Колобок. Зарисовки

Началось занятие. Первое место пустует. Через 20 минут появляется ученик. Начинаю проверку техники чтения и смысловой памяти. Доходит очередь до Миши. Пересказывает на уровне авторской лексики. Всё бы ничего, но он в 11-м классе. А пересказывает сказку «Колобок». Выслушала и говорю:
— У тебя хорошо работает долговременная память: 16 лет помнишь сказку. А теперь, пожалуйста, перескажи то, что сейчас читал.
— А я эту книгу и читал.
— Где ты её взял?
— Вы сказали взять на полке, там я её и взял.
— В моём кабинете есть такие книги?
— Судя по этой книге, да.
Только потом поняла, почему выбор пал на эту книгу: в 11-м классе он читал вслух и про себя примерно одинаково, слов 35–38. При норме — 180 вслух и 310–330 про себя.
В конце занятия спрашиваю:
— Ты, Миша, почему сегодня опоздал?
— Меня сегодня прессанули.
— Что тебя сделали? Я не знаю этого слова.Скажи по-русски.
— Вы же с подростками работаете. Как можно не знать таких слов?
— Не знаю, объясни.
— Ну, сделали коробочку.
— Стоп, Миша. Что значит "сделали коробочку"?
— Ну, зажали.
— Что такое зажали?
Долго объяснял, что в его ситуации это слово значит. И я поняла, что не только я им — терминологию по праву, по экономике, маркетингу, менеджменту, истории, психологии (мы все живём в речевой ситуации, и есть слова, которые давно перебрались в наш язык, прочно вошли в нашу речь, и их надо знать), но и они доступными им способами обогащают мой лексикон. Употреблять эти слова я не стану, но буду знать, что на их птичьем языке они обозначают.


Рецензии