Элементарные онтологии, или Как учить детей?

Удача, – как-то написал я, – содержит в своей основе специфические, правильные, фундаментальные отношения с миром, которым раньше учили с детства, а сейчас не учат вообще.

Меня спросили: Как научить детей этим специфическим, правильным, фундаментальным отношениям с миром? – Отвечаю:

Этому учит все общество, всеми своими проявлениями, всеми своими неписанными законами, традициями, нормами поведения, расхожими сюжетами, представлениями о добре и зле, баснями, стишками детскими, траекториями развития людей и прочими – простыми, но множественными «стандартами», «элементами матрицы», «элементарными онтологиями», выраженными в простой, ясной и множественной форме.

Задача общества – производить и удерживать этот продукт. Постоянно воспроизводить его и кормить им членов общества, прежде всего подрастающих детей, смену.

Культура воспроизводит свою живую ткань, создает ее, и одновременно вовлекает в эту ткань молодые чистые неокрепшие сознания – именно таким образом.

Повторю: множественными простыми примерами.

Указаниями, 99% которых человек, ребенок воспринимает бессознательно, несознательно, подсознательно. Или, как говорит Фарада: «Не в пустыне!..» А Зощенко говорит: «Не в театре!» А я скажу: «Ребенок не обязан быть мыслителем, и его учитель тоже». Одному достаточно удобоваримой пищи (духовной), другому – лопаты, чтобы нагребать эту пищу из культурного корыта, и сыпать цыплятам. Так стандартно устроено воспитание ребенка – много и стандартно. Зерна-примеры. Примеры всего. Нагребателями-учителями являются все члены общества, питателями – питомцами! – все детишки.

Если еда отравленная или слобосильная, или дурнопахнущая, или вредно-бесполезная – т.е. в любом случае «недостаточная», чтобы из ребенка вырос человек, то справиться могут – слава богу, что такой шанс есть! – только родители. Так устроена диалектика природы применительно к вырастающему сознанию курёнка, что он видит красный шар и идет за ним. Не обращая внимания на весь остальной мир.
 
Но здесь уже недостаточно грести из общей ямы и сыпать ребенку. Ибо там не то, по определению. Ведь, мы определились выше по поводу недостаточности питательных веществ в этом силосе, чтобы вырастить из ребенка Геракла или, по крайней мере, космонавта человеческих душ, – ну, короче, что-то подобное богу.

Закона, что ребенок – не мыслитель, что он только «питомец», т.е. может только есть – никто не отменял. Как и закона, что он жрет все, что дают. – А чем вы его кормите? – Да что сами едим, то и ему даем... – Поэтому:

Родители должны давать ему в простой форме, – поток еды в простой форме, которую они, что?.. – Должны производить сами. А для это они должны быть кем? Правильно, философами. Чтобы ежесекундно создавать плотный поток действий, слов, движений, примеров, микропримеров, мегапримеров и маха-примеров (великих примеров этической одаренности), т.е. должны быть умными и хорошими. Сильными и добрыми. И еще раз умными, и даже мудрыми. И стойкими. И четкими. И свободными, И с чувством собственного достоинства. И сострадательными. И человеколюбивыми. И понимающими свой долг. И не только по отношению к детям.

Ну, и желательно, чтобы дети генетически были к этому предрасположенными, дотягивали до планки. Дети не белый лист, на котором можно писать, что угодно. Структура сознания, кармы, тонкие нарушения и особенности, индивидуальность, еще раз индивидуальность, отличия-различия во всем! – Даже на такой маленькой тупой поверхности, как отпечаток пальцев, настолько все уникально, что только держись за что-нибудь, как тебя тут же выловят, потому что отпечатков таких ни у кого нет больше, как у тебя. Каждый генгстер это знает и работает только в перчатках. А тут дети!.. Конечно, они разные. На жирафов посмотри! Ни у одного пятна с другим не совпадают, как большие пальцы ходят по свету, траву грызут на деревьях!.. Так то – в Африке, а тут у нас – в Европе, особенно в России. Конечно, все разные! Индивидуалисты-атомы. Хотя, конечно, и коллективизм есть – древняя традиция приматов. Итак.

Уникальные родители могут стать такой защитой своим детям, другие никак. Хочешь защитить чужих детей? Иди во власть. В том смысле, что становись властью. Не можешь? Сиди дома. Это все рецепты, других нет. Другие – иллюзия. Умный человек думает – напишу книжку, ее прочтут, и исправятся, пусть не сразу, пусть не все… Нет. Никто. Как только они твою умную книжку прочитают и поймут, некоторые – это означает, что еще двадцать лет они позанимаются и сами будут готовы написать такую книжку. Некоторые. И все, и больше ничего и никогда. Ничего большего не сделают. Не веришь мне? Посмотри на себя!

Платон еще вон когда все написал!.. Не говоря уже про Сократа. Который отлично понимал, что это бесполезно – добавлять свою песчинку к горе, которую никто не читает, а если и прочтут – там все равно миллионы лет... Это же понимал Христос. Это же понимал Будда. Да даже я это понимаю!..

На этом расходимся и как-то дальше катимся.

Александр Клейн
28 ноября 2019

Диалектика и Онтологии. Связь с Этикой
http://proza.ru/2019/12/28/1154

Онтология проектирования и Замыслы Создателя
http://proza.ru/2019/12/11/180

Элементарные онтологии, или Как учить детей?
http://proza.ru/2019/11/28/1890


Рецензии