Федеральный маршал. Глава 5
На выезде из города, на ступенях лестницы стационарного поста ДПС, стоят два робота-полицейские. На наплечниках у них мигают проблесковые красно-синие маячки, в руках автоматическое оружие. Они провожают мой пикап равнодушным взглядом, отворачиваются. Для них сражение с людьми закончилось победой, люди проиграли, отступили, обратились за помощью к далёким звёздам и экзопланетам. Где-то далеко, на расстоянии более восемнадцати миллиардов километров от Земли, на космической «прибрежной полосе», где заканчивается гелиосфера Солнца и начинается огромный океан межзвёздного пространства, находится спасительная червоточина, кротовая нора, через которую корабли с колонистами на борту, отправились осваивать и обживать новый дом. Мост через оросительный канал. Плиты мелиоративного сооружения покрыты жёлто-бурым мхом и вездесущим лишайником, на дне канала остовы ржавых машин, мотоциклов. Через десять километров я увидел съезд с асфальтированной дороги на грунтовую. Меня привычно встречают низкорослые акации, поднимающие своими мощными корнями пласты земли, баобабы и секвойи, трава с узкими и жёсткими листьями, скрученными в трубку, низкорослые кустарники с листьями, покрытыми восковым налётом. Деревья, со свисающими до земли лианами, смыкаются кронами далеко вверху, образовывая тенистый туннель. Колёса пикапа начинают буксовать: совсем недавно, возможно этой ночью, в «зоне Z» прошёл сильный дождь. Деревья расступаются, дорога делает поворот направо и как всегда я оказываюсь на отвесном берегу полноводной реки. Склон – метров шестьдесят, не меньше, съехать на пикапе вниз можно, но подняться по склону на машине нельзя.
Бокс с пробирками в руке, за плечами рюкзак и помповое ружьё. Я нахожу глазами тропинку, лестницу с вырубленными в глине ступеньками. Ровно двести двадцать две ступеньки вниз. Достав из ящика в кузове пикапа альпеншток, «кошку» с сорока метрами полиамидного троса, я начинаю спуск вниз. Влажная от дождя глина делает своё дело, ноги разъезжаются в сторону, несколько раз я поскальзываюсь, но выручает альпеншток. Он вгрызается в склон опасного спуска, не даёт мне упасть вниз и разбить голову о валуны. Спуск позади, ноги слегка дрожат, во рту сушь. Напившись воды из фляги, я подхожу к берегу реки, заросшего камышом, нахожу «похоронку». Шести метровым бамбуковым удилищем пробиваю себе подход к воде и делаю это вовремя: по середине реки плывёт ящик, за которым я «охочусь» в каждом сне. Полиамидный трос, смотанный «восьмёркой» ложится на землю, я раскручиваю над головой «кошку». Всплеск воды, трезуб падает в воду, не долетев до нужного мне ящика. Не хватает каких-то пяти-шести метров троса. От отчаяния, прикусив до крови губу, сматываю трос, вытаскиваю «кошку». Я знаю, что увижу, когда обернусь, потому что вижу его в каждом сне: пожилого мужчину с пышной копной седых, вьющихся волос. Он усмехается, кладёт мне на плечо руку.
«В сотый раз тебе говорю, Игнат, в гараже лежит моток лески. Единички, насколько я помню».
«Она уже давно рассыпалась, да и запутаться леске раз плюнуть».
«И что ты предлагаешь? Сдаться, опустить руки и смотреть, как твоя надежда, возможно последняя, проплывёт по реке мимо тебя? Не тому я тебя учил, Игнат, не тому».
«Хорошо. В следующий раз я что-нибудь придумаю. Мне нужно заниматься своей работой. Извини».
«Ну-ну, – рассмеялся мужчина, – открой бокс, возьми в руку пробирку».
В боксе, кроме пачки сигарет и зажигалки, ничего нет. Как же так? Перед отъездом из города бокс я проверил, пробирки были на месте!
«Опять твои шуточки?» – спросил я у мужчины и сделал к нему шаг.
«Нет, ну что ты! Это проделки твоего мозга, Игнат. Ты забросил наши занятия и вот он, результат. Давай покурим, что ли?»
Мы сидим на берегу реки, вдыхая сладковатый дым сигарет и молчим.
«Интересно, что находится в ящике?» – Я посмотрел на мужчину, пытаясь рассмотреть черты его лица. Но у него лица, как такового, нет. Овал серого цвета, нос, рот и безликие, наполненные тьмой, глаза.
«Там находятся все твои воспоминания. А хочешь я тебе помогу, Игнат?»
«Зачем?»
«Как зачем? Не знать кто ты, зачем ты, почему ты.. Зачем так жить, если не живёшь, а существуешь?»
Ответить я не успел: мужчина, сбросив с себя спортивный костюм и кроссовки, с разбега бросился в воду. Избавившись от окурка сигареты, я закрыл бокс, забросил за спину рюкзак, ружьё, трос с «кошкой». Смотреть на то, что человек через.. Пять, четыре, три, две, одну секунду утонет – занятие не для слабонервных. Я успеваю заметить, как в воде исчезает седая шевелюра, а злополучный ящик с моими воспоминаниями продолжает плыть по реке забвения. Боги всемогущие! Сколько раз я вижу один и тот же сон, смерть мужчины? Сто раз, тысячу? Стремиться к чему-то и не достигнуть заветной цели – что может быть хуже? Поднявшись на крутой склон берега, я посмотрел на изгиб ленты и выругался: деревянный ящик прибило к берегу. Стоит мне спуститься вниз и я ящика не увижу, его утащит за собой, на середину реки, набежавшая волна. Пикап выехал на асфальтированную дорогу, показался знак «ДПС». Притормозив на мосту через оросительный канал, я посмотрел на бурлящий поток воды болотного цвета. Вода сорвала с бетонных плит мох и лишайник, с шумом двигается в сторону реки, возле которой я недавно был. Канал с водой, как граница между сном и явью: на небе цвета индиго нет ни одного облака, огненно-рыжий шар солнца находится почти в зените. В городе сплошные пробки из-за странной аномалии: дороги, словно ковёр ручной работы с яркими пятнами автомобилей и дорожной разметки, выгибается горбом, делает повороты то направо, то налево. Дома изгибаются, нависают над полотном дороги. Балконы превратились в выдвижные ящики стола: то втягиваются в тело домов, то со стуком открываются. На дорогу падают кадки с искусственными фикусами и пальмами, горшки с фиалками и традинсканциями, дорогу и тротуар устилают листья денежного дерева вперемежку с листьями папоротника. Откуда он в городе, не понятно, как и непонятно, что происходит с городом в целом, с дорогами и домами. Людей нет, но автомобили и наземный транспорт двигаются, магазины открыты, как и кафе, рестораны.
Пробираясь по улицам с брошенными автомобилями, объезжая забытые кем-то детские коляски и разбитые горшки с цветами, я подъезжаю к дому. Возле подъезда, в мокрой от воды одежде, стоит безликий мужчина. Он прислонил деревянный ящик тёмно-зелёного цвета к скамейке и смотрит куда-то в небо. Да, на это стоит посмотреть: в пятидесяти километрах от мегаполиса находится действующий космодром. Рёв маршевых двигателей, яростные языки пламени видны даже здесь, в городе. Вверх скользит серебристое тело «Имматума», последнего на этот месяц стартующего корабля. Он зависает на месте, потом окутывает себя полупрозрачным коконом сжатого пространства и исчезает, из яркой точки превращается в ничто.
«Я всё думаю, когда ты купишь билет на корабль и подашься на чужбину?»
«Почему на чужбину? Здесь, на этой планете, жить больше нельзя. Там, возможно, мы найдём новый дом, – ответил я безликому.
«А я ведь об этом предупреждал пятнадцать лет тому назад. Меня посчитали неполноценным и упекли в психушку. Именно мой институт стоял у истоков создания Системы и я прекрасно знал, к чему приведёт тотальная слежка за людьми. Мир отдан под контроль искусственного интеллекта, андроидов и тупоголовых роботов. Результат? А вон он, этот результат: в небо, один за другим, стартуют корабли, чтобы навсегда исчезнуть во Вселенной. Довольны ли люди исходом Исхода? Не думаю».
Силуэт безликого мужчины истаивает, исчезает деревянный ящик. Я в сердцах захлопываю дверь пикапа и произношу: «Как же мне тебя не хватает, отец!»
Сон на этом заканчивается, я открываю глаза и смотрю в окно. Розовая полоса света, начало нового дня. Этот сон меня преследует почти каждую ночь, он меня душит, но одновременно с этим, – заставляет задуматься. Кто я, где я, почему я и зачем я. Вопросов много, но нет ни одного ответа.
Я попытался нащупать рукой спинку инвалидного кресла, но рука прошла сквозь пустоту. Коляски нет, но есть трость. Без неё я – как сложный прибор с вышедшим из строя, или плохо откалиброванным гироскопом. Меня «штормит» на ровном и неподвижном полу, бросает из стороны в сторону, паркетный пол так и норовит ударить по лицу. Но я стою и, стиснув зубы, как капитан дальнего плавания на мостике корабля, цепляюсь зубами за воздух и удерживаю равновесие. Качка постепенно сходит на нет, очертания и форма комнаты становятся привычными. Дверь из спальной комнаты прикрыта, из-за матовых стеклянных вставок двери пробивается тусклый свет: Рита забежала ко мне перед работой, чтобы приготовить завтрак, обед. Сколько продолжается такое «ухаживание»? Я взял с прикроватной тумбочки полупрозрачную пластину коммуникатора, посмотрел на дату, месяц и год. Три месяца, Боже! Три месяца я в роли капризного мальчика, а Рита в роли заботливой няни. Ей памятник при жизни нужно поставить: не всякий выдержит такую нагрузку и мой несносный характер. Я задумался: а сколько мы с ней знакомы, с Ритой? Она говорит – больше десяти лет и я не могу с этим ни согласиться, ни возразить. Память, сука такая, очень избирательная штука. Весь миллион гигабайт памяти поделен на отдельный кластеры с нужной и не очень нужной информацией. Туда ходи, сюда не ходи. Это тебе можно вспомнить, это от тебя скрыто. Пока, а может и насовсем. Я вспомнил об отце, о его словах. Леска, мне нужна леска, чтобы я во сне добросил «кошку» до ящика с моими воспоминаниями. А если они мне не понравятся? Тогда что? Рита и изредка проведывающий генерал Свешников шпарят как по написанному: в ходе важного и сложного эксперимента произошло непоправимое, мой мозг «закуклился», часть воспоминаний безвозвратно потеряна. Но они не знают того, что знаю я. Мои воспоминания находятся в «архиве» памяти. Как их оттуда извлечь я тоже знаю, но где найти такую длинную леску или тонкую верёвку и прикрепить её к «кошке»? Рита и Свешников, когда узнают о моём сне, точнее, о всех подробностях сна, станут волноваться и переживать. Я это чувствую. Они от меня что-то скрывают. Глаза человека никогда не обманут, это истина, это догма.
— Проснулся?
— Привет, Рита.
— Игнат, я убегаю на работу. Завтрак на столе, обед на плите. Вечером зайду. Не скучай.
— Хорошо. Буду весь день любоваться дирижаблями.
— Игнат, ты о каких дирижаблях говоришь? – Рита остановилась в двери, вернулась. – Рассказывай.
— Что рассказывать? Вот, сама полюбуйся. – Я вышел на балкон, показал рукой на барражирующий над домом дирижабль чёрного цвета. – Двадцать четыре аэростата, по количеству районов города. Только один завис над моим домом и никуда не двигается. Почему? А по ночам мне мешает спать яркий луч прожектора дирижабля. Что он по ночам выискивает? За кем наблюдает?
— Ты себя нормально чувствуешь, Игнат?
Воздух загустел, потом стал прозрачным. Появился звук камертона, который через мгновение исчез.
— Проснулся?
— Привет, Рита.
— Игнат, я убегаю на работу. Завтрак на столе, обед на плите. Вечером зайду. Не скучай.
— Хорошо, – я запнулся, – да, конечно. Найду себе занятие. Рита, если сможешь, то узнай, где находится мой отец. Кожевников Вячеслав Иванович.
— Разве ты не знаешь, что он находится в закрытом учреждении?
— Знаю. И что? Мне нужно с ним встретиться, Рита. Очень-очень нужно встретиться и поговорить.
— Я поговорю со Свешниковым, Игнат. Обещаю не забыть..
***
Свешников, после очередного никому не нужного заседания, вышел в приёмную. Там его ждала Рита и по лицу девшки генерал понял, что произошло что-то серьёзное.
— Заходи, – вместо приветствия произнёс Свешников.
Рита покачала головой: разговор конфиденциальный. Генерал вышел в коридор, подошёл к двери лифта.
— Игнат?
— Да.
Когда они сели на скамейку у фонтана во дворе института, генерал произнёс:
— Я предполагаю, что у Игната начали путаться воспоминания. Так?
— Да, – согласилась Рита. – Сегодня он мне показывал на небе дирижабли, Николай Викторович.
Свешников присвистнул:
— Говорил же тебе, Рита, убрать все воспоминания дубль-Кожевникова.
— Говорили, но только не сказали, как это сделать. Весь объём воспоминаний у Игната, не нашего, находится в .. как бы понятно объяснить. В закрытой папке, которую удалить и взломать практически невозможно. Нужен маркер-ключ или пароль. Насколько я знаю, только один человек и один институт занимался подобными проблемами.
— Вот как? И кто этот человек? – спросил генерал.
— Отец Игната. Кожевников Вячеслав Иванович. О нём, кстати, мне сегодня напомнил Игнат.
— Вот оно в чём дело. Но Кожевников, по-моему, не вполне адекватный человек, – произнёс Свешников. – Он проводил над людьми опыты за гранью. Да, они так и назывались. За гранью. Почему Игнат вспомнил об отце, интересно?
— Этого я не могу знать. Но точно то, что он видит по ночам странные сны. Какой-то исход цивилизации людей, господство искусственного интеллекта, машин и механизмов, андроидов и роботов. Бред какой-то. Но Игнат рассказывает о сне почти каждое утро и ни разу не сбился. Чередование событий, во всяком случае, одно и тоже. Смирнов с вами давно на связь выходил?
— Давно и слава Богу, что давно. После появления дубль-Кожевникова ни одного визитёра. Как будто загадочная организация решила сделать паузу, что-то переждать. Может я и ошибаюсь, но как-то странно всё совпало. Настоящий Кожевников умер и через несколько часов… Вот я идиот, Рита! Дожил до седых волос, а ума не набрался. У нас умер Тимофей Зарубин. Так?
— Да.
— В польском филиале программы «Сезам» также, при задачах обстоятельствах, оператор умер во время сеанса. Смирнов мне сказал, что всего визитёров было трое, Рита. Трое, понимаешь? Невольно задумаешься о фракталах и кривой Коха.
— Не понимаю о чём вы говорите, Николай Викторович.
— Эти кривые показывают тип самоподобия, который в точности повторяет начальный шаблон. Ты, Рита, езжай к Игнату, побудь сегодня с ним. Хорошо?
— Я вспомнила о фракталах. Этой темой, вплотную, причём, занимался доктор Кожевников, – произнесла Рита, вставая со скамейки.
Свидетельство о публикации №219112800848