Что общего между семеновской Валькирией и слэшем

Мы с коллегой и подругой - матушкой Юлией Кулаковой - обсуждали возможность написания статьи о причинах засилья слэша в фанфикшене, однако сошлись на том, что годы наши уж не те и здоровья не хватит. Придется же читать, набирать материал для анализа!
В общем, решила я пока написать этот пост, а матушка Юлия, если/когда захочет и сможет, дополнит. Тем более что фэндомы нам знакомы разные: матушке - аниме, мне - "Мизераблефэндом", "Алый Первоцвет", частично "Орел Девятого легиона" и "Гарри Поттер".
Итак. Энное количество подслэшенных фанфиков мне таки пришлось одолеть (естественно, читала я ДО того момента, как "все заверте...", потому что нервная система у меня одна, а гормонально заряженных графоманок много). Откровенно плохо написанные, задуманные ради порнушки в финале тексты я отбраковывала сразу, оставляя лишь претендующие на сюжетность и психологизм.
Некоторые из фанфиков хорошо написаны, их интересно читать (опять-таки, ДО). И совершенно непонятно, ну ЗАЧЕМ дружеские отношения лиц одного пола "вдруг, вдруг, вдруг" переводятся в эротическую плоскость? Чего им недоставало в формате дружбы, товарищества? Точнее, чего автору недоставало?
А вот чего.
1. Авторы едины в том, что совершенно превратно и неправильно понимают дружбу. Они путают ее с необременительным приятельством, в то время как правы были древние греки, трактовавшие дружескую привязанность - filia - как вид любви. Еще в 19 веке это понимали правильно. Друзья могут умереть вместе, как Роланд и Оливье, могут жить вместе, как Холмс и Ватсон, - по той простой причине, что они близкие люди. И никакой "гомоэротики" (или порнографии, я слабо разбираюсь в сортах дерьма).
Дружба долговечнее любви, прочнее любви, ДОБРЕЕ любви. Влюбленные куда как часто эгоистичны, сосредоточены на собственных чувствах и фактически используют один другого, да к тому же - манипулируют, дергают за нервные окончания, проверяя, каков объем их власти. Влюбляются порой, даже не успев как следует познакомиться. Друзьями становятся, это процесс. Все мы слышали фразу: "Витька, конечно, сволочь, но я же его люблю!" - но невозможно представить себе, как та же самая девушка говорит: "Наташка, конечно, свинья, но она же моя подруга!" Со свиньями не дружат.
Дружба включает и принятие, и нежность, и готовность делиться ресурсом, и умение быть рядом в горе и утешать (а не только помогать деятельно, что порой просто невозможно, да и не нужно - а нужно именно разделять чувства человека, не оставлять его наедине с эмоциональным киселем и умственной жвачкой).
Слэшеры же редуцируют дружеские отношения до поверхностно-приятельских, знаете, когда жаловаться неприлично, тут же услышишь - "Не ной". И когда у тебя локальный (но для тебя-то глобальный) конец света, а приятель занят-устал-смотрит трансляцию важного футбольного матча. Вот отсюда и странная идея о "недостаточности" дружбы.
2. Авторы, очевидно, не верят, что можно получить многие витально необходимые вещи - принятие, заботу, поддержку, утешение, ласку - иначе как через постель. Похоже, их никто никогда не обнимал без того, чтобы слиться в экстазе (как раз мужья и любовники этим грешат, зато друзья обоего пола тактильно выражают привязанность без повода и, разумеется, не в качестве прелюдии к сексу). К сожалению, это объяснимо. В нашей жизни так много грубости, холода и так мало доброты, что, по меткому выражению мой подруги, стоит сесть на стул - и всё, у тебя уже роман со стулом. И все больше становится индивидуумов, способных кратковременно изобразить заботу и человеческое отношение только ради постели. И хватает девочек всех возрастов, соглашающихся на секс ради иллюзии избавления от одиночества.
3. Авторы - дамы, и чисто по-женски, в рамках культурной модели, САКРАЛИЗУЮТ эротическую любовь в ущерб другим человеческим чувствам и отношениям. Что это значит? - Прежде всего, то, что они ПЕРЕОЦЕНИВАЮТ эту самую любовь и инфантильно НАГРУЖАЮТ ЕЕ посторонними ей смыслами. Это когда возлюбленный - мама, папа, лучшая подруга, ресурс и источник всех благ, и соединение с ним автоматически приравнивается к счастью. Вот они и не умеют желать счастья персонажам (с которыми подчас сознательно или неосознанно идентифицируются) иначе как через эротическое слияние с другим.
4. А причем же тут "Валькирия"? - При том, что это эталонный, отлично написанный, захватывающий дамский роман. Не исторический, хотя матчасть на высоте, а дамский. В центре - юная дева в активном поиске. Она переживает различные приключения, но все ее душевные силы сосредоточены на поиске и ожидании, и каждый новый чувак, появляющийся в поле зрения, заставляет ее нервно подпрыгивать: Он?! не Он?!!
ЕГО нет - и дева несчастна, ОН наконец расчехлился (а до этого пугал и обижал ее, как дурно воспитанный влюбленный подросток) - "и взошло золотое, ликующее вешнее солнце" и т.д. Хотя я на месте героини призадумалась бы, а вдруг он и впредь будет ее пугать и обижать? Может, у него такая специальная любовь?..
Но девы такими вопросами не заморачиваются.


Рецензии