Богиня Кострома

             Богиня Кострома[1]

    <> о временах языческих <>

Спозаранку всякий чает солнца —
Многолюдно на пригорках и холмах.
Ждут, пока луч первый не займётся
И сиянием не высветит им шлях[2].
Знаем мы, как видно, еще с детства,
Что зарница по примете хлеб родит.
Есть у нас обряд не от соседства —
Колосками освящаем[3] сельский быт.
Потому становимся средь прочих,
Взявшись за руки крест-накрест, на траве,
По рукам пускаем колосочек[4] —
Деву юную с венком на голове.
Над собой возносим бесконечно
Деву-колос с передачами вперёд.
Длится день меж плясками беспечно
И весь день в веселье водим хоровод.
И весь день поем мы песнь обета,
Что потрудимся на нивах тяжело.
Ой же, Лада! Выпросим у лета
Ржи густой и колосистой под чело[5]!
В нашем поле дева не для срама, —
Над костром в кругу священные дымы!
Будет нам избранница для храма
Славной матери-богини Костромы[6].
И как только выберут здесь жрицу,
К ней приблизятся премудрые волхвы.
Лоскутками, лентами девицу
Всю осыпят прямо с ног до головы.
И тогда, к возврату во хоромы,
Та поклонится и, пряча в сердце сны,
Бросит в воду куклу из соломы —
Верный знак исхода проводов весны.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1]  Кострома — славянская языческая богиня, дочь Купальницы и Се-
маргла, сестра Купалы. Есть печальная славянская повесть о двух влю-
бленных, о Купале и Костроме. См. статью Энциклопедии мифологии:
http://godsbay.ru/slavs/kostroma.html

Согласно польскому интернет-ресурсу «Slowianie – Wiara Przyrodzona»
древнеславянское божество Кострома разумеется следующим образом:

«Кострома-Коляда-Коструб» (см. раздел)

«Равно как Кострома, так и другие божества Кира, имеют обличия жен-
ские и мужские, лица молодые и старые, а сердца резвые и свободные.
Однако, это независимо, под образом ли молодой Масленицы, женской
Кострубоньки, мужского Коструба, острого Корочуна, кроткой Коляды»
Перевод с польского языка Валентина Валевского, ссылка на источник
и оригинальный текст:

https://wiaraprzyrodzona.wordpress.com/bog-bogini-kostroma

«Kostroma-Kolada-Kostrub»

«Tak samo Kostroma, jak inni Kirowie, ma oblicze meskie i zenskie, twarz
mloda i stara, serce szybkie i wolne. Jednakowoz niezaleznie czy pod posta-
cia mlodej Maslanicy, babskiej Kostrubonki i meskiego Kostruba, ostrego
Kraczuna, lagodnej Kolady»

[2]  шлях — дорога, тракт, путь. См. пояснение в словаре синонимов:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/199397/шлях

[3]  освящать (перен.) — 2) сообщать чему-либо облагораживающие,
возвышающие свойства; делать почитаемым, священным. См. также:
https://ru.wiktionary.org/wiki/освящать 

[4]  Во время сего древнеславянского языческого обряда девушку под-
нимали на руках над собой и передавали затем один другому по кругу.
Девушка в хороводе символизирует колос жизни. После окончания хо-
ровода девушке подают соломенную куклу, которую та бросает в воду
реки или пруда.

[5]  В веб-энциклопедии «Наш зеленый мир» о высоте ржи говорится
следующее:

«Средняя высота стебля ржи составляет 80-100 см, в зависимости от
сорта и условий произрастания может достигать и 2 метров.» Ссылка:
https://nashzelenyimir.ru/рожь/

[6]  в дохристианскую эпоху древние славяне исповедовали язычество
и верили во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и прочих,
общих для предков поляков, чехов, словаков, сербов, словен, хорватов,
русских, украинцев, русинов, белорусов и других славянских народов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещен рисунок художника Бориса Ольшанского
https://images90.fotosik.pl/413/500042bd31d6e35e.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110052904399


Рецензии