдусь.
Александр. Подходит к окну, смотрит на улицу. На улице дождь идёт?
Анна. Небольшой, моросит.
Александр. Я утром ходил в магазин, видел соседей. У них велосипеды есть. Катались вокруг дома.
Анна.А где они их ставят?
Александр. В подъезде, наверное.
Анна. А, да, я видела как-то  под лестницей велосипеды. Они без ребенка были?
Александр. Да. Он в садике, наверное.
Анна.А ты не знаешь, как их зовут?
Александр. Нет. Его, Валера, кажется, мне бабка – соседка что-то про него рассказывала. А её - не знаю.
Анна. Два года уже живём, не знаем, как зовут соседей.
Александр.Отходит от окна. Они же нами не интересуются.
Анна. Мама звонила. Она уже приехала домой. Отцу туфли подошли, довольный, мама говорит. Просила передать большое спасибо за гостеприимство.
Александр. Да уж. Я не сильно грубо себя вёл с ней?
Анна. Ну как сказать. Заметно было, что ты не в настроении.
Александр. Неудобно, конечно. Но знаешь, от старого человека ждёшь какого-то ума, мудрости. Чтобы можно было попросить совета, научиться чему-то. Но когда она начинает бред всякий нести, собирать сплетни, обсуждать сериалы. Это просто противно слушать.
Анна.Ну, можно было просто поддержать разговор. Не молчать. Просто из уважения.
Александр.Заводится. Хватит и того, что я молчал.
Анна. Это всё-таки моя мама.
Александр. Я и со своей так же разговариваю. Ходит по комнате. Понимаешь, вот я слушаю эти лекции, передачи, которые ведут такие же старые люди. Но они образованные, умные. Их интересно слушать. Но здесь же… Приедешь к матери, кроме сада и огорода никаких тем для разговора нет.
Анна. Ты не прав.
Александр.И вообще я очень часто раздражаюсь из-за того, что вынужден принимать какое-то участие в жизни родственников. Например, я иногда не хочу звонить матери, но звоню, потому что считаю это своей обязанностью. Точно так же, когда я должен кого-то поздравить – тётю, брата или сестру, учительницу –не важно – чаще всего я это делаю просто потому, что считаю обязанным себя это сделать. Больше всего я злюсь, когда еду к матери в отпуск. Я делаю это всегда, и беру отпуск, как будет удобнее ей. Вместо того чтобы поехать отдохнуть куда-то,я еду к матери. Очень часто я этого не хочу и быстро устаю от такого отпуска, вместо того, чтобы отдохнуть. Но это моя обязанность.
Анна.Ты не прав. Тебе ничего не стоит провести две недели раз в полгода у мамы, или потратить десять минут  на телефонный разговор раз в несколько месяцев, чтобы поздравит кого-то. Это на самом деле не сложно, но дело не в этом. Дело в том, что ко всему этому –и поздравлениям по телефону, и  поездкам в гости, и проведению отпуска у мамы – нужно относиться ни как к обязанностям (хотя это действительно обязанность), но как к возможности принять участие в жизни близкого человека, проникнуться его жизнью.
Александр. А зачем мне это нужно? Вполне достаточно того, что есть. Отбыть две недели с матерью, поговорить десять минут по телефону с бабушкой, и забыть про них.
Анна. Но в том-то и дело, что именно тебе это нужно больше всего. На самом деле такое формальное отношение к человеку, исполнение своих обязанностей как обременительного долга, и в конце-концов, восприятие самого присутствия их в твоей жизни как проблемы –это просто лицемерие. Это не они создают тебе проблемы и заботы, это ты воспринимаешь связанные с ними действия как проблемы. Они есть в твоей жизни, они часть твоей, совершенно естественная часть, и  совершенно естественно разделять эту жизнь с ними. И нельзя не воспринимать их, или относиться к ним формально. 
Александр. Пусть даже это формально, ведь они об этом не узнают.
Анна. Даже если они этого не почувствуют, ведь сам ты воспринимаешь это как проблему, как тяжкую обязанность. И этим ещё больше портишьсвоё отношение к ним и усугубляешь надуманную проблему. 
Александр. Ну, значит, я лицемер.Обижается.Ложится на спину, на кровать.
Анна. Ты не лицемер. Ты жестокий и грубый.  Открывает шкаф. Я совсем забыла, мне нужно на почту, забрать заказ. Уходит в ванную.
Раздаётся звонок в дверь. Александр продолжает лежать.
Анна. Голос из ванной. Открой дверь, я переодеваюсь.
Раздаётся звонок в дверь. Александр продолжает лежать. Через некоторое время слышен звук открывающейся и закрывающейся двери. Анна входит в комнату переодетая.
Анна. Никого нет. Уже ушли. Достаёт документы из шкафа. Ты что не разговариваешь со мной?
Александр. А о чём с тобой разговаривать?
Анна. Конечно. О чём со мной разговаривать. Да ты ни с кем не можешь говорить. Ты не умеешь разговаривать. Лёг, надулся, видите ли обидели его. Когда ты уже научишься решать проблемы, разговаривать? Что я тебе не правду сказала?
Александр. Да тебе всё не так. То одно, то другое. Это не так делаешь, другое не так делаешь. Я не хочу разговаривать. Ты меня просто раздражаешь постоянными претензиями.
Анна. Так давай я буду на работе больше смен брать, чтобы дома не бывать, чтобы тебя не раздражать.
Александр. Делай, что хочешь. Подходит к окну.
Анна. Меня поражает твоё равнодушие. Почему ты такой?
Александр. Какой? Ну что я тебе должен сделать, чтобы хорошим стать?
Анна. Ты уже всё сделал. Плачет.
Александр резко оборачивается к Анне. Она плачет, и зло на него смотрит. Потом быстро уходит. Слышно закрывшуюся дверь.
Вторая сцена.
Александр
Александр некоторое время стоит у окна и смотрит в него. Потом медленно подходит к столу, берёт тетрадь и что-то читает. Читает про себя, неслышно. Возвращает тетрадь на стол, начинает медленно ходить по комнате. Подходит к шкафу. Смотрит на игрушку. Внезапно со злостью опрокидывает шкаф. Подходит к столу и опрокидывает его. Чистые и исписанные листы оказываются разбросанными на полу. Запинается о стул, и бросает его в окно. Окно разбивается. В комнату врывается ветер.
Третья сцена
Александр и Анна
Александр подходит к разбитому окну, поднимает стул, и собирает осколки стекла. Слышен шум двери. Входит Анна. Она в осенней верхне одежде. В руках у неё небольшая коробка – посылка, которую она оставляет у выхода их комнаты. Она ничего не говорит. Садится на край кровати. Александр с осколками в руках садится рядом с ней.
Анна.Плачет. Не порежься.
Александр. Сегодня 19 октября. 2 года.
Анна. Да. Я помню.
Александр. Прости меня.
Анна. За что?
Александр. Ты знаешь. Ты думаешь, я не понимаю, что это я виноват в её смерти. Я и без твоих намёков всё понимаю.
Анна. Я не хотела тебя обидеть. Не бери в голову. Что произошло, то произошло.
Александр.Знаешь, недавно на работе у меня был случай, который  должен стать мне уроком, показать, что я не прав по отношению к тебе. Пришла девушка, она наркоманка, по ней видно, что она асоциальна. Она пришла с сопровождающим (не знаю, кто он), который, видимо, тоже  бывший наркоман. Он относится к ней грубо. Он не просто её перебивает, обрывает, он не даёт сказать ей ни слова, он запрещает ей говорить. Его речь конкретна, точна, чётка, это хорошо, но по отношению к девушке он груб. Нужно отличать грубость от мужественности. Так вот и я часто веду себя с тобой. Это поведение не мужское, не мужественное, скорее, наоборот. Но ведь и ты ничего хорошего не видела. Ты, по сути, не знает ни любви, ни ласки, ни нежности. Но ты ждёт этого от меня. И как вежлива и внимательна была девушка в общении со мной! И я был с нею вежлив и выказывал своё внимание и заботу. Как она благодарна за это хорошее, человеческое отношение, чего она, видимо, почти не знает. Ведь так  хочется и тебе.
Анна. Я рада, что ты понимаешь.
Александр. Я понимаю. Я знаю, в чём я виноват, что я натворил. Иногда так тошно становится. Ты правильно сказала, я не умею разговаривать. Я не хочу. Но я сегодня подумал о том, что не только мир мне противен, но и я противен миру. Не только я терплю от него, но и он терпит от меня.
Анна. Теперь ничего не вернуть. Надо жить дальше. Замечает игрушку на полу. Встаёт, что бы её поднять. Вместе с игрушкой поднимает несколько исписанных листов. Это твои стихи?
Александр. Да.
Анна. Возвращается на кровать.Я так и не почитала их.
Александр. Их нужно все выбросить.
Анна. Нет. Почитай мне что-нибудь. Передаёт листы Александру. Держит игрушку в руках. Как раньше.
Александр. Берёт листы, перебирает их. Потом кладёт на кровать. Подходит к окну. Глядя в него читает стихотворение.
Я медленно схожу с ума,
и часто говорю с тобою.
Порой мне кажется сама
Ты детской нежною рукою
Крадёшь мою ладонь в ночи
Во имя сна и доброй ночи
И что-нибудь во сне пророчишь
На детском языке. Молчи
весь мир, и ночь молчи,
когда мне говорит ребенок.
А утром первые лучи
Коснутся твоего лица и тонок
И хрупок цвет твоих волос
Но ты ещё не пробудилась
Ты спишь в моих объятиях и грёз
И сладких снов тебе. И милость
Ни бога, ни судьбы, но сна
За то что ты была со мною
Я так хочу сойти с ума,
Я так хочу сойти с ума любой ценою.

Занавес.
20.07.2019


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.