Солнышко. Зарисовки

С утра до 19.00 идут индивидуальные занятия. В основном это время и эту форму обучения выбирают руководители, топ-менеджеры. То есть люди, которые имеют высшее, часто и не одно, образование, крепко стоят на ногах, заработали на несколько поколений своих детей и внуков. Но понимают, что непрерывное образование — насущная необходимость любого думающего человека.
Утро. Идёт занятие. Передо мной мужчина. 55 лет. Все перечисленные характеристики — это о таких, как он. Одно упражнение, другое. Мой голос:
— Нет, солнышко, этот алгоритм в данном случае не позволит Вам за секунды снять весь объём информации.
И вдруг до меня доходит, как я к нему обратилась. Я начинаю медленно выпрямляться, растерянно смотрю на него. Он повторил моё движение, выпрямился, смотрит на меня с улыбкой. Я спрашиваю:
— И часто я Вас так?
— С первого дня.
— Какие ощущения?
— Услышав первый раз, растерялся: так меня только мама и жена изредка называют. А потом привык. Мне очень нравится, как Вы обращаетесь к ученикам. Мы хорошо понимаем, что это обращение для Вас привычное, тянется со школы. И оно отражает Ваше отношение ко всем нам.
Занятия в группе. После занятия подходит женщина, чуть помоложе меня, заявляет тоном, не терпящим возражения, что то обращение, которое я порой применяю к ним, ученикам, — верх неприличия: они взрослые, состоявшиеся люди. Я стала контролировать себя.
Прошло несколько дней. Чувствую, что в вечерней группе что-то не то. Сориентироваться не могу, в чём тут дело. И прямо спросила. Группа молчит, все смотрят на меня. Вдруг голос:
— Лидия Львовна, что-то случилось? Почему Вы перестали нас называть солнышками?
Я объяснила претензию со стороны их одногруппницы, адвоката, и кивнула в сторону её свободного места (она имела привычку регулярно опаздывать). И тогда несколько человек в голос:
— Вот она точно не солнышко, к ней можно так не обращаться. А нам верните это обращение. Оно душу греет.


Рецензии