Азиатский способ

Много лет назад (в начале Перестройки) я взболомутил население нашей кафедры АСУ ТП тем, что стал убеждённо доказывать всем и каждому, что социальный строй в СССР не социалистический, а феодальный. Просто мы привыкли, что феодализм – это низкий уровень технологического развития, в большинстве своём основанный на сельском хозяйстве бесправного крестьянина (принадлежащего феодалу-начальнику) и барской или царской собственности на землю. А если, мол, производство не сельскохозяйственное, а заводское, и вокруг не крестьяне, а рабочие; а рядом не грядки, а токарные станки; – то такое производство должно называться как минимум мануфактурой. А если собственность на это производство принадлежит государству (декларативно НАРОДУ, а на самом деле партийно-номенклатурному клану бюрократии), то это как минимум «коллективная» собственность, а по духу НАРОДНАЯ, а в пределе «социалистическая».

Я же опровергал все эти воззрения, утверждая, что никакая это не «народная» и не «социалистическая» собственность. Просто огромное количество царских крестьян перелицевали в рабочих (разорив их сталинской коллективизацией), а вместо одного «земельного» Ведомства, завели множество других с разными названиями: «судостроительное», «металлургическое», «химическое», «горнодобывающее», «станкостроение», «приборостроение», «машиностроение» и т.д. Но суть организации производства от этого изменилась мало. Все права рабочего остались на бумаге. А реальная власть находится у начальника-барина. Который имеет в своём арсенале множество способов, как «согнуть в бараний рог» любого неугодного ему. А вот чтобы «разогнуть бараний рог» – это надо стоптать не одни калоши, дойти до самых верхов (если повезёт), и в результате получить отписку в адрес своего же начальника-барина, с которого всё и начиналось. И он продолжит отравлять тебе существование, только делать это «по Закону», и ты сам напишешь «по собственному», чтобы тебя не подвели под статью. Ну что поделать? Ну не заладилось на этом месте работы. И пойдёшь ты искать нового «хорошего барина», с которым у тебя «заладится».

Но эти иллюзии быстро растают, как только ты сменишь несколько мест работы и убедишься, что везде одно и тоже. Люди везде разные. А способ организации одинаковый. Командно-административный. По сути феодальный. Выраженный народной мудростью: «Ты начальник – я дурак. Я начальник – ты дурак».

И кого волнует, что там написано в Конституции СССР?! Какие транспоранты несут на демонстрации 1 Мая! Какие правильные и вдохновенные слова произносят на митингах с трибун партийные работники 7 ноября! Всё это не имеет к реальной жизни, к реальным производственным отношениям никакого касательства. Всё это ритуальный трёп, самообман и обман тех, кто это уже понял, но продолжает врать, потому что занимает позицию «сверху»!

Я вспоминаю, что тогда мои слова поселили в умах очень не глупых людей нашей кафедры смятение и осознание правоты моих доводов. А в подвальчике, где как раз и находился допотопный токарный станок вкупе со сверлильным, а ещё стоял шлифовальный с точильными кругами (чудеса станкостроения XX века и результат шефской помощи завода имени товарища Фрунзе), меня поймал Евгений Ковков, возвысился надо мной всей своей громадой, оставив место только прижаться спиной к стеночке, и стал выяснять: почему я решил, что командно-административный – это значит «феодальный»?

А когда я попытался пискнуть, что таким «феодальным» он нам достался с царских времён, Евгений Ковков хмыкнул и начал учить меня уму-разуму, что царский строй не был «феодальным». Это был рабовладельческий строй. Поскольку «феодализм» предполагает наличие Законов и регламентацию отношений между вассалами и сюзеренами. И сюзерен моего сюзерена для меня никто. У меня свой «начальник» есть. И его слова для меня «Приказ» и руководство к действию. А слова «начальника» моего «начальника» для меня благое пожелание, которое я в одно ухо впустил, а в другое выпустил и забыл. Так устроен европейский «феодализм». Где дело доходило до грабежа Короля вассалами его вассалов. А какой-нибудь крестьянин мог судиться с монархом за клочок земли и отстоять своё право на неё!

В Царской России все эти европейские шалости «феодализма» были невозможны. Потому как царский режим был рабовладельческим. А способ производства в нем «азиатским».

– Понял? – грозно резюмировал Евгений Ковков.
– Нет. – Честно ответил я. – Что такое «азиатский способ производства»?

Евгений посмотрел на меня с сожалением, вздохнул и закончил со мной все разговоры. Мол, если ты этого не понимаешь, чего с тобой время зря терять. Иди и читай «Федоренко-Шошин».

С тех пор прошло много лет. Но огромная фигура Евгения Ковкова, нависающая надо мной со своей лохматой шевелюрой, и буравящая меня пронзительным светлым убеждённым взглядом советского инженера, воспитанного на запрещённой литературе, и сегодня преследует меня во снах, как Медный Всадник мелкого служащего.

Очень трудно различить «азиатский способ производства», когда проживёшь в нём всю жизнь, и другого ничего знать не будешь, и всю жизнь будешь верить в то, что жил при социализме. Очень трудно. Почти невозможно!

Но!

«… Евгений вздрогнул. Прояснились
В нём страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…»

Теперь я понимаю, что Евгений Ковков был прав. И вопрос о том, чем был на самом деле СССР? – Его нельзя разрешить одной ссылкой на государственную форму собственности на средства производства. В конце концов, права собственности определяются не декларацией в Конституции, а функциями управления! Кто управляет, тому реально и принадлежит собственность, будь она хоть Вселенной самого Создателя.

А в функцию управления входит и нормирование Труда! Если оплата труда и сам Труд работника ни как не связаны, то тогда труд как раз и превращается в муку, каторгу, наказание. Принудительные каторжные работы. И способов реализации «от каждого по способностям, каждому по труду» в нём не наблюдается не только в первой части аксиомы социализма: «от каждого по способностям», поскольку бюрократическая система в упор не видит человека, а уж определить его «способности» мало пригодна в принципе.  Для неё это непостижимая загадка. Она решается всегда неформально энтузиастами педагогами, которые достигли высот профессионализма не благодаря СИСТЕМЕ, а  в_о_п_р_е_к_и  её гнусному порядку. Но в труде не наблюдается способов определения и второй части аксиомы социализма: «каждому по труду», поскольку труд конкретный ничем не измеряется! И начальник оценивает подчинённого не по реальной пользе, которую он приносит производству, а по принципу: «свой» – «чужой» (из нашего или не из нашего «муравейника»); «лояльный власти» – «бунтарь одиночка» (какие покровители у этого работника, кто за ним стоит? или он «ком с бугра» или «непризнанный гений»); «инициативный»! (несущий в клювике воздаяние этому начальнику и согласный выполнить любую дурацкую команду) или «не инициативный» (то есть строптивый, имеющий собственное суждение, и способный послать куда подальше любого дурака, который незаслуженно облачён властью!).

Вот чем определяется право работника занять рабочее место в такой СИСТЕМЕ, и получать согласно общественным представлениям патриархального рабовладельческого азиатского общества свою «подачку от власти». И никакого отношения это к количеству и качеству конкретного труда не имеет!

Поэтому в таком способе производства начальники не заинтересованы в повышении квалификации своих работников. Они не заинтересованы во внедрении передовых технологий. Они не заинтересованы в закупке самого современного оборудования. Они заинтересованы в том, как все эти средства увести и положить себе в карман!

Вот такой «азиатский способ производства», где суть производства никого не волнует. Труд является самым дешёвым и дармовым ресурсом, которым вечно подтыкают все дыры в государстве. А выслужившегося перед начальством награждают «объедками с барского стола».

А дешёвый труд никогда не будет качественным, а значит и конкурентно способным!


P.S.

Само же производство рассматривается не как частный агент рыночной экономики, извлекающий прибыль из своей хозяйственной деятельности. И существующий на самоокупаемости. А как продолжение государственного и партийного аппарата! Той пирамиды, или как модно говорить нынче – «вертикали» Власти. Где функции управления производством рассматриваются не как экономические. А как социально значимые. Как политические. И идеологические! Руководитель производства продолжает делать КАРЬЕРУ в партии и государственном аппарате! Где положение внутри этой «вертикали» определяет общественный статус личности. И суть деятельности руководителей этих предприятий –  удовлетворение требований вышестоящих инстанций! А совсем не выпуск конкурентно способной продукции. В которой нуждается население страны.

Помните у Жванецкого? «Тогда получается, что Завод для покупателя? Такой огромный Завод для покупателя?!» … Это принципиально не может быть никаким «социализмом»! Ну ни как не может! Хоть лопни. Это же всё было в нашей жизни! Забыли? Если бы это было фигурой речи. Неправдой. Кто бы смеялся над этим? Но это же всё было! В официальных источниках этого не говорили. Но Жванецкий бил наотмашь. Бил словом сатиры наповал. И убил этот долбанный, этот недоделанный, этот азиатский псевдо социализм!

А сейчас его снова пытаются воскресить. Повторяют ошибку предыдущего поколения. Вместо того чтобы наладить производство конкурентной продукции для людей внутри страны. Двинуться по спирали развития дальше капитализма в сторону социализма. Пытаются создать «кормушки» для своих «приближённых». Растащить бюджет страны по карманам знакомых от Власти.

Да. Я ругаю, и буду ругать капитализм. Но построенное на пространстве бывшего СССР даже капитализмом ещё не является! Это переходная форма из гнилого мафиозного «социализма» Брежнева, к олигархическому государственному капитализму сырьевого придатка развитых кап. стран! – Вот что это такое!

И предстоит пройти длинный путь развития и построения развитого капитализма. Где власть должна обеспечить социальные гарантии рабочему классу. Приструнить расточительность местных финансовых воротил. В конце концов, они собираются жить в этой стране? Или нет? Это для них Родина? Или бензоколонка? Они собираются развивать производство? Или хотят только одного: отжать маржу по максимуму и свалить за бугор?

И надо развивать не «потогонную систему» и «конвейерное производство» начала XX века! А внедрять поточные линии, роботов, применять безлюдную технологию. А людей надо переучивать! В программистов, в наладчиков, в инженеров электроников. Надо потрудиться над созданием СИСТЕМЫ повышения квалификации работников. Нельзя рассматривать рынок труда, как пассивный пользователь: если нам нужен специалист, то мы дадим объявление в газете, на сайте фирмы, и к нам придёт готовый нужный нам работник. Не придёт! Для новых производств этих специалистов надо целенаправленно готовить САМИМ. Если бизнес не способен на такую продуманную политику. Значит этим должно заняться государство. Больше некому! Ждать, что население само овладеет вперёд бизнеса нужными современными профессиями – это неоправданный оптимизм. Мягко говоря.
 
А для этого с людьми надо РАБОТАТЬ! Уметь определять их «способности». А наша система бюрократическая в упор человека не замечает! Она смотрит на него только с одним прицелом: как бы чего содрать с этого народа побольше! Для пополнения бюджета. И все ссылки всегда благовидные: врачи, учителя, пенсионеры! Ага! А сами потом эти средства на ветер пускают! Пилят бюджет и растаскивают втихаря.

Хватит трандеть! Хватит делать из людей дураков и дойных коров! Хватит! Надоело! Уже всех достали.



17:23:59 21.05.2019          59C475E4FC8A


Рецензии